Джон Голсуорси (1867-1933)

Билет 15

Английская литература XX век. Б. Шоу, Д. Голсуорси, Дж. Джойс, Д. Г. Лоуренс, О. Хаксли, Дж. Оруэлл.

Английская литература XX век.

Общая характеристика:

 сдвиг восприятия колонизаторской политики;

 отказ от рационализма и позитивизма;

  смена методологии реализма.

Общественная ситуация:(1-ая половина 20 века)

Участие в Первой мировой войне. 1916 - восстание в Ирландии, перешедшее в гражданскую войну. Как следствие событии • появление литературы «потерянного поколения».Олдинггок «Смерть героя» и модернистской литературы, приоритетное направление которой – эксперимент с формой.

Период -модернизм (с 1901-1960)

Преобладающий жанр -роман

Самые известные авторы и произведения: Бернард Шоу «Пигмалион»(Pigmalion), Герберт Уэльс «Война миров» (War of the Worlds), «Человек-невидимка» (The Invisible Man)

Литература 1 пол. 20 в. В литературе продолжается критика викторианского наследства в различных видах сатирического обличения. Можно добавить еще интерес к политике и соц. Вопросам.

Литература при Эдуарде VII

Период назван в честь короля Эдуарда VII и охватывает время начиная со смерти королевы Виктории (1901) и заканчивается началом Первой мировой войны (1914). В это время Британская империя была на высоте, и богатые утопали в роскоши. Однако, четыре пятых английского населения жили в нищете. И произведения этого периода отражают в себе эти социальные условия. Среди писателей обличающих классовой несправедливости и эгоизм высшего сословия были такие писатели, как Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс. Другие писатели того времени: Джозеф Конрад, Редьярд Киплинг, Генри Джеймс, Е. М. Форстер.

Литература при Георге V

Многие писатели эпохи короля Эдуарда VII продолжают писать и в этом периоде. Помимо них пишут так называемые Георгианцы, среди которых такие поэты как Руперт Брук и Дэвид Герберт Лоуренс. Они в своих стихах описывают красоту сельских пейзажей, умиротворенность и покой природы. Писатели этого периода экспериментируют с темами, формами и стилями. Среди них: Джеймс Джойс, Д. Лоуренс и Вирджиния Вульф. Драматурги: Ноэл Кауард и Сэмюэл Беккет.

Критический реализм представлен творчеством Джона Голсуорси (знаменитым романом «Сага о Форсайтах» (1906-1921) - анализ «форсайтизма» как болезни нации (чрезмерно разовое чувство собственности, которое определяет жизнь, а также характеризует последствия эгоизма). В семье Форсайтов - все общество с его погоней за преуспеванием. Собственнический инстинкт постепенно распространяется на человека, на его духовный мир. Это многоаспектный показ последствий собственнически идеологии.

Эпический роман приспосабливался ко времени перемен и в романе Голсуорси появляется несобственно прямая речь (тон размышления автора).В начале века была подготовлена почва для развития модернизма. После войны появились произведения, объясняющие новую эпоху и нового человека 20в: Т Эллиот;«Бесплодная земля»(1922),«Улисс» Д Джойс,«Мисс Дэллоуэй» В Вулф (1925).

На ранних стадиях английский модернизм был связан с экспериментаторством, наиболее характерные четрты которого воплотились в романе Джеймса Джонса (1882 - 1941) «Улисс» (был запрещен к публикации в Англии и в США).

Литература во время Второй Мировой войны и послевоенный период

Вторая мировая война оказала огромное влияние на творчество писателей того времени. А последующие поколения росли на историях об этой ужасной войне. Эти перемены нашли отражение в английской культуре. Как и во всех странах Запада, изменился социальный состав ее носителей: если еще в 1930-е годы тон в культуре, как традиционно для Британии, задавали представители привилегированных классов, то после войны с разрушением классовых барьеров доступ к высокой культуре и образованию получили самые широкие слои общества. В связи с этим писатели старшего поколения вплоть до 1970-х годов не раз высказывали беспокойство по поводу снижения образовательного и культурного уровня британцев.И в самом деле, параллельно «массовизации» высшего образования в 1950 — 1960-е годы шел взрывной рост массовой культуры



В первые послевоенные десятилетия самыми влиятельными английскими писателями были заявившие о себе еще в 1930-е годы Дж. Оруэлл, И. Во, Г. Грин. Все они в разной степени критиковали государство «всеобщего благоденствия» за урон, который эгалитаризм неизбежно нанес среднему классу и его культурным ценностям; все протестовали против ускорившейся американизации английской жизни. Их послевоенные произведения — горькие размышления о нынешнем положении Англии, а также о перспективах ее будущего развития. Этот литературный ряд открывают произведения Джорджа Оруэлла (George Orwell, 1903—1950), принесшие ему мировую славу, — притча «Звероферма» (Animal Farm, 1945) и роман «1984» (1949). В них Оруэлл достигает уровня свифтовской сатиры.

«1984», как и «О дивный новый мир» Хаксли, — антиутопия, роман об опасности тоталитаризма. Жизнь в трансатлантическом государстве Океания, где Британия является всего лишь «взлетно- посадочной полосой номер один», строится на принципах Ангсоца


Оруэлл блестяще вскрывает механизмы тоталитарной пропаганды с ее все извращающей ложью, культом насилия, демагогическими лозунгами («война — это мир», «свобода — это рабство», «незнание — сила»).
Роман Оруэлла стал не только неким пособием, по которому европейцы долгие годы составляли представление об СССР, но и, наряду с антиутопиями Е. Замятина («Мы», 1924) и Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту», 1953), шедевром жанра, напоминавшим человеку Запада, к чему ведут личная бездуховность, а также равнодушие к разделению социума на «резервации» для немногих богатых и «мир масс», удовлетворяющих только самые примитивные потребности.


 Именно в последнюю треть XX века в английском литературном сознании укоренилось представление о субъективности любого текста и, соответственно, о разрушении всех форм художественной каноничности. Вместо более или менее устойчивого образа «английскости» возникло множество версий того, что значит ощущать себя англичанином, жить в Англии, быть носителем английского языка.


Джордж Бернард Шоу (1856-1950) — выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы;

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.







Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа— своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot»— роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма— это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдаёт трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнаёт, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В пьесе «Профессия миссис Уоррен» (1893) молодая девушка узнаёт, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.

Пьесы Бернарда Шоу, как и пьесы Оскара Уайльда, включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем. В этом он близок к драматургии Ибсена с его реалистической драмой, которую он использовал для решения социальных проблем.

Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906), показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.

До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион» (1912), были хорошо известны лондонской публике.

В наиболее популярной пьесе «Пигмалион», основанной на сюжете древнегреческого мифа, в которой скульптор просит богов, чтобы они оживили статую, Пигмалион предстает в виде профессора фонетики Хиггинса. Его Галатея— это уличная торговка цветами Элиза Дулитл. Профессор пытается исправить язык девушки, которая говорит на кокни. Таким образом, девушка становится похожей на благородную женщину. Этим Шоу пытается сказать, что люди отличаются только внешне.

Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны, была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу— юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколебалась.

Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали. Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions, 1946-48), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа, и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер.

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна» (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

В пьесе «Женева» (1938) автор утверждал мысль, что люди должны развивать технологию продления жизни для того, чтобы они могли развивать мудрость, которая понадобится им для самоуправления.

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Цикл пьес "Неприятные пьесы", "Приятные пьесы","Пьесы для пуритан” (с 1892 по 1899г.);  Отсутствие интриги;

  пьесы-дискуссии;

 "Святая Иоанна“ 1923г..

Джон Голсуорси (1867-1933)

 Роман “Вилла Рубейн” 1900г

.  Пьеса "Серебряная коробка" 1906г.

 Роман "Остров фарисеев” 1904г.

  Роман "Собственник" 1906г.  Роман "В петле” 1920г.  Роман "Сдается в наём” 1921г

 Романы "Белая обезьяна", "Серебряная ложка", "Лебединая песня" (с 1924 по 1928 г.).

  "Конец главы«(1930гг)

"Сага о Форсайтах"

 Роман-эпопея, семейная хроника;

 задача автора —рассказать не только о жизненных перипетиях одного или нескольких человек, но и об исторических судьбах, о развитии истории, о процессах в общественной жизни стран или страны;

 события в эпопее представлены не с точки зрения их прямого или косвенного отношения к какому-то конфликту, не группируются вокруг центрального конфликта (e.g. “Собственник”), а расставлены в линейной временной последовательности;

Джеймс Джойс (1882-1941)- ирландский писатель и поэт, представитель модернизма;

 Интуитивизм (А. Бергсон);

 Интуиция— это абсолютная альтернатива разума;

  "Поток сознания" (stream of consciousness) представляет собой алогичный внутренний МОНОЛОГ, воспроизводящий хаос мыслей и переживаний, мельчайшие движения сознания. Это — свободный ассоциативный поток мыслей в той последовательности, как они возникают, перебивают друг друга и теснятся алогичными нагромождениями;

 Композиция романа трехчастная:

 Часть первая — "Телемахида" — состоит из трех: эпизодов: 1) "Телемак", 2) "Нестор", 3) "Протей".  Часть вторая — "Странствия Одиссея" — включает эпизоды: 4) "Калипсо", 5) "Лотофаги", 6) "Гадес" (Аид), 7) "Эол", 8) "Лестригоны", 9) "Сцилла и Харибда", 10) "Бродячие скалы", 11) "Сирены", 12) "Циклоп", 13) "Навзикая", 14) "Быки Гелиоса", 15) "Цирцея".

 Часть третья — "Возвращение домой" — содержит заключительные эпизоды: 16) "Эвмей". 17) "Итака", 18) "Пенелопа".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: