А теперь поможем папе

Поработаем молотком.

Сожмите руку в кулак и постучите им по столу.

Загадка.

Сам худ,

Голова с пуд.

Стучит; «Тук- тук,

Тук-тук».

Попросите ребёнка изобразить молоток, произнося при этом: «Тук- тук, тук- тук».

 

Отвёртка.

Скажите ребёнку: «А теперь поможем папе вворачивать в стену шурупы, на них мы повесим полку для книг».

Сожмите правую руку в кулак, указательный палец выпрямите. Совершите им несколько вращательных движений вокруг своей оси.

 

Надо нам отвёртку взять

И вращать, вращать, вращать.

Пила.

Поставьте ладонь ребром на стол и начинайте «пилит» ею вперёд – назад.

 

Загадка.

 

Едет, едет взад – вперёд,

На две части разоймёт.

С ней работать я привык,

«Вжик – вжик, вжик – вжик…».

 

Попросите ребёнка самого изобразить пилу и повторить её песенку: «Вжик-вжик, вжик-вжик»

На прогулку – круглый год.

 

Осенняя пора.

Листопад.

 

Скажите ребёнку: «Подул ветерок - зашелестели листочки на дереве. Вот послушай…».

Поднесите кисти к ушам и быстро пошевелите пальцами. Эффект шуршания получается за счёт трения пальцев друг о друга.

Попросите ребёнка изобразить, как шуршат листочки на ветру, и послушать их шорох.

Скажите ребёнку: «А ветер дует всё сильнее, один за другим облетают листья с дерева – начинается осенний листопад».

Поднимите руки на уровень плеч и начните плавно сближать и разводить их в стороны, постепенно опуская ниже и ниже.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

 

Зонтик.

 

Скажите ребёнку: «Дождь идёт, а мы не боимся, потому что у нас есть…»

Изобразите зонтик и попросите ребёнка угадать задуманный предмет. Для этого поднимите левую ладонь и согните её так, чтобы получился купол. Указательным пальцем правой руки упритесь в середину левой ладонью (ручка зонтика).

 

Загадка.

 

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла.

 

 

И рады мы проказам матушки – зимы…

Снегопад.

 

Согните руки в локтях и поднимите их. Плавными зигзагами, образными движениями, не спеша опускайте руки.

Скажите ребёнку: «Всюду лежит белый пушистый снег: на земле, на деревьях, на крышах домов»

 

Мороз.

 

Расскажите малышу стихотворение:

Но вечер приближается (разведите руки в стороны) –

Вьюга начинается

(покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки) –

Щиплет щёки, щиплет нос

(пальцами слегка ущипните нос и щёки)

 

Солнышко.

 

Скажите ребёнку: «Встало утром солнышко, осветило всё вокруг своими ласковыми лучиками»

Согните руки в локтях и поднимите их, скрестите их, прижав друг к другу на уровне запястья. Пальцы растопырьте, словно это солнечные лучи.

Весна в окно стучится….

Солнышко проснулось.

 

Проснулось теплое солнышко   (не спеша поднимите руки и разведите их в стороны).  
Осветило, обогрело землю своими лучиками   (пальчиковое упражнение «Солнышко»).  
Треснул на реках лёд   (сцепите кончики пальцев, с усилием потяните руки, пытаясь разорвать                место соединения).  
Ручейки побежали Запели, зажурчали.    (соедините ладони и совершите несколько волнообразных движений)  

 

Весной в лесу.

  Хорошо весной в лесу! На деревьях лопнули почки- Показали нос листочки   (согните руки в локтях, поднимите, сожмите в кулаки – это «почки»; резко разожмите кулаки и покажите ладошки, ладони прижаты друг к другу – это «листочки»).  
А в саду уж перезвон   (прижмите ладони друг к другу тыльными сторонами, пальцами вверх; пальцы раздвиньте и чуть согните, как ветки дерева),  
Летят скворцы со всех сторон. Не волнуйтесь, что вы, что вы! Вам дома уже готовы   (соедините кончики пальцев и расположите их под углом друг к другу – это «крыша домика»; кончики больших пальцев также соедините).  

