Содержание пояснительной записки

Дипломный проект по уровню сложности должен отвечать теоретическим знаниям и практическим навыкам, полученным студентами за время их обучения в университете.

В отдельные части проекта студенты должны вносить некоторые результаты самостоятельной исследовательской деятельности и элементы новизны.

4.1. Введение

В связи с непрерывно изменяющимися объемами перевозок грузов и изменением их номенклатуры, перед работниками автомобильного транспорта возникает ряд задач: изменение структуры и количества подвижного состава (в зависимости от объёмов грузопотоков и их структуры); применение более совершенных конструкций автомобилей; повышение эффективности использования существующего подвижного состава; резкое повышение производительности труда и вскрытие внутренних резервов производства.

В этом разделе дипломного проекта необходимо дать технико–экономическое обоснование темы проекта, исчерпывающую характеристику современного состояния вопроса, обосновать темпы изменения эксплуатационных показателей, показать направление развития отдельных вопросов, разработка которых будет экономически целесообразна. Вся эта работа проводится в три этапа, сбор исходных данных (материалы, полученные в процессе преддипломной практики); обработка собранного материала; анализ полученных данных и соответствующие ВЫВОДЫ.

Учитывая нестабильную ситуацию в экономике Украины, исходные данные к проекту изучают за период 2 – 3 года, используя для этого отчеты автотранспортных предприятии, сведения из отечественной и зарубежной литературы.

 

4.2. Исследования рынка транспортных услуг (грузовых или пассажирских перевозок)

 

4.2.1. Изучение спроса и его динамики

 

Пассажирские перевозки

 

В данном разделе необходимо рассмотреть какие методы изучения пассажиропотоков рекомендуется использовать при обследовании пассажиропотоков на направлениях перевозки или отдельных маршрутах следования транспортных средств. При этом необходимо учитывать жёсткие ограничения установленные законодательством в сфере организации пассажирских перевозок, а также обосновать, какие из приведенных методов и почему (учётом точности получаемых результатов и прогнозов) приняты в дипломном проекте.

Следует помнить, что при организации обследования пассажиропотоков необходимо применять несколько методов обследования, так как один метод имеет невысокий уровень точности контролируемых параметров и вносит существенные погрешности в результаты возможного прогноза изменения объёмов перевозок пассажиров. Самыми неточными методами из всех существующих являются глазомерный и анкетный метод обследования пассажиропотоков. Уровень точности данных методов находится в пределах 6 – 11 %. Поэтому, при организации обследования пассажиропотоков, данные методы могут использоваться только в крайних случаях (при открытии новых маршрутов [Приказ Министерства транспорта Украины от 21.01.1998 г. № 21 «Об утверждении Порядка и условий организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»]).

По завершении выбора метода обследования маршрутов необходимо привести данные обследования пассажиропотоков и дать анализ их изменения. Данные могут быть представлены в виде таблиц или графиков (гистограмм, круговых диаграмм и т.д). Например:

«Согласно наблюдений, которые были проведены за несколько лет установленные следующие коэффициенты неравномерности объемов перевозок. (см. таблицу 1.1)».

 

Таблица 1.1 - Значение коэффициентов неравномерности в зависимости от времени года

 

 

Зима

Весна

Лето

Осень

Кн

0,71

1,0

0,8

1,0

 

 

Рисунок 3 - Изменение объема перевозок согласно времени года.

 

Кроме того, в данном разделе целесообразно рассмотреть, какие маршруты и на каких участках имеют дублирование, величину перекрытия маршрутов и обязательно должна быть проведена оценка (на основе натурных исследований, полученных на предприятии или в ходе обследования маршрута) степени перекрытия маршрутов и уровень их воздействия на величину коэффициента спроса на данный вид перевозок по маршруту или направлению. Результаты могут быть представлены в виде табличных значений или графической зависимости. Например:

Кроме того, в работе целесообразно привести результаты величины распределения пассажиропотоков (или коэффициентов неравномерности потоков) по времени суток. Результаты могут быть представлены как в табличной, так и графической форме. Например:

 

4.2.2. Прогнозирование спроса

 

Целью данного раздела является установление аналитической зависимости, позволяющей с высокой точностью производить оценку изменения производственной программы на перспективу.

Для решения данного вопроса должны быть точно известны следующие данные:

 

Таблица 4.1 – Величина пассажиропотоков по маршрутам с учётом степени их дублирования

 

№ маршрута Величина суточного объема перевозок % пассажиров в общем потоке

5

22450

4,3

9

4285

0,8

5846

1,1

12

32412

6,3

23

12257

2,4

29

19874

3,8

29а

16025

3,1

42

12014

2,3

42а

11256

2,2

42б

22325

4,3

47

28214

5,5

57

29394

5,7

59

28358

5,5

65

25945

5,0

67

32945

6,4

70

12821

2,5

72

19453

3,8

73

11256

2,2

73а

18956

3,7

76

38789

7,5

76а

33254

6,4

77

43890

8,5

78

35004

6,8

Сумма:

517023

100

 

Рисунок 4 - Распределение объема перевозок пассажиров на маршруте № 77 в зависимости от времени суток

 

Рисунок 5 - Распределение объемов перевозок по маршрутам

 

 

Ø потребность данного района, города и области в автомобильных перевозках и специализированном на выполнении определенной работы подвижном составе;

Ø размещение действующих и вновь организуемых автотранспортных предприятий (объединений) и их мощность;

Ø величину приведенных затрат на строительство (реконструкцию) и эксплуатацию данного автотранспортного предприятия (объединения);

Ø возможную величину затрат на нулевые пробеги единицы подвижного состава в зависимости от расположения заказчика.

При этом следует помнить, что именно оценка производственной программы на перспективу позволяет принять окончательное решение об экономической целесообразности строительства или реконструкции АТП.

Для определения прогнозных значений в дипломном проекте могут быть использованы любые модели, рассмотренные в курсе дисциплины «Основы теории транспортных процессов и систем» (линейные, квадратические, логарифмические, экспоненциальные, модели «спроса», модели «эластичности», «двойственные задачи», полином Ньютона и т.д.). Однако студент обязан в данном разделе обосновать выбор одной из моделей, исходя из условий точности получения прогноза.

Кроме того, в проекте может быть применена методика, предложенная научно-исследовательским институтом «ГосавтотрансНИИАпроект», которая заключается в следующем.

Студент проводит обследование интересующего его района перевозок и, на основании полученных данных (результаты натурных обследований, работа с предприятиями, данные обладминистрации и т. д.).

В зависимости от пасажироподвижности населения существует определенный уровень заполнения транспортных средств. Таким образом, при разработке маршрутов движения и составлении графиков работы пассажирского транспорта во внимание принимаются виды запланированных поездок, определяется ожидаемый пассажиропоток с учетом времени и рассчитывается необходимое количество подвижного состава. 

При рассмотрении количества жителей было определено, что по статистическим данным на квартале «Южный» живет 217 тис.чел. согласно к нормативным расчетам проведенных Госнииавтотранс Украины определим пасажироподвижность населения и среднегодовое количество поездок пассажиров

 

Nпоїдзок = Nмеш * (К1nр + К2nу + К3nін ) * Дк                       (1.2)

 

где    Nжит - количество населения, которое живет в данном районе;

nр - среднесуточное количество поездок работающего населения;

nу - среднесуточное количество поездок населения, которое учится;

nik - среднесуточное количество поездок других категорий населения;

К1, К2, К3 - соответственно удельный вес каждой категории населения в общем объеме перевозок пассажиров;

Дк - календарное число дней в анализируемом периоде.

Nпоїдзок =217000*(0,55*2+0,25*2,5+0,2*1,8)*365=165142425 поездок в год.

 

4.2.3. Сегментация рынка

 

Сегментацию городских пассажирских перевозок, возможно, провести по основным направлениям. К этим направлениям можно отнести:

-      сегментация по демографическому признаку;

-      сегментация по поведенческому признаку;

-      сегментация по видам перевозок;

        Сегментация по демографическому признаку предусматривает деление на группы по таким демографическим данным:

-      рабочие и служащие;

-      учащиеся;

-      другие.

Сегментация за средним показателем поездок на год:

-      работоспособные и служащие;

-      те что учатся;

-      другие.

Сегментация по средним показателям поездок за год:

-   рабочие и служащие;

-   учащиеся;

-   другие

- Сегментация по среднему количеству поездок за сутки:

- Рабочие и служащие;

- - учащиеся;

 

 

Рисунок 6 - Сегментация рынка транспортных услуг для квартала «Южный» и «Восточный9» г. Луганска по демографическому признаку

 

- Рисунок 7 - Сегментация рынка транспортных услуг в г. Луганске за средним показателем поездок на год

Рисунок 8 - Сегментация рынка транспортных услуг в г. Луганск по средним количествам поездок за сутки

 

Рисунок 9 - Сегментация объемов перевозок по маршрутам в процентном соотношении

 

4.2.4. Конкуренты и их характеристика

 

В данном разделе необходимо провести оценку возможных источников конкуренции, с точки зрения законодательных ограничений и реальных условий организации перевозочного процесса. Необходимо рассмотреть вопросы перекрытия, совмещения и дублирования маршрутов, определить какие из них могут быть учтены, а какими можно пренебречь и не учитывать в анализе как маршруты, отвлекающие на себя часть пассажиропотоков. Сделать выводы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: