Поработаем молотком.
Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.
Загадка.
Сам худ,
Голова с пуд.
Стучит; «Тук- тук,
Тук-тук».
Попросите ребёнка изобразить молоток, произнося при этом: «Тук- тук, тук- тук».
Отвёртка.
Скажите ребёнку: «А теперь поможем папе вворачивать в стену шурупы, на них мы повесим полку для книг».
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.
Надо нам отвёртку взять
И вращать, вращать, вращать.
Пила.
Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилит» ею вперёд – назад.
Загадка.
Едет, едет взад – вперёд,
На две части разоймёт.
С ней работать я привык,
«Вжик – вжик, вжик – вжик…».
Попросите ребёнка самого изобразить пилу и повторить её песенку: «Вжик-вжик, вжик-вжик»
На прогулку – круглый год.
Осенняя пора.
Листопад.
Скажите ребёнку: «Подул ветерок - зашелестели листочки на дереве. Вот послушай…».
Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами. Эффект шуршания получается за счёт трения пальцев друг о друга.
Попросите ребёнка изобразить, как шуршат листочки на ветру, и послушать их шорох.
Скажите ребёнку: «А ветер дует всё сильнее, один за другим облетают листья с дерева – начинается осенний листопад».
Поднимите руки на уровень плеч и начните плавно сближать и разводить их в стороны, постепенно опуская ниже и ниже.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
Зонтик.
Скажите ребёнку: «Дождь идёт, а мы не боимся, потому что у нас есть…»
Изобразите зонтик и попросите ребёнка угадать задуманный предмет. Для этого поднимите левую ладонь и согните её так, чтобы получился купол. Указательным пальцем правой руки упритесь в середину левой ладонью (ручка зонтика).
Загадка.
Из-под крыши крыша
Под дождик вышла.
И рады мы проказам матушки – зимы…
Снегопад.
Согните руки в локтях и поднимите их. Плавными зигзагами, образными движениями, не спеша опускайте руки.
Скажите ребёнку: «Всюду лежит белый пушистый снег: на земле, на деревьях, на крышах домов»
Мороз.
Расскажите малышу стихотворение:
Но вечер приближается (разведите руки в стороны) –
Вьюга начинается
(покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) –
Щиплет щёки, щиплет нос
(пальцами слегка ущипните нос и щёки)
Солнышко.
Скажите ребёнку: «Встало утром солнышко, осветило всё вокруг своими ласковыми лучиками»
Согните руки в локтях и поднимите их, скрестите их, прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы растопырьте, словно это солнечные лучи.
Весна в окно стучится….
Солнышко проснулось.
Проснулось теплое солнышко | (не спеша поднимите руки и разведите их в стороны). |
Осветило, обогрело землю своими лучиками | (пальчиковое упражнение «Солнышко»). |
Треснул на реках лёд | (сцепите кончики пальцев, с усилием потяните руки, пытаясь разорвать место соединения). |
Ручейки побежали Запели, зажурчали. | (соедините ладони и совершите несколько волнообразных движений) |
Весной в лесу.
Хорошо весной в лесу! На деревьях лопнули почки- Показали нос листочки | (согните руки в локтях, поднимите, сожмите в кулаки – это «почки»; резко разожмите кулаки и покажите ладошки, ладони прижаты друг к другу – это «листочки»). |
А в саду уж перезвон | (прижмите ладони друг к другу тыльными сторонами, пальцами вверх; пальцы раздвиньте и чуть согните, как ветки дерева), |
Летят скворцы со всех сторон. Не волнуйтесь, что вы, что вы! Вам дома уже готовы | (соедините кончики пальцев и расположите их под углом друг к другу – это «крыша домика»; кончики больших пальцев также соедините). |
Будут скворцы в скворечниках жить, Сады от вредных жуков сторожить. Спасибо, скворцы! Затем попросите ребёнка отгадать загадку: Есть на дереве дворец – Во дворце живёт певец. Он не лает, не кусает, Сад фруктовый охраняет. (Скворец).
|
Ах, лето красное...
Расскажите малышу: «Вот и лето за весной пришло. В это время года дети живут на даче, в деревне. Там можно увидеть много нового и интересного. Отправимся на зелёный лужок. Солнышко светит, цветы благоухают, над ними бабочки порхают да пчёлки летают. Вдруг мимо промчался майский жук. Летит, жужжи, куда-то спешит. Хорошо летом на лугу!
Жук.
Пальцы сожмите в кулак. Указательный палец и мизинец выпрямите, разведите в стороны и пошевелите ими, словно это усы у жука.
Загадка.
Попросите ребёнка изобразить жука и прочитайте стишок: Жук летит- жужжит, жужжит И усами шевелит.
Бабочка.
Прижмите ладони друг к другу – бабочка сложила крылышки. Разведите ладони в стороны, руки остаются соединенными лишь в области запястья – бабочка машет крыльями.
Загадка.
Над цветком порхает, пляшет =
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Пчела.
Пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указательный палец, повращайте в разные стороны. Не забудьте пожужжать!
Загадка.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
Комарик.
Покажите пальчиковое упражнение «Пчела», но при этом не жужжите, а произносите звук: «З-з-з…» Дотроньтесь пальчиком до малыша, как будто комарик его укусил.
Загадка.
Не зверь, не птица –
Нос как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Кровь свою прольет. (Комар)
Здравствуй, комарик! Попросите малыша изобразить комарика. Скажите малышу, что ваш комарик хочет поздороваться с его комариком. Для этого дотроньтесь кончиком указательного пальца до пальчика ребёнка и скажите; «З-з-здравствуй, комарик! »
Морские приключения.
Начните игру с таких слов: «Тот, кто был на море, тот, конечно, видел такую картину…»
Волны.
Согните руки в локтях, переплетите кончики пальцев, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцеплёнными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе.
Вы узнали? Это море.
Кит.
Скажите ребёнку: «Ой, а кто это такой большой – большой плывёт по волнам?»
Вытяните руки вперёд, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая округлое тело кита.
Загадка.
Через море – океан
Плывёт чудо – великан,
Фонтаны пускает,
Кто его узнает?
(Кит)
Дельфин.
Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.
А рядом вижу чьи – то спины,
Плывут на волнах ко мне…
дельфины.
Пароход.
Поставьте слегка округлённые ладони на рёбра. Прижмите их к поверхности стола. Кончики указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите – это труба парохода.
Посмотрите: пароход по волнам плывёт вперёд.
Бинокль.
Сложите пальцы так, чтобы получились окуляры бинокля, и поднесите окуляры к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.
Подзорная труба.
Ещё раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу –
Влево, вправо, на корму.
Кораллы.
Согните перед собой руки в локтях. Пальцы раздвиньте веером.
А под водой подводные лодки стоят.
Это – кораллы.
Вы их узнали?
В мире животных.
Домашние животные.
Расскажите ребёнку, что у людей есть верные друзья и помощники – домашние животные: корова, лошадь, кошка, курицы и гуси. Предупредите, что вы попробуете показать этих животных и рассказать о них.
Корова.
Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в стороны – получатся «рога». Покачайте рукой, произнеся при этом: «Му-у-у…» (положение пальцев то же, что и в пальчиковом упражнении «Жук»).
Загадка.
Стоит копна посреди двора –
Впереди вилы, сзади метла.
(Корова)
Лошадь.
Правую ладонь держите горизонтально, тыльной стороной наружу,- это «морда лошади». Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней – это «уши лошади», остальные пальцы левой ладони – «грива».
Загадка.
Груз везёт,
Сено жуёт,
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает
(Лошадь)
Попросите ребёнка повторить ваши действия и спеть песенку лошадки: «И-го-го, и-го-го – поскачу я далеко!»
Кошка.
Средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко,- это «мордочка кошки». Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки.
Загадка.
Мягкие лапки,
А в лапках цап- царапки.
(кошка)
Покажите, как кошка выпускает коготки. Для этого нужно поджать кончики пальцев и зашипеть: «Ф-ф-ф…»Затем выпрямите пальцы и скажите: «Мяу».
Попросите ребёнка показать сердитую и ласковую кошку.
Собака.
Средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда собачки». Указательный палец и мизинец поднимите – это «уши».
Загадка.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Гав, гав, гав! (собака)
Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого слегка разводите пальцы, изображающие собачью морду.
Петушок.
Пальцы обеих рук переплетите в замок. Поочерёдно поднимите пальцы.
Петя, Петя, Петушок,
Покажи свой гребешок.
Вот этак и вот так:
То ладошка, то кулак.
Курочка.
А теперь покажите малышу курочку. Курочка похожа на петушка, только пальцы («гребешок») должны быть полусогнуты.
Загадка.
Зернышки клюёт:
«Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!» (Курочка)
Пусть малыш изобразит курочку и покажет, как она кудахчет: «Ко-ко-ко!»
Цыплята.
Загадка.
Вышла курочка гулять,
Свежих зёрен поклевать,
А за ней ребятки –
Жёлтые…. (Цыплятки)
Каждый пальчик (это «цыплята») по очереди соедините с большим, при этом каждый цыплёнок должен пропищать: «Пи-пи!»
Гуси.
Поднимите согнутые в локтях руки. Ладони должны находиться под прямым углом к предплечью. Большой палец соедините с указательным (получится «гусиный клюв»), а все остальные плотно прижаты друг к другу. Теперь можно раскрыть «клюв», опуская большой палец, и сказать на «гусином» языке: «Га-га-га!»
Загадка.
По двору гуляет,
Шею загибает,
Шипит и гогочет.
Чего же он хочет?
Ущипнуть за пятки –
Берегись, ребятки! (Гусь)
Утка.
Расположите предплечье горизонтально. Пальцы сложите щёпотью, большой палец напротив остальных – получится «клюв». Раскрывая «клюв»,
Загадайте загадку:
Загадка
Кря-кря!
Ищу червя,
Кто я? (Утка)
Дикие животные.
Медведь
Обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это «ноги медведя. Средний палец согните – получится «медвежья голова».
Загадка.
Кто в лесу глухом живёт –
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (Медведь)
Белка.
Средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка белки». Указательный указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «ушки». Быстро соединяя и разъединяя пальцы, покажите, как зверёк грызет орешки.
Загадка.
В дупле живёт
Да орешки грызёт. (Белка)
Змея.
Положите ладонь на стол, слегка округлив ладонь, - это «змеи ная голова». Совершая зигзагообразные движения, продвигая руку вперёд, как будто змея ползёт.
Загадка.
Вьётся верёвка,
На конце – головка. (Змея)
Крокодил.
Положите ладонь на стол. Большой палец спрячьте под ладонь. Указательный и мизинец – глаза – согните и прижмите, соответственно, к среднему и безымянному пальцу.
Загадка.
У прохожих дрожь по коже –
Кто там это ходит лёжа?
Злой, зелёный и зубастый –
Он совсем не безопасный. (Крокодил)
Заяц.
Сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки».
Загадка.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает локо,
Любит морковку. (Заяц)