______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства:
экономические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
политические ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему были отсрочены во времени юридическое и фактическое начало феодальной раздробленности на Руси?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Перечислите позитивные и негативные последствия феодальной раздробленности на Руси.
позитивные __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ негативные ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните сравнительную таблицу «Крупнейшие политические центры Руси»
Линии сравнения | Новгородская республика | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество |
Экономическое развитие | |||
Политическое развитие (форма государства, органы управления) | |||
Лидеры |
Перечислите органы управления в Новгородской республике и их функции.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было общего и в чем проявлялись особенности экспансии с Запада и Востока на Русь в XIII веке? Можно ли считать, что татаро-монгольское иго было более «предпочтительно» для Руси, чем возможное господство немецких феодалов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каковы последствия монгольского нашествия на Русь? политические ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ экономические ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ социальные ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
демографические_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
культурные______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Выделите основные этапы во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды во второй половине XIII–XV веках. Объясните __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правомерно ли ставить вопрос о том, что монгольское иго «задержало развитие Руси на 300 лет»? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Дайте определение понятий:
феодальная раздробленность _______________________________________
__________________________________________________________________
генеалогическая федерация ________________________________________
__________________________________________________________________
династическое правление __________________________________________
__________________________________________________________________
аристократическая республика _____________________________________
__________________________________________________________________
посадник _________________________________________________________
Тысяцкий _________________________________________________________
баскак __________________________________________________________
выход ____________________________________________________________
ярлык ____________________________________________________________
12. Персоналии:
Александр Невский ________________________________________________
Батый ____________________________________________________________
Юрий Долгорукий _________________________________________________
ТЕМА 3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVII века)
Почему во главе процесса централизации русских земель стояло именно Московское княжество?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. О ком из великих московских князей писал знаменитый историк С.М. Соловьёв: «…расчётливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты деятельности… Этого правителя историки характеризуют как крупного государственного деятеля, человека больших политических замыслов и смелых начинаний» ---------------------------
Заполните таблицу «Объединение Руси»
Этапы объединения | Основные центры | Характеристика | Основные события |
Конец XIII - 80-е годы XIV вв. | |||
80 – е годыXIV в. – 1462 год | |||
1462-1533 гг. |
Заполните таблицу: «Реформы и контрреформы Ивана Грозного»
|
|
Сферы деятельности | Реформы | Контрреформы | Результаты |
Высшие органы власти | |||
Местное управление | |||
Военная сфера | |||
Экономическая сфера | |||
Культурная сфера |
Объясните, что изменилось в России после проведения реформ и контрреформ Ивана IV?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, в которых они принимали участие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ СОБЫТИЯ
А) Борис Годунов 1) подавление восстания под предво-
Б) Аввакум дительством И. Болотникова
В) Кузьма Минин 2) учреждение патриаршества
Г) Василий Шуйский 3) освобождение Москвы от поляков
4) издание Соборного уложения
5) начало церковного раскола
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г |
Укажите причины Смуты и кризиса власти в начале XVII века
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются противоречивые точки зрения. Одной из таких спорных точек зрения является следующее положение – «Смутное время в России завершилось в 1613 году».
|
|
Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить эту точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть.
Аргументы подтверждения:
1) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Аргументы в опровержение:
1) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ниже приведены исторические деятели. Выберите одного из них и укажите: время жизни и правления, не менее двух направлений его деятельности с их характеристикой, результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Борис Годунов; 4) Михаил Романов; 5) Алексей Михайлович ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Впишите в соответствующие колонки таблицы наиболее значимые события внешней политики Московского государства XIV–XVII веков
Западное направление | Восточное направление | Южное направление |
Заполните таблицу «Основные этапы закрепощения крестьян»
Дата | Документ | Значение |
12. Сущность церковной реформы патриарха Никона _________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Перечислите новые явления в экономике России XVII века _________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Запишите определение понятий:
«Кормленщики» -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Юрьев день -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заповедные лета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Урочные лета ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приказ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дъяк ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Земский собор ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стоглав ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опричнина ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сословно-представительная монархия__________________________
_____________________________________________________________
Избранная Рада _______________________________________________
_____________________________________________________________
Смутное время _______________________________________________
_____________________________________________________________
Бунташный век ______________________________________________
_____________________________________________________________
Старообрядцы _______________________________________________
_____________________________________________________________
ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ
Что такое модернизация?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем суть составляющих модернизацию элементов?
– индустриализация _______________________________________________
__________________________________________________________________
– урбанизация – ____________________________________________________
__________________________________________________________________
– демократизация – ________________________________________________
__________________________________________________________________
– секуляризация – __________________________________________________
__________________________________________________________________
Каковы предпосылки петровских преобразований?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу «Реформы Петра I»:
Название реформы | Сущность |
Военная реформа | |
Реформа государственного аппарата | |
Реформы местного управления | |
Налоговая реформа | |
Реформа церковного управления | |
Реформы в области образования и культуры |
Перечислите мероприятия Петра I в области экономического развития.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы итоги и цена петровских преобразований?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем состояла сущность политики просвещенного абсолютизма? В каких странах проводилась эта политика и почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»:
Мероприятия, определяющие политику просвещенного абсолютизма | Мероприятия, определяющие охранительные начала внутренней политики |
Основные войны и расширение территории России в XVIII веке
Войны | Территориальные приобретения |
11. Дайте определение понятий:
протекционизм ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Коллегия _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сенат _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Синод ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
рекрут ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
подушная подать __________________________________________________
__________________________________________________________________
приписные крестьяне ______________________________________________
__________________________________________________________________
просвещенный абсолютизм _________________________________________
__________________________________________________________________
12. Персоналии:
«Птенцы гнезда Петрова» ___________________________________________
Меньшиков А.Д. ___________________________________________________
Потемкин Г.А. _____________________________________________________
Суворов А.В. ______________________________________________________
Румянцев П.А. _____________________________________________________
Пугачев Е.И. ______________________________________________________
Радищев А.Н. ______________________________________________________
ТЕМА 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА