Учет земель водного фонда

К категории земель водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, полосами отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных сооружений и объектов.

В соответствии с Водным кодексом от 16.11.95 №167-ФЗ обособленный водный объект (замкнутый водоем) небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.ГК РФ в качестве объекта недвижимого имущества употребляет только обособленные водные объекты.Именно такие объекты могут находиться в собственности граждан и юридических лиц. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов могут иметь следующие права на водные объекгы: право долгосрочного пользования от 3 до 25 пет, право краткосрочного пользования на срок до 3 пет.право ограниченного пользования (водный сервитут). Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Объектами государственного учета замкнутых водоемов являлись обособленные объекты на территории Российской Федерации определенной площади. Учет обособленных водных объектов также был предусмотрен в проекте технического паспорта домовладения, разработанным на основании Решения коллегии Госстроя России от 10.12.97. В паспорте предусматривались такие характеристики водного объекта как объем воды, процент площади, занятой на земельном участке, глубина.

Континентальный шельфвключает морское дно и недра подводных рай­онов, находящихся за пределами территориального моря России в 12-миль­ной зоне на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (но не более200 морских миль). Россия осуществляет на континентальном шельфе суверенные права в целях его разведки, а также разработки его минераль­ных и живых ресурсов, обладает исключительным правом на сооружение, эксплуатацию и использование различных установок, в том числе буро­вых. Но права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над ними (ФЗ от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

Земли водного фонда учитываются в Государственном водном кадастре. По данным государственного учета на 01.01.2009 г площадь земель этой категории в РФ составляет 27942,3 тыс. га (1,6%), в Саратовской области - 214,7 тыс.га(2.1%).В государственном водном кадастре числится 5 288 099 водных объектов.

С 1 января 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июля 2006 года № 74-ФЗ, который изменил правовой режим земельных участков в водоохранныхзонах.До его принятия все водные объекты и земли водного фонда в России были объявлены федеральной собственностьюи их приватизация была запрещена.

В новом Водном кодексе установлено, что к землям водного фонда теперь относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими сооружениями, расположенными на водных объектах.

Одновременно в статьи 97 и 102 ЗК внесены поправки, согласно которым водоохранные зоны исключены из состава земель природоохранного значения (и как следствие из категории земель особо охраняемых территорий), а также из категории земель водного фонда.Статья 27 ЗК дополнена новым пунктом 8, который запрещает приватизацию земельных участков не в пределах водоохранных зон, а только в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом. Полоса земли вдоль водного объекта (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (п.6 ст.6 Водного кодекса).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, водоохранные зоны теперь могут располагаться в любой категории земель, что автоматически в соответствии с установленной для каждой категории земель своей возможностью на оборотоспособность земельных участков в составе этой категории земель, снимается запрет на приватизацию земельных участковв водоохранных зонах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях промышленности, энергетики и транспорта, землях запаса.

Прекращается монополия федеральной собственности на водные объекты.Пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности муниципального образования, частной собственности физического лица или юридического лица.

Снимается запрет на строительство объектов в водоохранных зонах. В границах водоохранных зон в соответствии с главой 6 Водного кодекса теперь допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Состав сведений, представляемых Росреестром для внесения в государственный водный реестр:

1. Сведения ГЗК или ГКН о кадастровых номерах земельных участков из состава земель водного фонда, в границах которых расположены водные объекты:
- кадастровый номер земельного участка из состава земель водного фонда, в границах которого расположен водный объект;

- предыдущий кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположен водный объект;

-описание местоположения земельного участка:
(субъект Российской Федерации; муниципальное образование; населенный пункт; код ОКАТО); описание местоположения в свободной текстовой форме.

2. Сведения ГКН о кадастровых номерах земельных участков, занятых гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах:

-кадастровый номер сооружения в государственном кадастре недвижимости и дата его присвоения;

-кадастровый номер земельного участка, занятого сооружением;

-предыдущий кадастровый номер земельного участка, занятого сооружением;

-описание местоположения земельного участка:
субъект Российской Федерации; муниципальное образование; населенный пункт; код ОКАТО; описание местоположения в свободной текстовой форме.

Водоохраной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, устанавливается в размере пятидесяти метров.Дляморейонасоставляет пятьсот метров.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Ширинаприбрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ:

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей.

Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Органы местного самоуправления обязаны доводить до сведения всех заинтересованных организаций. Учреждений и граждан водоохранных зон и прибрежных полос рек. Озер, водохранилищ, а также водоохранномрежиме. Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных полос с соблюдением режима их использования возлагается на руководителей предприятий независимо от ведомственной их принадлежности, а также граждан в пользовании или собственности которых находятся земельные участки в пределах водоохранных зон и прибрежных полос.

Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: