Ценностное (в философии – аксиологичекое) содержание концепта может быть раскрыто в словесных формулах народной мудрости (фразеологизмы, пословицы), в афоризмах, афористических суждениях великих людей. Не случайно эти «сгустки» смыслов человечество избирательно «вынимет» из обширных контекстов, воспроизводит в поисках ответов на сущностные вопросы бытия, хранит для последующих поколений, транслирует в своих культурных текстах.
Обратимся к контексту афоризмов и афористических суждений, выражающих смысл концептов «верность» и «измена». Отметим, что в словесных формулах чаще используется синоним слова-концепта «измена» (предательство). Возможно, в большинстве случаев это объясняется влиянием культурной (евангельской) традиции: предательство Иуды Искариота. Например, стихотворение А.С. Пушкина «Подражание италиянскому» («Как с дерева сорвался предатель ученик…»), созданное не без влияния «Божественной комедии» Данте Алигьери.
1. Предатели предают прежде всего себя самих. Плутарх.
|
|
2. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Франсуа де Лярошфуко.
3. Верный может иногда отступать от буквы, даже от предписаний Евангелия, во исполнение более возвышенного закона – закона любви. Джон Мильтон.
4. Хранить верность – это достоинство, познать верность - это честь. Мария фон Эбнер-Эшенбах.
5. Мелких предательств не бывает. Андре Моруа.
Эмоциональное содержание понятия (концепта)
В процессе подготовки осмысленного самим учеником текста сочинения целесообразно актуализировать личностные эмоциональные «окраски» концептов «верность» и «измена». Ассоциативные связи концептов и индивидуальных образов-переживаний, образов-эмоций можно восстановить с помощью заданий и вопросов творческого характера. Например: Какие цвета вы подберете для символической картины «Верность»? Какие чувства художника будут выражать краски и оттенки?
Какой музыкальной композицией можно озвучить ключевой эпизодкинофильма «Измена»? Звучание каких инструментов будет преобладать? Каким будет темп музыкальной композиции? Будет ли меняться громкость в музыкальном фрагменте (forte – piano)? Важно в данном случае «раскрепостить» творческое, эмоционально насыщенное, воображение учеников, стимулировать их собственное словесное выражение эмоционального содержания концепта.