Легитимация через паралогию

 

Примем теперь решение, что данные по проблеме легитимации знания на сегодняшний день представлены достаточно для решения нашей задачи. Обращение к великим рассказам исключено; и мы не можем прибегать ни к диалектике Духа, ни к эмансипации человечества как оправданию постмодернистского научного дискурса. Но, как мы только что видели, «маленький рассказ» остается образцовой формой для творческого и, прежде всего, — научного воображения.[211] С другой стороны, принцип консенсуса как критерия законности тоже кажется недостаточным. Или же он является соглашением между людьми как учеными умами и свободными волями и получен посредством диалога. Именно эту форму мы находим в развитом виде у Хабермаса. Однако эта концепция покоится на законности рассказа об эмансипации. Или же система использует его как одну из своих составляющих в целях поддержания и улучшения результативности.[212] Необходим объект административных процедур, в смысле Лумана. Таким образом, рассказ может быть только средством для достижения настоящей цели — той, что легитимирует систему — производительности.

Проблема, следовательно, в том, чтобы знать, насколько возможна легитимация, основанная на одной только паралогии. Нужно развести собственно паралогию и инновацию: последняя заказывается или, во всяком случае, используется системой для увеличения своей эффективности, а первая — прием, значение которого часто сразу не признается, и который применяется в прагматике знания. На самом деле, часто (но не обязательно) одно трансформируется в другое, что не всегда расстраивает гипотезу.

Если исходить из описания научной прагматики (глава 7), то акцент в дальнейшем нужно ставить на разногласиях. Консенсус — это горизонт; он всегда недостижим. Исследования, проводимые под эгидой парадигмы,[213] стремятся сгладить разногласия; они похожи на разработку одной «идеи»: технологической, экономической или художественной. Но удивляет то, что всегда приходит кто-то, чтобы расстроить «разумный» порядок. Нужно предположить существование силы, которая дестабилизирует объяснительные возможности и проявляется в предписании мыслительных норм или, если угодно, в предложении новых правил научной языковой игры, очерчивающей новое исследовательское поле. Процесс, названный Томом «морфогенез», обнаруживается в научном поведении. Он тоже подчиняется правилам (существуют классы катастроф), но его детерминация всегда локальна. Перенесенная на научную дискуссию и помещенная во временной перспективе, эта особенность выражается в непрогнозируемости «открытий». По отношению к идеалу прозрачности, она является фактором образования затемнений, отодвигающих момент консенсуса на более позднее время.[214]

Это уточнение ясно показывает, что теория систем и предлагаемый ею тип легитимации не имеют под собой никакой научной базы: во-первых, наука не функционирует сама собой в собственной парадигме, согласно принятой в этой теории парадигме систем, а во-вторых, общество не может быть описано по этой парадигме в терминах современной науки.

Рассмотрим в этой связи два важных пункта аргументации Лумана. Пункт первый: с одной стороны, система может функционировать только сокращая сложность, а с другой — она должна порождать приспосабливаемость ожиданий (expectations) индивидов к собственным целям.[215] Сокращение сложности требуется компетенцией системы для роста производительности. Если бы все сообщения могли свободно циркулировать между всеми индивидами, то большой объем информации, которую нужно принимать в расчет, чтобы сделать правильный выбор, существенно увеличил бы срок решения, а следовательно — снизил бы результативность. Действительно, скорость является составляющей производительности ансамбля.

Мы отказываемся от необходимости принимать в расчет эти «молекулярные» мнения, если не хотим подвергаться опасности крупных потрясений. Луман отвечает, — и это второй пункт — что можно управлять личностными ожиданиями посредством процесса «квази-научения» «неподверженного каким-либо потрясениям», чтобы ожидания стали совместимы с решениями системы. Эти последние существуют не для того, чтобы удовлетворять ожиданиям: нужно, чтобы ожидания стремились к этим решениям или, как минимум, к их последствиям. Административные процедуры заставят индивидов «хотеть» того, что нужно системе для ее результативности.[216] Можно видеть, какое применение может получить и получит техника телекоммуникации и информатики в такой перспективе.

Идея, что контроль и господство контекста сами по себе имеют ценность, не лишена определенной убедительности — это лучше, чем их отсутствие. Критерий перформативности имеет свои «преимущества». Система, в принципе, исключает привязку к метафизическому дискурсу, она требует отказа от вымыслов, для нее необходим ясный ум и холодная воля, она ставит на место определения сущностей расчет интеракций; «игроки» должны взять на себя ответственность не только за высказывания, предлагаемые ими, но и за правила, которым они подчиняют эти высказывания, чтобы сделать их приемлемыми. Она ясно показывает прагматические функции знания, если только они имеют вид подчиняющихся критерию эффективности: прагматику аргументации, приведения доказательства, передачи известного, научения воображению.

Система вносит свой вклад в развитие всех языковых игр (даже если они не освобождают от канонического знания), в познание этих игр; она стремится перевернуть повседневный дискурс в своего рода метадискурс: обыденные высказывания проявляют склонность цитировать самих себя и различные прагматические положения, которые нужно все же косвенно соотносить с затрагивающим их актуальным сообщением.[217] Она может внушить, что проблемы внутренней коммуникации, которые встречает в своей работе научная коммуникация, когда ломает и переделывает свои языки, имеют природу, сравнимую с природой социального сообщества, когда то, лишенное культуры рассказов, должно найти доказательства его коммуникации с самим собой и, тем самым, задаться вопросом о легитимности решений, принятых от его имени.

Система даже может — рискуя произвести скандал — относить к своим преимуществам свою прочность. В рамках критерия производительности запрос (т. е. форма предписания) не извлекает никакой легитимности из того, что он происходит от страдания, причиняемого неудовлетворенной потребностью. Право приходит не от страдания, а от того, насколько его излечение делает систему более эффективной. Потребности наиболее обездоленных принципиально не должны служить регулятором системы, поскольку способ их удовлетворения уже давно известен и, следовательно, не может улучшить ее результативность, а только утяжелит затраты. Единственное противопоказание: неудовлетворенность может дестабилизировать ансамбль. Против своей воли, насильно, система вынуждена применяться к слабости. Но ей свойственно порождать новые запросы, которые как предполагается должны приводить к переопределению норм «жизни».[218] В этом смысле система представляется некоей авангардистской машиной, которая тащит человечество за собой, обесчеловечивая его, чтобы потом вочеловечить на другом уровне нормативной производительности. Технократы заявляют, что не могут доверять тому, что общество обозначает как свои потребности. Они «знают», что само общество не может их знать, потому что потребности — это переменные, зависимые от новых технологий.[219] В этом гордость лиц, принимающих решения, и их слепота.

Эта «гордость» означает, что они идентифицируют себя с социальной системой, понимаемой как целостность, которая находится в поиске своей как можно более перформативной части. Если мы повернемся теперь к научной прагматике, то она нам в точности покажет, что такая идентификация невозможна: ни один ученый в принципе не может воплощать знание и игнорировать «потребности» исследования или ожидания исследователей под предлогом того, что они не являются перформативными для «науки» как целостности. Нормальный ответ исследователя на запрос скорее таков: «Нужно посмотреть. Расскажите о вашем случае».[220] Даже в принципе он не предусматривает ни что дело уже решено, ни что эффективность «науки» может пострадать от такого пересмотра. Скорее наоборот.

Конечно, в реальности не всегда все происходит таким образом. Мы не принимаем в расчет ученых, чьи «приемы» были проигнорированы или задавлены иногда на протяжении десятилетий, поскольку они слишком сильно дестабилизировали достигнутые позиции не только в университетской или научной иерархии, но и в проблематике.[221] Чем сильнее «прием», тем больше вероятность отказа в минимальном консенсусе, именно в силу того, что он изменяет правила игры, по которым консенсус был получен. Но когда научное учреждение функционирует таким образом, то оно ведет себя как обыкновенная власть, поведение которой отрегулировано на гомеостазис.

Такое поведение является террористическим, как и поведение системы, описанной Луманом. Под террором понимается эффективность, полученная от уничтожения или угрозы уничтожения партнера, вышедшего из языковой игры, в которую с ним играют. Партнер будет молчать или выражать одобрение, не потому что его опровергли, а потому что его угрожают отлучить от игры (существует много видов лишения прав). Гордость лиц, принимающих решения, которым в принципе не существует эквивалента в науке, исходит от осуществления такого террора. Система говорит: «Приспосабливайте ваши ожидания к нашим целям, иначе…».[222]

Даже допустимость различных игр поставлена в зависимость от результативности. Переопределение норм жизни заключается в совершенствовании компетенции системы в смысле увеличения производительности. Особенно это заметно при введении технологий телематики: технократы видят в них обещание либерализации и обогащения интеракций между собеседниками, но интересующий их эффект состоит в том, что из этого проистекают новые напряженности в системе, которые будут улучшать ее результаты.[223]

Наука, если только она избирательна, представляет в своей прагматике антимодель устойчивой системы. Любое высказывание нужно удерживать только тогда, когда оно содержит отличие от известного ранее и поддастся аргументации и доказательству. Она является моделью «открытой системы»,[224] в которой релевантность высказывания заключается в том, что оно «дает рождение идеям», т. е. другим высказываниям и другим правилам игры. В науке существует общий метаязык, на который могут быть переписаны все другие языки и в котором они могут быть оценены. Именно это препятствует идентификации с системой и, в конечном счете, террору. Расслоение на принимающих решения и исполнителей, если только оно существует в научном сообществе (а оно существует), относится не к научной прагматике, а к социо-экономической системе. Оно является одним из основных препятствий развитию воображения в познании.

В обобщенном виде вопрос о легитимации превращается в вопрос об отношении между антимоделью, представленной научной прагматикой, и обществом. Применима ли она к образующим общество необъятным облакам языковой материи? Или же остается ограниченной игрой познания? А если да, то какова ее роль в отношении социальной связи? Недостижимого идеала открытого сообщества? Необходимой составляющей подгруппы решающих лиц, принимающих для общества критерий результативности, который они отказываются признавать в отношении самих себя? Или наоборот отказ от сотрудничества с властями и переход к контркультуре с риском исчезновения какой-либо возможности вести исследования из-за отсутствия кредитов?[225]

С самого начала нашего исследования мы подчеркивали не только формальную, но и прагматическую разницу между различными языковыми играми, в частности: денотативными и познавательными, прескриптивными и действия. Научная прагматика фокусируется на денотативных высказываниях, именно тут она дает мосто для учреждения институций познания (институтов, центров, университетов и пр.). Но постмодернистское ее развитие выдвигает на передний план решающий «факт»: обсуждение даже денотативных высказываний требует соблюдения правил. Однако правила являются не денотативными, а прескриптивными высказываниями, которые, во избежание путаницы, лучше называть метапрескрипциями (они предписывают какими должны быть приемы языковой игры, чтобы быть допустимыми). Дифференцирующая деятельность, или воображение, или паралогия, в современной научной прагматике имеет функцией порождать такие метапрескрипции («предпосылки»)[226] и требовать, чтобы партнеры взаимообразно их принимали. Единственной легитимацией, которая в конечном счете обеспечивает принятие такого требования, является то, что это дает возможность производить новые идеи, т. е. новые высказывания.

Социальная прагматика не обладает «простотой» научной прагматики. Это чудище, образованное наслоением сетей гетероморфных классов высказываний (денотативных, прескриптивных, перформативных, технических, оценочных и т. д.). Нет никаких оснований считать, что можно определить метапрескрипции общие для всех языковых игр, и что один обновляемый консенсус (тот, что в определенные моменты главенствует в научном сообществе) может охватить совокупность метапрескрипций, упорядочивающих совокупность высказываний, циркулирующих в обществе. Сегодняшний закат легитимирующих рассказов: как традиционных, так и «модернистских» (эмансипация человечества, становление Идеи), — связан как раз с отказом от этой веры. Кроме того, именно утрату этой веры начинает восполнять идеология «системы» при помощи своей тотализирующей претензии и, одновременно, она начинает воплощать веру через цинизм своего критерия перформативности.

По этой причине мы считаем неосмотрительным и даже невозможным ориентировать разработку проблемы легитимации в направлении поиска универсального консенсуса,[227] как это делает Хабермас, или того, что он называет Diskurs, т. е. диалог аргументации.[228]

В действительности это предполагает две вещи. Во-первых, говорящие могут прийти к соглашению по поводу правил или метапрескрипций универсально применимых для всех языковых игр, хотя совершенно очевидно, что эти игры гетероморфны и подразумевают гетерогенные прагматические правила.

Во-вторых, предполагается, что целью диалога является консенсус. Но, анализируя научную прагматику мы показали, что консенсус — это лишь одно из состояний дискуссии, а не ее конец. Концом ее скорее является паралогия. При таком двойном констатировании (гетерогенность правил, поиск разногласий) исчезает вера, которая еще двигала исследованием Хабермаса, а именно, что человечество как коллективный (универсальный) субъект находится в поиске своей общей эмансипации посредством регулирования «приемов», допустимых во всех языковых играх; и что легитимность любого высказывания обеспечивается его вкладом в эту эмансипацию.[229]

Мы хорошо понимаем, какова функция этого заявления в аргументации Хабермаса против Лумана. Diskurs здесь является последним препятствием, поставленным на пути теории стабильной системы. Цель хороша, но аргументы нет.[230] Консенсус стал устарелой ценностью, он подозрителен. Но справедливость к таковым не относится. Следовательно, нужно идти к идее и практике справедливости, которая не была бы привязана к консенсусу.

Признание гетероморфности языковых игр есть первый шаг в этом направлении. Оно, конечно, включает отказ от террора, который предполагает и пытается осуществить изоморфная структура. Следующим является такой принцип: если достигнут консенсус по поводу правил, определяющих каждую игру, и допустимых в ней «приемов», то этот консенсус должен быть локальным, т. е. полученным действующими ныне партнерами, и подверженным возможному расторжению. Мы направляемся, следовательно, к множественности конечных метааргументов, под которыми мы понимаем аргументы, направленные на метапрескрипций и ограниченные в пространстве и времени.

Это направление соответствует эволюции социальных взаимодействий, где временный контракт на деле вытесняет постоянные установления в профессиональных, аффективных, сексуальных, культурных, семейных, международных областях, в политических делах. Конечно, эта эволюция двусмысленна: ведь временный контракт поощряется системой по причине его большой гибкости, минимальной стоимости и сопровождающей его бурной мотивации — всех тех факторов, которые дают наилучшую оперативность. Во всяком случае, речь не идет о том, чтобы предложить «чистую» альтернативу системе, но мы, живущие в конце 70-ых, знаем, что она будет на нее похожа. Нужно порадоваться, что тенденция к временному контракту двусмысленна: она служит не одной только конечной цели системы, но система ее терпит, поскольку она [эта тенденция] несет в себе другую конечную цель — познание языковых игр как таковых и решение взять на себя ответственность за их правила и результаты, важнейшим из которых станет результат, который оправдает применение этих правил, — исследование паралогии.

Что же касается информатизации общества, то теперь мы видим, как она влияет на эту проблематику Она может стать «желанным» инструментом контроля и регуляции системы на ходу, простирающимся вплоть до контроля самого знания, и управляться исключительно принципом перформативности. Но тогда она неизбежно приведет к террору. Она может также служить группам, обсуждающим метапрескрипции, и дать информацию, которой чаще всего не хватает лицам, принимающим решения, чтобы принять его со знанием дела. Линия, которой нужно следовать, чтобы заставить свернуть в этом последнем направлении, в принципе, очень проста: нужно, чтобы доступ к носителям памяти и банкам данных стал свободным.[231] Языковые игры станут тогда играми с исчерпывающей на данный момент информацией. Но это будут игры не с нулевым итогом, а потому дискуссии не рискуют навсегда остановиться на позиции минимального равновесия, исчерпав все ставки. Ибо сами ставки тогда будут формироваться через знания (информацию, если угодно), а запас знаний, также как и запас языка возможных высказываний, неисчерпаем. Политика, в которой будут равно уважаться стремление к справедливости и стремление к неизвестному, обретает свои очертания.

 


[1]  Touraine A. La societe posrindustrielle. Paris: Denoel, 1969; Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1973; Hassan I. The Dimembrement of Orpheus: Toward a Post Modern Literature. New York: Oxford U.P, 1971; Benamou M. & Caramello Ch.  (ed.) Performance in Post Modern Culture. Wisconsin: Center for XXth Century Studies & Coda Press, 1977; Kohler M. Postmodernismus: ein begriffgeschichtlicher Ueber-blick // Amerikastudien. 1977. j22 (1).

 

[2] Ставшее ныне классическим литературное отображение этого дано в: Butor M. Mobile. Etude pour une representation des Etats-Unis. Paris: Gallimard, 1962.

 

[3]  Fowles Jif. (ed.) Handbook of Futures Research. Westport: Conn., Greenwood Press, 1978.

 

[4]  Tmoubetzkoy N. S. Grundziige der Phonologie. Prage: T.C.L.R, VII, 1939.

 

[5]  Wiener N. Cybernetics and Society. The Human Use of Human Beings. Boston: Hougton Mifflin, 1949; Ashby W.R. An Introduction to Cybernetics. London: Chapman and Hall, 1956.

 

[6] См. труды Джона фон Неймана (1903–1957).

 

[7]  Bellert S. La formalisation des systemes cybernetiques//Le concept d'information dans la science contemporaine. Paris: Minuit, 1965.

 

[8]  Moimin G. Les problemes theoriques de la traducrion. Paris: Gallumard, 1963. Революцией в компьютерах считается изобретение в 1965 году IBM-360. См.: Moch R. Le tournant inrormadque. Documents contributifs. Annexe 4 «L'Informatisation de la societe». Paris: Documentation francaise, 1978. Ashby R.M. La seconde generation de la micro-electronique // La Recherche. 1970. j2. 127 sq.

 

[9]  Gaudfernan C.L. & Taib A. Glossaire // L'Information de la societe / Nora R, Mine A. Paris: Documentation francaise, 1978. Там же: Веса R. Les banques de donnees. Nouvelles informatiques et nouvelle croissance. Annexe I.

 

[10] Там же. Joyeux L. Les applications avancees de l'informatique. Домашние терминалы (Integrated Video Terminals) коммерцилизируются, начиная с 1984 года, при стартовой цене примерно 1400$ США (по источникам International Resource Development, The Home Terminal. Rapport. Conn.: I.R.D.Press, 1979).

 

[11]  Watzlawick P., Helmick-Beavin J., Jacson D. Pragmatics of Human Communication. A Study of International Patterns, Pathologies, and Paradoxes. N. Y.: Nor-thorn, 1967.

 

[12] Трель Ж.-М. (Treille J.-M.) из Группы анализа и развития экономических и технологических систем (GAPSET) заявляет: «Мы недостаточно говорим о новых возможностях распространения запоминающих устройств, в особенности, полупроводниковых или лазерных (…) Скоро каждый сможет за небольшую цену накапливать информацию там, где пожелает, и, кроме того, располагать автономными мощностями ее обработки». («La semaine media», j16. 15 fevrier 1979). По результатам исследования Национального научного фонда, больше, чем каждый второй ученик высшей школы, постоянно пользуется компьютером; а уже в начале 80-х все школьные учреждения будут иметь хотя бы один компьютер. («La semaine media». j13. 25 janvier 1979).

 

[13]  Brunel L. Des machines et des hommes. Montreal: Quebec Science, 1978. Missika J. L., Wilton D. Les reseaux pensants. Librairie technique et doc., 1978. Видеоконференции между Квебеком и Францией становятся теперь привычными: в ноябре и декабре 1978 г. было проведено четыре цикла видеоконференции в прямом эфире (через спутник «Симфония») между Квебеком и Монреалем, с одной стороны, и Парижем (Университет Paris Nord и Центр Жоржа Помпиду) — с другой. («La semaine media». j5. 30 novembre 1978). Другой пример — электронный журнализм. Три крупнейших американских сети АВС, NBC и CBS уже настолько распространили свои производственные студии по всему миру, что практически все происходящие события могут теперь быть обработаны электронными средствами и переданы в Соединенные Штаты через спутник. Только московские бюро еще продолжают работать с пленкой, которую они передают во Франкфурт, чтобы уже оттуда передать по спутнику. Лондон стал большим parking point («La semaine media». j20. 15 mars 1979).

 

[14] Единицей информации является бит. Его определения см.: Gaudfernan & Taib. «Glossaire»; а также дискуссию в Thom R. Un protee de la semantique: l'information (1973) // Modeles mathematiques de la morphogenese. Paris: 10/18, 1974. Запись сообщений в цифровых кодах позволяет, в частности, избежать двусмысленностей; см.: Watzlawick et al. Op. cit. P. 98.

 

[15] Фирмы Craign Lexicon заявляют о выпуске на рынок карманных переводчиков: четыре модуля на разных языках, находящихся в одновременной работе и содержащим каждый по 1500 слов, с памятью. Weidner Communication Systems Inc. производит Multilingual Word processing, который обладает возможностями среднего переводчика: 600-2400 слов в час. Он обладает тремя видами памяти: двуязычный словарь, словарь синонимов, грамматический индекс («La semaine media». j6. 6 decembre 1978. Р. 5).

 

[16]  Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt a/M., 1968.

 

[17] «Основой (Grundp feller) производства и богатства…становятся ум и господство природы в существовании человека в качестве социального тела», так что «общее социальное знание, knowledge, становится непосредственной производительной силой» писал Маркс в «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (1857–1858)» («Рукописях 1857–1858 гг.» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 49). Во всяком случае, Маркс соглашается с тем, что знание становится силой не в его «форме знания, но в качестве непосредственного органа социального праксиса», т. е. также как машины, когда те служат «органами человеческого мозга, созданными человеческими руками силой объективированного знания». См.: Mattick P. Marx and Keynes. The Limits of the Mixed Economy. Boston: Sargent, 19 69; а также дискуссию в работе Lyotard J. F. La place de Falienation dans le rctournement marxiste (1969)//Derive a parrirde Marx ct Freud. Paris: 10/18, 1973.

 

[18] За два десятилетия (1950–1971) состав категорий работников в США изменился следующим образом:

1950

1971

Рабочие на заводах, службах или в сельском хозяйстве

62,5 %

51,4 %

Свободные или технические профессии

7,5 %

14,2 %

Служащие

30 %

34 %

(Statistical Abstracts, 1971).

 

[19] В силу продолжительности времени «изготовления» высококвалифицированного техника или среднего ученого сравнительно со временем добычи природных ресурсов или денежного трансферта. В конце 60-х годов Мэйтик оценивал долю чистых инвестиций в интеллектуальною сферу развивающихся странах в размере 3–5 % ВНП, а в развитых странах — 10–15 % (Op. cit. P. 287).

 

[20]  Nora & Minc. Information de la societe. Op. cit., см., в частности, первую часть: «Les defis». Stourdze Y. Les Etats-Unis et la guerre des communications // Le Monde. 13–15 decembre 1978. Стоимость мирового рынка телекоммуникационных устройств в 1979 г. составляет 30 миллиардов долларов; считается, что через десять лет она достигнет 68 миллиардов («La semaine media». 19. 8 mars 1979. Р. 9).

 

[21]  Combert E, de. Le redeploiement industriel//Le Monde. Avril, 1978; Lepage H. Demain le capitalisme. Paris, 1978; Cotta A. La France et l'imperatif mondial. Paris: PUF, 1978.

 

[22] Речь идет о том, чтобы «ослабить административное управление» и перейти к «государству-минимум». Такой упадок Welfare State (государства «всеобщего благоденствия»), сопровождающий «кризис», начался в 1974 году.

 

[23] La Nouvelle informatique et ses utilisateurs. Annexe III // LInformatisation, etc. Loc. cit.

 

[24]  Lecuyer B. P. Bilan et perspectives de la sociologie des sciences dans les pays occidentaux // Archives europeennes de sociologie. XIX. 1978. P. 257–336. Здесь содержится хорошая информация по англосаксонским течениям гегемония школы Мертона вплоть до начала 70-х годов, сегодняшнее расслоение, в частности, под давлением Куна, — а также некоторые сведения по немецкой социологии науки.

 

[25] Термин «conviviality» был введен Иваном Иличем: Illich I. Tools for Conviviality. N. Y.: Harper &: Row, 1973.

 

[26] См. рассуждения о такой «деморализации» в науке: Jaubert A., Levy-Leblond J. M. (ed.). (Auto) critique de la science. Paris: Seuil, 1973. Partie I.

 

[27]  Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt: Suhrkamp, 1973.

 

[28] Ч. У. Моррис, следуя в русле семиотики Ч. Пирса, ввел различие между синтаксической, семантической и прагматической областями. См.: Morris Ch. W. Fundations of the Theory of Signs // International Encyclopedia of Unified Science / 0. Nenrath, R Camap & Ch. Morris (ed.). Vol. I, 2 (1938). P. 77–137. В отношении употребления термина мы опираемся в главном на следующие труды: Wittgenstein L. Philosophical Investigations, l945; Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford, 1962; Searl J. R. Speech Acts. Cambridge U. P., 1969; Habermas J. Unbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der Kommunikativen Kompetens // Habermas & Luhmann, Theorie dcr Gescllschaft oder Sozialtechnologie. Stuttgart, Suhrkamp, 1971; Ducrot O. Dire et ne pas dire. Hermann, 1972; Pulain J. Vers une pragmatique nucleaire de la communication. Dactilogr., Univcrsite de Montreal, 1977. А также см. Watzlawick et al. Op.cit.

 

[29] Денотация здесь соответствует дескрипции в классическом употреблении логиков. Куайн заменяет денотат на true of (истина ч.-л.). См.: W. V. Quine. Le mot et la chose. Flammarion, 1977. P. 140, n. 2. А Остин предпочитал термину «дескриптивный» «констативный» (constatif): Op. cit. P. 39.

 

[30] В теории языка, начиная с Остина, «перформативный» имеет строгий смысл (Op. cit., р. 39 et passim). В дальнейшем мы его встретим в сочетании с терминами перфоманс (performance) и перформативность (performativite) (например, системы) в ставшим традиционным смысле измеряемой эффективности отношения input/output. Два этих смысла не полностью чужды друг другу. Перформативный у Остина осуществляет оптимум перформанса.

 

[31] Недавний анализ этих категорий сделан Хабермасом в «Unbereitende Bemerkungen…» и обсуждался Ж.-Пуленом в цитированной выше статье.

 

[32]  Wittgenstein L. Investigations philosophiques, op. cit., 23.

 

[33]  Neumann J., von, Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior. Ptinceton U. P., 1948, 3-e ed., 1954. P. 49: «Игра заключается в совокупности описывающих ее правил». Формула чуждая духу Витгентштейна, для которого понятие игры не охватывалось одним определением, поскольку это последнее уже представляет собой языковую игру (Ор. cit., 65–84).

 

[34] Этот термин взят у Сёрла: «Языковые акты есть исходные [минимальные] базовые единицы речевой коммуникации» (Op. cit. R 52). Мы их помещаем скорее под эгидой agon (состязания), нежели коммуникации.

 

[35] Агонистика лежит в основании онтологии Гераклита и диалектики софистов, не говоря уже о первых трагиках. Аристотель отводит ей большую часть рефлексии над диалектикой в «Топике» и «О софистических опровержениях». См. также Ницше Ф. «Состязание у Гомера» в «Пяти предисловиях к пяти ненаписанным книгам» (1872); «Посмертные записки 1870–1873».

 

[36] В смысле установленном Л. Ельмслевом: Hjelmslev L. Prolegomena to a Theory of Language. Пер. на англ. Whitfiefd, Madison, U. Wsconsin Press, 1963; был проанализирован Р. Бартом в «Началах семиологии» (Barthes R. Elements dc semiologie (1964). Paris: Seuil, 1966. IV. 1.)

 

[37] См., в частности: Parsons Т. The Social System. Glencoe: Free Press, 1967; его же: Sociological Theory and Modern Society. N. Y.: Free Press, 1967. Библиография марксистской теории современного общества заняла бы более пятидесяти страниц. С этой целью можно обратиться к библиографии (документальные и критические источники), опубликованной в книге: Souyru P. Le marxisme apres Marx. P.: Flammarion, 1970. Интересная точка зрения на конфликт между этими двумя большими течениями социальной теории, а также на их комбинации дана Гоулднером: Gouldner A. W. The Coming Crisis of Western Sociology. London: Heineman, 1972. Этот конфликт занимает важное место в трудах Ю. Хабермаса, следующего в традициях франкфуртской школы и полемизирующего с немецкой теорией социальной системы, в особенности, с теорией Н. Лумана.

 

[38] Этот оптимизм явно прослеживается в выводах Линда (Lynd R. Knowledge for What? Princeton U. R., 1939. P. 239), которые цитарует Хоркхаймер (Horkheimer M. Eclipse of Reason. Oxford U. P., 1947. P. 191): «в современном обществе на смену „затертой до дыр“ религии должна прийти наука, которая укажет цели жизни».

 

[39]  Schelsky H. Der Mensch т der Wissenschartlichen Zeitalter. Koln, 1961. 24 sq.: «Суверенитет государства проявляется теперь не в одном только факте, что оно монополизирует применение насилия (Макс Вебер) или устанавливает чрезвычайное положение (Карл Шмитт), но прежде всего в том, что государство определяет меру эффективности всех существующих в нем технических средств, что оно отбирает для себя те средства, чья эффективность наиболее велика и по отношению к которым оно может практически размещаться вне поля их применения, обязательного для других». Кто-то скажет, что это теория государства, а не системы. Но Шельский добавляет: «Государство само занимает подчиненное положение уже в силу самой индустриальной цивилизации, а именно: средства определяют цели или, точнее сказать, технические возможности предполагают определенное их использование». Хабермас возражал против этого закона, говоря, что технические средства и системы целенаправленного рационального действия никогда не развиваются отдельно друг от друга. О «практических следствиях научного и технического прогресса» см. в кн.: «Theorie und Praxis». Nouwied: Luchterhand, 1963, a также Ellul J. La technique et l'enjeu du siecle. Paris: Armand Colin, 1954; id., Le systeme technicien. Paris: Caiman-Levy, 1954. О том, что забастовки и вообще сильное давление, осуществляемое мощными организациями наемных работников, в конечном итоге создают напряженность, благотворно действующую на перформативность системы, недвусмысленно заявляет профсоюзный лидер Ч. Левинсон, который объясняет этой напряженностью технический и управленческий прогресс американской промышленности (цитируегся по: Virieu H.-F., de. Le Matin. Decembre 1978. special «Que veut Giscard?»).

 

[40]  Parsons T. Essay in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe: Free P., 1957 (reed.). P. 46–47.

 

[41] Данное слово мы берем в смысле, который Гелбрайт Дж. К. придавал термину «технокультура» в книге: Gaibmith J. K. Le Nouvel Etat industriel. Essai sur le systeme economique americain. Paris: Gallimard, 1968 или в смысле, в котором Арон Р. употреблял термин «технико-бюрократическая структура» (см.: Агоп R. Dixhuit lecons sur la societe industrielle. Paris: Gallimard, 1962), а не в том понимании, которое навязывает термин «бюрократия». Этот последний более «жесток», поскольку он в равной мере экономический и социополитический и изначально пришел из критики Рабочей оппозицией (Коллонтай) власти большевиков, а затем из троцкистской оппозиции сталинскому режиму. Об этом см.: Lefort Cl. Elements d'une critique de la bureaucratie. Geneve: Droz, 1971, где эта критика распространяется на бюрократическое общество в целом.

 

[42]  Horkheimer M. Eclipse of Reason. Oxford U.P, 1947. P. 183.

 

[43]  Horkheimer M. Traditionnelle und kritischcTheorie (1937) //Theorie traditionnelle et theorie critique /T. fr. Maillard &Muller. Paris: Gallimard, 1974; Theorie critique / t. fr. Collectif du College de philosophie. Paris: Payot, 1978. А также очень толковая библиография по Франкфуртской школе на фр. яз. в журнале «Esprit» (1978. j5), составленная Hoehn и Raulet.

 

[44]  Lefort Cl. Op. cit.; id. Un homme en trop. Paris: Seuil, 1976; Castoradis С. La societe bureaucratique. Paris: 10/18,1973.

 

[45] См., например: Garnier J. P. Le marxisme lenifiant. Paris: Le Sicomore, 1979.

 

[46] Это название носил «революционный орган критики и ориентации», публиковавшийся в 1945–1965 годах группой главных редакторов (под разными псевдонимами), где были К. де Бомон, Д. Бланшар, К. Касториадис, С. де Дисбах, К. Лефор, Ж.-Ф. Лиотар, А. Мазо, Д. Мотэ, Б. Сарель, П. Симон, П. Суйри.

 

[47]  Bloch Е. Das Prinzip Hoffnung (1954–1959). Francfort, 1967; Raulet G. Utopie-Marxisme selon Е. Bloch. Paris: Payot, 1976.

 

[48] Здесь намек на теоретическую халтуру, вызвавшую шумные отклики во время алжирской и вьетнамской войн, а также в среде студенческого движения в шестидесятые годы. Исторический обзор этого дали Schnapp A., Vidal-Naquet P. Journal de la Commune etudiante. Paris: Seuil, 1969 (presentation).

 

[49]  Mumford L. The Myth of the Machine. Technics and Human Development. London: Secker &: Warburg, 1967.

 

[50] Колебаниями между этими двумя гипотезами пропитан призыв, призванный несмотря ни на что добиться участия интеллектуалов в системе: Nemo Ph. La nouvelle responsabilite des clercs // Le Monde. 8 septembre 1978.

 

[51] Теоретическое противоборство между Naturwissenschaft и Geistwissenschaft ведет своё начало от В. Дильтея (1863–1911). См., например, на рус. яз.: Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических схемах // Новые идеи в философии. Спб., 1912.

 

[52] М. Ален, распорядитель Планового управления Франции, писал: «Плановое управление — это исследовательское бюро правительства… Это еще и большой перекресток нации, перекресток, на котором встречаются идеи, где сталкиваются точки зрения и где формируются перемены… Нам нельзя оставаться одним. Нужно, чтобы другие нас просвещали…» (L'Expansion. Novembre 1978.) О проблеме принятия решений см.: Gafgen G. Theorie der wissenschaftlichen Entscheidung. Tubingen, 1963; Sfez L. Critique de la decision. Paris: Presse de la Fondation nationale des sciences politiques, 1976.

 

[53] Проследите за закатом в последние двадцать лет таких великих имен как Сталин, Мао, Кастро в качестве родоначальников революции. Подумайте о том, как потрескался образ президента Соединенных Штатов после Уотергейта.

 

[54] Это центральная тема книги Музиля Р. Человек без свойств. Т. 1, 2. Москва: Ладомир, 1994. В комментариях к французскому изданию этой книги Ж. Буврес подчеркивает близость этой темы с темой «богооставленности» (dereliction) человека, связанной с «кризисом» науки в начале XX века и с появлением эпистемологии Э. Маха. Он приводит следующие свидетельства: «Учитывая, в частности, состояние науки, человек может быть сделан только из того, о чем ему говорят, что он есть, или из того, что делают с тем, что он есть… Это мир, в котором пережитые события становятся независимыми от человека… Это мир, где все „случается“, происходит, однако без того, чтобы это было с кем-то, без кого-то, кто мог бы за это ответить». (Bouveresse J. La problematique du sujet dans «L'Homme sans qualites» // Noroit (Arras). j234 &: 235. Decembre 1978 — janvier 1979.)

 

[55]  Baudrillard J. A l'ombre des majorites silencieuscs, ou la fin du social. Paris: Utopie, 1978.

 

[56] Это терминология теории систем; например, Ф. Немо (Op. cit.) пишет: «Представим общество в виде системы в кибернетическом смысле этого слова. Такая система есть сеть коммуникаций с перекрёстками, на которых коммуникация накладывается друг на друга и откуда она перераспределяется…»

 

[57] Ж.-П. Гарнье приводит следующий пример: «Информационный центр по социальным инновациям, руководимый А. Дужье и Ф. Блох-Лане, имеет своей задачей рецензировать, анализировать и распространять информацию о новых экспериментах в каждодневной жизни (образование, здоровье, правосудие, культурная деятельность, урбанизм и архитектура и т. п.). Этот банк данных по „альтернативным практикам“ предлагает свои услуги государственным органам, ответственным за то, чтобы „гражданское общество“ было цивилизованным обществом: Плановое управление, Секретариат социальной защиты и т. д.» (Gamier J.-P. Op. cit. P. 93).

 

[58] 3. Фрейд особенно настаивал на этой форме «предуготовленности». См., например: Robert M. Roman des origines, origine du roman. Paris: Grasset, 1972.

 

[59] См. труды М. Серра, в частности, «Гермес»: Serres M. Hermes. I–IV Paris: Minuk, 1969–1977.

 

[60]  Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Lire. Edinburgh: U. of Edinburgh P., 1956; Gouldner A. W. Op. cit., chap. 10; Touraine A. La voix et le regard. Paris: Seuil, 1978; Touraine A. et al. Lutte etudiante. Paris: Seuil, 1978; Callon M. Sociologie des techniques? // Pandore. 1979. j2. P. 28–32; Watzlawick et al. Op. cit.

 

[61] См. выше примеч. 41. Тема общей бюрократизации как будущего современных обществ раскрывалась еще у Рицци: Rizzi В. La bureaucratisation du monde. Paris, 1939.

 

[62]  Grice H. P. Logic and Conversation//Specch Act III. Syntax and Semantics / Cole P., Morgan J. J. (ed.). N. Y.: Academic P., 1975. P. 59–82.

 

[63] О феноменологическом подходе к проблеме см. М. Мерло-Понти: Merleau-Ponty М. (ed. Cl. Lefort). Resumes de cours. Paris: Gallimard, 1968 (курс лекций 1954-55r.) О психоаналитическом подходе: Loureau R. L'analyse insdturionnelle. Paris: Minuit, 1970.

 

[64] В указ. выше работе М. Калона читаем: «Социологизм есть движение, которым акторы устанавливают и учреждают различия; границы между социальным и не социальным; тем, что относится к техническому и что нс относится; воображаемым и реальным: линия, прочерчивающая эти границы, есть ставка в борьбе и никакой консенсус не возможен, за исключением случая тотального господства». Ср. с рассуждениями Турена по поводу так называемой «перманентной социологии» (Touraine A. La voix et le regard. Paris: Seuil 1978).

 

[65] Аристотель строго ограничивал предмет познания, определяя то, что он называл апофантикой: «Любая речь что-то означает (semantikos), но не любая речь является денотативной (apophantikos): таковой является только та, про которую можно сказать верно или ошибочно. Однако, это не всегда возможно: молитва, например, это речь, но она ни верна, ни ложна» (Peri hermmeins; 4, 17а).

 

[66]  Popper K. Logik der Forschung. Vienne: Springer, 1935; id. Normal Science and its Dangers // Criticism and the Growth of Knowledge / Latakos I. & Musgrave A. (ed.). Cambridge (GB) U.P., 1970. Vol. I.

 

[67]  Beaufret J. Le poemу de Parmenide. Paris: PUF, 1955.

 

[68] Здесь «Bildung» еще и в смысле, который ему придавал культурализм (англ. «culture»). Этот термин преромантизма и романтизма (ср. у Гегеля «Volksgeist»).

 

[69] См. американскую школу культурализма: С. Du Bois, A. Kardiner, R. Linton, M. Mead.

 

[70] Например, учреждение европейского фольклора с конца XVIII века в отношении с романтизмом: исследования братьев Гримм, Вука Каратича (народные сербские сказки), и т. д.

 

[71] Это был, коротко, тезис Леви-Брюля (Levy-Bruhl L. La mentalite primitive. Alcan, 1922).

 

[72]  Levi-Stausse Cl. La pensee sauvage. Paris: Plon, 1962.

 

[73]  Jaulin R. La paix blanche. Paris: Seuil, 1970.

 

[74]  Propp V. L. Morphologie of the Folktale // International Journal of Linguistics. j24, octobre 1958.

 

[75]  Levi-Stausse Cl. La structure des mythes (1955) // Anthropologie structurale. Paris: Plon, 1958; id. La structure et la forme. Reflexions sur un ouvrage de Vladimir Propp // Cahiers de l'Institut de science economique appliquee. j99. Serie M, mars 1960.

 

[76]  Roheim G. Psychoanalysis and Anthropology. N. Y., 1950.

 

[77]  Ans Andre M., de. Le dit des vrais hommes. Paris: 10/18, 1978.

 

[78] Ibid. P. 7.

 

[79] Мы выбрали этот пример из-за прагматического «ярлыка», которым окружена передача рассказов и чья антропология старательно нам передается. См.: Clasters P. Le grand Parler. Mythes et chants sacres des Indiens Guarani. Paris: Seuil, 1974.

 

[80] О нарратологии, которая вводит в анализ прагматическое измерение, см. тр. Ж. Женета: Genette G. Figures III. Paris: Seuil, 1972.

 

[81] См. примеч. 34 данной книги.

 

[82] Отношение метр/ударение, образующее и изменяющее ритм, находится в центре гегелевской рефлексии над спекуляцией. См.: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Предисловие, 4.

 

[83] Эта информация любезно предоставлена А. М. д'Анс, которого мы благодарим.

 

[84] См.: Charles D. Le temps de la voix. Paris: Delarge, 1978; Avron D. L'appareil musical. Paris: 10/18, 1978.

 

[85]  Eliade M. Le mythe de l'eternel retour: Archetypes et repetitions. Paris: Gallimard, 1949.

 

[86] Данный пример взят из работы Фреге «Ueber Sinn und Bedeutung» (1892).

 

[87]  Latour Br. La rhetorique du discours scientifique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1977. j13.

 

[88]  Bachelard G. Le nouvel esprit scientifique. Paris: PUF, 1934.

 

[89] Descartes. Meditations metaphysiques. 1641. Meditation IV.

 

[90]  Hempel К. Philosophy of Natural Science. Englewood Cliffs (N. J.): Prentice Hall, 1966.

 

[91] Мы не можем рассмотреть здесь все трудности, которые вызывает такая двойная предпосылка. См. по этому вопросу: Descombes V. L'inconscient malgre lui. Paris: Minuit, 1977.

 

[92] Это наблюдение маскирует значительную трудность, возникающую также и при анализе наррации. Трудность эта состоит в различении языковых игр и родов дискурса. Мы здесь ее рассматривать не будем.

 

[93] См. примеч. 90.

 

[94] Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

 

[95] О позиции детей во время первых научных занятий или о манере, с которой аборигены толкуют объяснения этнологов, см. работу: Levi Straws CL. La pensee sauvage. Loc. cit. Chapitre I «La science du concret».

 

[96] Так, Метро говорит Кластресу: «Чтобы изучить первобытное общество, нужно чтобы оно уже начало разлагаться». В самом деле, нужно, чтобы информаторабориген смог его проанализировать глазами этнолога, спрашивая себя о функционировании его институтов, а следовательно, — о его легитимности. Рассуждая о своем провале в племени ахе, Кластрес делает вывод: «И поэтому в одно и то же время ахе принимают подарки, которых они не просили, и отказываются от всех попыток диалога, потому что они были достаточно сильными, чтобы в нем не нуждаться. Мы сможем начать с ними говорить, когда они заболеют». (Цитируется по: Cartry M. Pierre Clastres // Libre. j 4.1978.).

 

[97] О сциентистской идеологии см. публикации в журнале «Surviv-re» (j9, 1971), проанализированные затем Жобером и Леви-Леблондом (Jaubert, Levi-Leblond. Op. cit. P. 51 sq.). В конце этого сборника дается библиография периодики и список групп, борющихся против различных форм подчинения науки системе.

 

[98]  Goldschmidt V. Les Dialogues de Platon. Paris: PUF, 1947.

 

[99] Термин заимствован у Ж. Женета (Figures III).

 

[100]  Valery P. Introduction a la methode de Leonard de Vinci (1894). Paris: Gallimard, 1957 (содержит также: «Marginalia», 1930; «Note et digression», 1919; «Leonard et les philosophes», 1929).

 

[101]  Aubenque P. Le probleme de l'Еtrе chez Aristote. Paris: PUF, 1962.

 

[102]  Duhem Р. Essai sur la notion de theorie physique de Platon a Galilee. Paris: Hermann, 1908; Koyre A. Etudes galileennes. Paris: Hermann, 1966; Kuhn Th. Op. cit.

 

[103]  Certeau. M de, Julia D., Revel. Une politique de la langue. La Revolution francaise et les patois. Paris: Gallimard, 1975.

 

[104] О различении предписаний и норм см.: Kalinowski G. Du meta-langage en logique. Reflexions sur la logique deonrique et son rapport avec la logique des normes // Documents de travail. Universita di Urbino. V. 48, novembre l975.