Будут скворцы в скворечниках жить,

Сады от вредных жуков сторожить.

Спасибо, скворцы!

Затем попросите ребёнка отгадать загадку:

Есть на дереве дворец –

Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(Скворец).

 

 

 

Ах, лето красное...

Расскажите малышу: «Вот и лето за весной пришло. В это время года дети живут на даче, в деревне. Там можно увидеть много нового и интересного. Отправимся на зелёный лужок. Солнышко светит, цветы благоухают, над ними бабочки порхают да пчёлки летают. Вдруг мимо промчался майский жук. Летит, жужжи, куда-то спешит. Хорошо летом на лугу!

 

 Жук.

Пальцы сожмите в кулак. Указательный палец и мизинец выпрямите, разведите в стороны и пошевелите ими, словно это усы у жука.

Загадка.

Попросите ребёнка изобразить жука и прочитайте стишок: Жук летит- жужжит, жужжит И усами шевелит.

 

Бабочка.

Прижмите ладони друг к другу – бабочка сложила крылышки. Разведите ладони в стороны, руки остаются соединенными лишь в области запястья – бабочка машет крыльями.

Загадка.

Над цветком порхает, пляшет =

Веерком узорным машет. (Бабочка)

 

Пчела.

Пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указательный палец, повращайте в разные стороны. Не забудьте пожужжать!

Загадка.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

 

Комарик.

Покажите пальчиковое упражнение «Пчела», но при этом не жужжите, а произносите звук: «З-з-з…» Дотроньтесь пальчиком до малыша, как будто комарик его укусил.

Загадка.

Не зверь, не птица –

Нос как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Кровь свою прольет. (Комар)

Здравствуй, комарик! Попросите малыша изобразить комарика. Скажите малышу, что ваш комарик хочет поздороваться с его комариком. Для этого дотроньтесь кончиком указательного пальца до пальчика ребёнка и скажите; «З-з-здравствуй, комарик! »

 

 

Морские приключения.

 

Начните игру с таких слов: «Тот, кто был на море, тот, конечно, видел такую картину…»

 

Волны.

Согните руки в локтях, переплетите кончики пальцев, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцеплёнными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе.

Вы узнали? Это море.

 

Кит.

Скажите ребёнку: «Ой, а кто это такой большой – большой плывёт по волнам?»

Вытяните руки вперёд, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая округлое тело кита.

Загадка.

Через море – океан

Плывёт чудо – великан,

Фонтаны пускает,

Кто его узнает?

(Кит)

 

Дельфин.

Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.

А рядом вижу чьи – то спины,

Плывут на волнах ко мне…

                             дельфины.

 

Пароход.

Поставьте слегка округлённые ладони на рёбра. Прижмите их к поверхности стола. Кончики указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите – это труба парохода.

Посмотрите: пароход по волнам плывёт вперёд.

Бинокль.

Сложите пальцы так, чтобы получились окуляры бинокля, и поднесите окуляры к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

Подзорная труба.

Ещё раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

 

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу –

Влево, вправо, на корму.

 

Кораллы.

Согните перед собой руки в локтях. Пальцы раздвиньте веером.

А под водой подводные лодки стоят.

Это – кораллы.

Вы их узнали?

В мире животных.

 

Домашние животные.

Расскажите ребёнку, что у людей есть верные друзья и помощники – домашние животные: корова, лошадь, кошка, курицы и гуси. Предупредите, что вы попробуете показать этих животных и рассказать о них.

Корова.

Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в стороны – получатся «рога». Покачайте рукой, произнеся при этом: «Му-у-у…» (положение пальцев то же, что и в пальчиковом упражнении «Жук»).

Загадка.

Стоит копна посреди двора –

Впереди вилы, сзади метла.

(Корова)

 

Лошадь.

Правую ладонь держите горизонтально, тыльной стороной наружу,- это «морда лошади». Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней – это «уши лошади», остальные пальцы левой ладони – «грива».

Загадка.

Груз везёт,

Сено жуёт,

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает

(Лошадь)

Попросите ребёнка повторить ваши действия и спеть песенку лошадки: «И-го-го, и-го-го – поскачу я далеко!»

 

Кошка.

Средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко,- это «мордочка кошки». Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи ушки.

Загадка.

Мягкие лапки,

А в лапках цап- царапки.

(кошка)

Покажите, как кошка выпускает коготки. Для этого нужно поджать кончики пальцев и зашипеть: «Ф-ф-ф…»Затем выпрямите пальцы и скажите: «Мяу».

Попросите ребёнка показать сердитую и ласковую кошку.

Собака.

Средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это «морда собачки». Указательный палец и мизинец поднимите – это «уши».

Загадка.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

Гав, гав, гав! (собака)

Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого слегка разводите пальцы, изображающие собачью морду.

 

Петушок.

Пальцы обеих рук переплетите в замок. Поочерёдно поднимите пальцы.

Петя, Петя, Петушок,

Покажи свой гребешок.

Вот этак и вот так:

То ладошка, то кулак.

 

Курочка.

А теперь покажите малышу курочку. Курочка похожа на петушка, только пальцы («гребешок») должны быть полусогнуты.

Загадка.

Зернышки клюёт:

«Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!» (Курочка)

Пусть малыш изобразит курочку и покажет, как она кудахчет: «Ко-ко-ко!»

 

Цыплята.

Загадка.

Вышла курочка гулять,

Свежих зёрен поклевать,

А за ней ребятки –

Жёлтые….  (Цыплятки)

Каждый пальчик (это «цыплята») по очереди соедините с большим, при этом каждый цыплёнок должен пропищать: «Пи-пи!»

 

Гуси.

Поднимите согнутые в локтях руки.  Ладони  должны находиться под прямым углом к предплечью. Большой палец соедините с указательным (получится «гусиный клюв»), а все остальные плотно прижаты друг к другу. Теперь можно раскрыть «клюв», опуская большой палец, и сказать на «гусином» языке: «Га-га-га!»

Загадка.

По двору гуляет,

Шею загибает,

Шипит и гогочет.

Чего же он хочет?

Ущипнуть за пятки –

Берегись, ребятки! (Гусь)

 

Утка.

Расположите предплечье горизонтально. Пальцы сложите щёпотью, большой палец напротив остальных – получится «клюв». Раскрывая «клюв»,

Загадайте загадку:

Загадка

Кря-кря!

Ищу червя,

Кто я? (Утка)

 

Дикие животные.

Медведь

Обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это «ноги медведя. Средний палец согните – получится «медвежья голова».

Загадка.

Кто в лесу глухом живёт –

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу? (Медведь)

Белка.

Средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка белки». Указательный указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «ушки». Быстро соединяя и разъединяя пальцы, покажите, как зверёк грызет орешки.

Загадка.

В дупле живёт

Да орешки грызёт. (Белка)

 

Змея.

Положите ладонь на стол, слегка округлив ладонь, - это «змеи ная голова». Совершая зигзагообразные движения, продвигая руку вперёд, как будто змея ползёт.

Загадка.

Вьётся верёвка,

На конце – головка. (Змея)

Крокодил.

Положите ладонь на стол. Большой палец спрячьте под ладонь. Указательный и мизинец – глаза – согните и прижмите, соответственно, к среднему и безымянному пальцу.

 

Загадка.

 

У прохожих дрожь по коже –

Кто там это ходит лёжа?

Злой, зелёный и зубастый –

Он совсем не безопасный. (Крокодил)

 

Заяц.

Сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это «заячьи ушки».

 

Загадка.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает локо,

Любит морковку. (Заяц)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: