Особенности государственного управления землями водного фонда

Государственное управление землями водного фонда в значительной степени определяется принципом комплексного использования вод, который лежит в основе регулирования водных отношений. Поэтому земли данной категории, используемые для различных целей (сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, природоохранных, оздоровительных и других), могут находиться в ведении различных исполнительных и распорядительных органов. Эти органы совместно со специально уполномоченными органами по земельным ресурсам, геодезии и картографии предоставляют и изымают земли водного фонда в установленном порядке, а также выполняют другие функции по управлению этими землями.

Порядок предоставления земель водного фонда зависит от целей, для которых отводится земельный участок, а также условий использования земли. Каких-либо специальных ограничений по предоставлению и изъятию земель из этой категории не установлено.

Однако, следует отметить некоторые особенности, характеризующие порядок распределения этих земель.

Во-первых, предоставление земельного участка из этой категории земель не требует обязательного наличия разрешительных документов на водопользование. Если на отведенном участке находится водный объект, он может предоставляться в пользование в соответствии с водным законодательством или использоваться без специального разрешения на условиях общего водопользования.

Во-вторых, не имеется единых отраслевых органов управления землями водного фонда, которые бы обеспечивали согласование размещения объектов различного назначения на этих землях. Размещение и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовываются с местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами санитарного надзора и другими уполномоченными на то органами государственного управления (ст. 16 Водного кодекса).

В-третьих, земли водного фонда могут использоваться в разрешительном порядке или на условиях общего пользования, то есть без предоставления земельного участка в индивидуальное пользование юридических и физических лиц. Общее землепользование на землях водного фонда может осуществляться в процессе общего водопользования, а также при специальном водопользовании – если это предусмотрено законодательством.

В-четвертых, земли водного фонда в части их предоставления и изъятия характеризуются многообразием правовых режимов. Так, при изъятии этих земель для государственных и общественных нужд должно учитываться не только их целевое назначение, но и принадлежность этих земель к территориям с особым правовым режимом (сельскохозяйственным, экологического назначения, лесного фонда). Ограничения по изъятию земель в пределах этих территорий будут распространяться и на земли водного фонда.

Ведомственное управление землями водного фонда касается лишь регулирования использования земель специально для целей определенной отрасли и распространяется на деятельность хозяйственных подразделений данной отрасли. Так, например, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществляет ведомственное управление землями, которые используются для нужд водного транспорта. Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь является органом ведомственного управления в области использования земель для организации питьевого водоснабжения. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в лице Департамента по мелиорации и водному хозяйству выступает органом ведомственного управления в области мелиорации земель, использования водохозяйственных объектов сельскохозяйственного назначения, поверхностных рыбохозяйственных водных объектов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: