Как Вы думаете, феодальная раздробленность – это специфика развития русских княжеств или закономерный исторический процесс? Свой ответ обоснуйте

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства:

экономические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

политические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему были отсрочены во времени юридическое и фактическое начало феодальной раздробленности на Руси?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите позитивные и негативные последствия феодальной раздробленности на Руси.

позитивные __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ негативные ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните сравнительную таблицу «Крупнейшие политические центры Руси»

Линии сравнения Новгородская республика Владимиро-Суздальское княжество Галицко-Волынское княжество
Экономическое развитие      
Политическое развитие (форма государства, органы управления)      
Лидеры      

Перечислите органы управления в Новгородской республике и их функции.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было общего и в чем проявлялись особенности экспансии с Запада и Востока на Русь в XIII веке? Можно ли считать, что татаро-монгольское иго было более «предпочтительно» для Руси, чем возможное господство немецких феодалов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Каковы последствия монгольского нашествия на Русь? политические ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ экономические ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ социальные ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

демографические_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

культурные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Выделите основные этапы во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды во второй половине XIII–XV веках. Объясните __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правомерно ли ставить вопрос о том, что монгольское иго «задержало развитие Руси на 300 лет»? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Дайте определение понятий:

феодальная раздробленность _______________________________________

__________________________________________________________________

генеалогическая федерация ________________________________________

__________________________________________________________________

династическое правление __________________________________________

__________________________________________________________________

аристократическая республика _____________________________________

__________________________________________________________________

посадник _________________________________________________________

Тысяцкий _________________________________________________________

баскак __________________________________________________________

выход ____________________________________________________________

ярлык ____________________________________________________________

12. Персоналии:

Александр Невский ________________________________________________

Батый ____________________________________________________________

Юрий Долгорукий _________________________________________________

 

ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVII века)

 

Почему во главе процесса централизации русских земель стояло именно Московское княжество?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. О ком из великих московских князей писал знаменитый историк С.М. Соловьёв: «…расчётливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты деятельности… Этого правителя историки характеризуют как крупного государственного деятеля, человека больших политических замыслов и смелых начинаний» ---------------------------

Заполните таблицу «Объединение Руси»

Этапы объединения Основные центры Характеристика Основные события
Конец XIII - 80-е годы XIV вв.      
80 – е годыXIV в. – 1462 год      
1462-1533 гг.      

Заполните таблицу: «Реформы и контрреформы Ивана Грозного»

Сферы деятельности Реформы Контрреформы Результаты
Высшие органы власти      
Местное управление      
Военная сфера      
Экономическая сфера      
Культурная сфера      

Объясните, что изменилось в России после проведения реформ и контрреформ Ивана IV?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, в которых они принимали участие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ        СОБЫТИЯ

А) Борис Годунов                            1) подавление восстания под предво-

Б) Аввакум                                       дительством И. Болотникова

В) Кузьма Минин                            2) учреждение патриаршества   

Г) Василий Шуйский                       3) освобождение Москвы от поляков  

                                                         4) издание Соборного уложения

                                                         5) начало церковного раскола

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А Б В Г
       

Укажите причины Смуты и кризиса власти в начале XVII века

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются противоречивые точки зрения. Одной из таких спорных точек зрения является следующее положение – «Смутное время в России завершилось в 1613 году».

    Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить эту точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть.

    Аргументы подтверждения:

1) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------    Аргументы в опровержение:

1) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже приведены исторические деятели. Выберите одного из них и укажите: время жизни и правления, не менее двух направлений его деятельности с их характеристикой, результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

    1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Борис Годунов; 4) Михаил Романов; 5) Алексей Михайлович ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Впишите в соответствующие колонки таблицы наиболее значимые события внешней политики Московского государства XIV–XVII веков

Западное направление Восточное направление Южное направление
     

Заполните таблицу «Основные этапы закрепощения крестьян»

Дата Документ Значение
     

12. Сущность церковной реформы патриарха Никона _________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13. Перечислите новые явления в экономике России XVII века _________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Запишите определение понятий:

«Кормленщики» -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Юрьев день -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заповедные лета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урочные лета ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приказ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дъяк ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Земский собор ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Стоглав ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опричнина ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сословно-представительная монархия__________________________

_____________________________________________________________

Избранная Рада _______________________________________________

_____________________________________________________________

Смутное время _______________________________________________

_____________________________________________________________

Бунташный век ______________________________________________

_____________________________________________________________

Старообрядцы _______________________________________________

_____________________________________________________________

   

 

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ

 

Что такое модернизация?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем суть составляющих модернизацию элементов?

индустриализация ­ _______________________________________________

__________________________________________________________________

урбанизация – ____________________________________________________

__________________________________________________________________

демократизация – ________________________________________________

__________________________________________________________________

секуляризация – __________________________________________________

__________________________________________________________________

Каковы предпосылки петровских преобразований?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу «Реформы Петра I»:

Название реформы Сущность
Военная реформа  
Реформа государственного аппарата  
Реформы местного управления  
Налоговая реформа  
Реформа церковного управления  
Реформы в области образования и культуры  

Перечислите мероприятия Петра I в области экономического развития.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы итоги и цена петровских преобразований?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем состояла сущность политики просвещенного абсолютизма? В каких странах проводилась эта политика и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»:

Мероприятия, определяющие политику просвещенного абсолютизма Мероприятия, определяющие охранительные начала внутренней политики
   

Основные войны и расширение территории России в XVIII веке

Войны Территориальные приобретения
   
   
   
   
   

11. Дайте определение понятий:

протекционизм ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Коллегия _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сенат _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Синод ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

рекрут ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

подушная подать __________________________________________________

__________________________________________________________________

приписные крестьяне ______________________________________________

__________________________________________________________________

просвещенный абсолютизм _________________________________________

__________________________________________________________________

12. Персоналии:

«Птенцы гнезда Петрова» ___________________________________________

Меньшиков А.Д. ___________________________________________________

Потемкин Г.А. _____________________________________________________

Суворов А.В. ______________________________________________________

Румянцев П.А. _____________________________________________________

Пугачев Е.И. ______________________________________________________

Радищев А.Н. ______________________________________________________

 

ТЕМА 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: