Постулаты классической школы:
1. совокупное предложение – двигатель экономического роста;
2. равенство сбережений и инвестиций за счет свободного ценообразования на денежном рынке;
3. абсолютная эластичность заработной платы и цен (на факторы производства т экономические блага);
4. постоянная тенденция к совпадению объема совокупного предложения и потенциальных возможностей экономики (кривая AS) – вертикальная линия;
5. способность рыночной экономики балансировать совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS) с помощью внутренних механизмов при полной занятости и полном использовании других факторов производства
С возникновением кейнсианства (в 30- годы 20-го века, то есть во времена великой депрессии) макроэкономика формируется как наука. Классическая школа считает, что рыночный механизм способен самостоятельно и естественно регулировать экономику в основном без вмешательства государства. Но кейнсианская теория доказывает, что рынок приводит к кризисным потрясениям, поэтому государство должно вмешиваться в экономику через проведение кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, с одной стороны, и воздействовать на платежеспособный спрос, обеспечивающий рост предложения, а, значит, и производства при неполной занятости, с другой.
Основные положения кейнсианской школы:
1. в центре исследованиядолженнаходиться совокупный спрос;
2. предложение труда неявляетсяфункцией заработной платы; уменьшить предложение труда можно через снижение номинальной зарплаты, но при сохранении неполной занятости; государственное регулирование рынка труда или профсоюзы могут добиться установления нижнего предела зарплаты; вынужденная безработица длительна;
3. так как процентная ставка не имеет такого значительного влияния на сбережения как уровень располагаемого дохода, то возможно длительное несоответствие между инвестиционными планами и планами сбережений, а механизма, постоянно выравнивающего размеры инвестиций и сбережений, не существует;
4. номинальная заработная плата и цены в краткосрочном периоде не гибкие, а жесткие; онимедленней реагируют на рыночные изменения в отличие от реальных величин (выпуска, занятости, реальной зарплаты и др.); при постоянном уровне зарплаты и цен на другие ресурсы издержки производства не уменьшаются, вследствие чего сокращение совокупных расходов приводит к спаду реального выпуска и безработице.
5. случай макроэкономического равновесия при полной занятости – это один из вариантов функционирования национальной экономики, в реальности она может находиться в равновесии и при неполной занятости, поэтому требуется государственное вмешательство для преодоления недостатков рынка.
Основные положения монетаризма:
1. центром макроэкономической политики являются деньги;
2. важным направлением государственного регулирования экономики является кредитно - денежная политика;
3. задачи государства в области управления экономики – это контроль над эмиссией денег и денежной массой; достижение сбалансированности государственного бюджета; установление высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.
4. Классики исходят из принципа «нейтральности» денег, что предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальные переменные, и признавали существование двух параллельных экономик – реальной и денежной.
Денежный рынок в классической модели основан на количественной теории денег, которая представлена двумя альтернативными уравнениями. Первое из них – это уравнение Фишера или уравнение обмена, акцентирующее внимание на скорости обращения денег:
М х V = P х Y. где М – предложение денег (денежная масса), V –скорость обращения денег, Р – общий уровень цен, Y – реальный объем производства (ВВП)
Второе уравнение – это уравнение Кембриджской школы спроса на деньги, акцентирует внимание на доле общих расходов, которую люди предпочитают иметь в денежной форме.:
М = k х Р х Y, где k = 1/ V – величина, обратная скорости обращения («психологический» коэффициент части дохода, который хранится в денежной форме)