СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 3
Раздел I. ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ... 6
Тема 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ........................................................................... 6
Тема 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................................. 9
2.1. Школа научного управления...................................................................... 9
2.2. Административная школа управления....................................................... 16
2.3. Школа «человеческих отношений»............................................................ 19
2.4. Поведенческо-бихевиористское направление............................................ 21
Тема 3. РАСЦВЕТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
КАК СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................. 23
Тема 4. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РОССИИ.............................. 29
4.1. История управленческого консультирования в России............................... 29
4.2. Статус управленческого консультирования в современной
России.................................................................................................. 31
Раздел II. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТА
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ...................................................... 38
Тема 5. ТИПОЛОГИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТА........................................... 38
5.1. Управленческое консультирование и его роль в обеспечении
эффективности организации..................................................................... 38
5.2. Специфика и рынок услуг консультанта по управлению.............................. 45
5.3. «Образы организации», значение диагностики «образа
организации» для консультанта................................................................. 48
Тема 6. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
КАК ПРОЦЕСС....................................................................................... 52
6.1. Приоритеты и концепции управленческого
консультирования.................................................................................. 52
6.2. Содержание процесса управленческого консультирования.......................... 56
6.3. Культура и этика поведения консультанта................................................. 61
Раздел III. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА КОНСУЛЬТАНТА................................... 65
Тема 7. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
С ПЕРСОНАЛОМ.................................................................................... 65
7.1. Экономическая эффективность как цель работы
с персоналом.......................................................................................... 66
7.2. Социальная эффективность как цель работы
с персоналом.......................................................................................... 68
7.3. Удовлетворенность трудом и преданность организации
как показатели эффективности работы с персоналом................................. 71
218
Тема 8. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАТОЛОГИЙ
В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИИ.................................................................... 73
8.1. Понятие нормы и патологии в работе организации....................................... 73
8.2. Патологии в строении организаций............................................................. 75
8.3. Патологии в отношениях работников и групп............................................... 76
8.4. Патологии в управленческих решениях руководителей................................ 79
8.5. Деформации трудового поведения работников............................................ 81
Тема 9. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КОНСУЛЬТАНТА
ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ........................................................... 88
9.1. Разновидности диагностики проблем управления
персоналом............................................................................................... 88
9.2. Объективные методы диагностики............................................................. до
9.3. Организационная самодиагностика............................................................ 93
9.4. Субъективные методы диагностики.......................................................... 94
9.5. Наблюдение как метод диагностики........................................................... 95
Тема 10. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И МЕТОДЫ
ИХ ДИАГНОСТИКИ................................................................................. ge
10.1. Личностные особенности руководителей.................................................... 96
10.2. Управленческие ошибки руководителей................................................... юо
10.3. Методы диагностики стиля управления и личного стиля
работы................................................................................................. ■) 01
10.4. Личностные особенности работников и методы
их диагностики..................................................................................... iQ4
Тема 11. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ТРЕНИНГИ КАК МЕТОДЫ
ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................... Ю6
11.1. Игровые методы............................ „...................................................... юб
11.2. Методика организации и проведения тренингов......................................... 1 13
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
КОНСУЛЬТАНТА................................................................................. 115
Тема 12. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ С ПЕРСОНАЛОМ.................................... 115
12.1. Предупреждение злоупотреблений.......................................................... 115
12.2. Предупреждение безответственности..................................................... 118
12.3. Защита персонала от проявлений пьянства, алкоголизма
и наркомании........................................................................................ 120
Тема 13. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА.................................................. 126
13.1. Сущность понятия «развитие персонала».
Значение развития персонала для современной
организации........................................................................................... 126
13.2. Виды обучения персонала...................................................................... 128
13.3. Характеристика внутрифирменного обучения персонала............................ 133
Тема 14. СОЗДАНИЕ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ............................... 147
14.1. Сущность понятия «самообучающаяся организация»................................ 147
14.2. Теории самообучающейся организации.................................................... 150
14.3. Сравнительная характеристика традиционной
и самообучающейся организаций............................................................ 155
219
Тема 15. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА В ПЕРИОД
ВВЕДЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ........................................................... 159
15.1. Понятие «введение в должность».
Программы введения в должность............................................. 159
15.2. Наставничество как способ введения в должность................ 164
Тема 16. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) В СФЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ............................................................. 173
16.1. Управление временем и его роль в обеспечении
эффективной работы персонала............................................... 173
16.2. Основные ошибки планирования работы и методы
их устранения............................................................................... 175
16.3. Анализ успешности работы консультанта по управлению
временем......................................................................................... 190
Тема 17. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТА С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
СТРЕССОМ И СТРЕССОГЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ................. 191
17.1. Стресс и его влияние на эффективность работы
предприятия................................................................................... 191
17.2. Ошибки планирования при организации мероприятий
по снижению давления стресса и методы их устранения..... 193
17.3. Анализ успешности работы консультанта............................... 212
Заключение....................................................................................................... 215
Литература.......................................................................................................... 216
СОДЕРЖАНИЕ CD-R
Дополнительные материалы к разделу I Дополнительные материалы к разделу II Дополнительные материалы к разделу III Дополнительные материалы к разделу IV
По вопросам приобретения книг обращайтесь:
Отдел продаж «ИНФРА-М» (оптовая продажа):
127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в, тел.: (495) 380-4260; факс: (495) 363-9212 E-mail: books@infra-m.ru
Магазин «Библиосфера» (розничная продажа):
109147, Москва, ул. Марксистская, д. 9, тел. (495) 670-5218, 670-5219
Отдел «Книга—почтой»:
тел. (495) 363-4260 (доб. 232, 246)
Центр комплектования библиотек:
119019, Москва, ул. Моховая, д. 16 (Российская государственная библиотека, кор. К)
Тел.(495)695-9315
Учебное издание
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Учебное пособие
Под редакцией д-ра социол. наук, профессора Н.И. Шаталовой
Редактор СМ. Рыловский
Корректор Л.С Куликова
Компьютерная верстка Г.А. Волковой
Подписано в печать 10.12.2009.
CD-R). |
Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Усл. печ. л. 14,0. Уч.-изд. л. 25,97 (14,09+ 11 ,85 Тираж 600 экз. Заказ № 2877.