 

[105] Следы такой политики можно найти в учреждении «философских классов» в конце средней школы. А также в проекте Исследовательской группы по преподаванию философии, где предлагалось давать «начала философии» уже во время первого цикла средней школы (GREPH. La philosophie declassee // Qui a peur de la pholosophie? Paris: Flammarion, 1977). В этом же направлении, по-видимому, были ориентированы программы этой Исследовательской группы в Квебеке, особенно, в отношении философии (см., например, «Cahiers de l'enseignement collegial» за 1975–1976 годы, раздел философия).

 

[106]  Janne Н. L'Universite et les besoins de la societe contemporaine // Cahiers de l'Association internationale des universites. Vol. 10, 1970.

 

[107] В «жестком» (почти мистическо-военном) выражении мы находим это у Julio de Mesquita Filho. Discorso de Paraninfo da primera turma de licenciados pela Faculdade de Filosofia, Ciencas e Letras da Universidade dc Sao Paulo. (25 janvier 1937); а в «мягком», адаптированном к современным проблемам развития Бразилии, — в: «Relatirio do Grupo de Trabalho. Reforma Universitaria». Brasilia. — Документы Министерства образования и культуры и Министерства планирования. Август 1968. Эти документы составляют часть проекта по бразильскому университетскому образованию.

 

[108] Документацию по этому вопросу на французском языке можно найти в публикации, подготовленной Мигелем Абенсуром и Философским колледжем (Philosophie de l'Universite. L'ldealisme allemand et la question de l'universite. Textes de Schelling, Fichte, Scheiermacher, Humboldt, Hegel. Paris: Payot, 1979).

 

[109] Sur l'organisation unterne et externe des etablissements scientifiques superieurs a Berlin (1810) // Philosophies de l'Universite. Op. cit., P. 321.

 

[110] Ibid., P. 323.

 

[111]  Schleiermacher F. Pensees de circonstance sur les universites de conception allemande (1808). Ibid., P. 270–271.

 

[112] «Преподавание философии общепризнано как фундамент всякой университетской работы». (Ibid., P. 272)

 

[113] Ален Турен анализирует противоречия такой трансплантации в книге «Universite et societe aux Etats-Unis». Paris: Seuil, 1972. Р. 32–40.

 

[114] Ощущаемая даже в выводах Р. Нисбета (Nisbet R. The Degradation of the Academic Dogma: the University in America, 1945–1970. London: Heinemann, 1971), профессора Калифорнийского университета, Риверсайд.

 

[115] См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990.

 

[116] Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум-Асаdemia-Центр, 1995; Гадамер Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988 (Warheit und Methode. Tubingen: Mohr, 1965).

 

[117] Рассмотрим два высказывания: (1) Луна взошла; (2) Высказывание /Луна взошла/ есть денотативное высказывание. Можно сказать, что во втором синтагма /Луна взошла/ является автонимом первого. См. по этому вопросу: Rey-Debove J.  Le metalangage. Paris: Le Robert, 1978. — Partie IV.

 

[118] По меньшей мере, в области трансцендентальной этики, кантовский принцип (см. «Критику практического разума»). В отношении политики и эмпирической этики Кант осторожен: поскольку ничто не может отождествляться с нормативным трансцендентальным субъектом, то с теоретической точки зрения правильнее было бы пойти на сделку с существующими властями (Кант И. Что такое Просвещение?).

 

[119] См.: Кант И. Что такое Просвещение?; а также Habermas J. Strukturwandel der Oeffentlichkeit. Frankfurt: Luchterhand, 1962. Термины «общественный» (public) и «реклама» (publicite) согласуются между собой также, как в выражениях «опубликовать частную переписку», «общественное обсуждение». Этот принцип Oeffentlichkeit в конце 60-ых управлял действиями многих групп ученых, в частности, движением «Survivre», группой «Scientists and Engineers for Social and Political Action» (USA) и группой «British Society for Social Responsability in Science» (GB).

 

[120] Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лег: Пер. с нем.// Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А. В. Михайлова. М.: Гнозис. 1993. С. 222–231.

 

[121] См. примечание 1. Некоторые научные аспекты постмодернизма обозреваются в работе: Hassan I. Culture, Indeterminacy, and Immanence: Margins of the (Postmodern) Age // Humanities in Society. — Vol. I. 1978. P. 51–85.

 

[122] К. Мюллер использует выражение «a process of delegitimation» в работе «The Politics of Communication» (Op. cit., P. 164).

 

[123] «Дорога сомнения…, дорога разочарования…, скептицизм», — писал Гегель в Предисловии к «Феноменологии духа» при описании эффекта спекулятивного порыва к естественному познанию.

 

[124] Из опасения перегрузить доклад мы откладываем на последующее рассмотрение анализ этой группы правил.

 

[125]  Nietzsche F. «Der europaische Nihilismus» (ms N VII, 3); «Der Nihilism, ein normaler Zustand» (ms W II, 1); «Kritik der Nihilism» (ms W VII, 3); «Zum Plane» (ms W II, 1)//Nietzsches Werke kritische Gcsamtausgabc. Berlin: Gruyter, 1970.

 

[126]  Nietzsche F. Sur l'avenir de nos etablissements d'enseignement (1872).Trad. fr. Backes // Nietzsche F. Ecrits posthumes 1870–1873. Paris: Gallimard, 1975.

 

[127]  Buber M. Je et Tu. Paris: Auber, 1938 (См. пер. на рус. Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993); id. Dialogisches Leben. Zurich: Muller, 1947. Levinas E. Totalite et infiini. La Haye: Nijhoff, 1961; id. Martin Buber und die Erkenntnistheorie (1958) // Divers. Philosophen des 20. Jahrhunderts. Stuttgart: Kohlhammer, 1963.

 

[128] Витгенштейн Л. Философские исследования//Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. M.: Гнозис, 1994. С. 86.

 

[129] Там же.

 

[130] Там же.

 

[131] См., например: La taylorisation de la recherche // (Auto) critique de la science. Op. cit., P. 291–293. А особенно, работу 5о///г Price D. J., de. Little Science, Big Science. N. Y.: Columbia U. P., 1963, где подчеркивается расхождение между небольшим числом высокопродуктивных исследователей (оцениваемых количеством публикаций) и большой массой малопродуктивных. Число этих последних растет в арифметической прогрессии по отношению к первым, несмотря на то, что число высокопродуктивных реально увеличивается только примерно каждые двадцать лет. Прайс заключает, что наука, рассматриваемая как социальная целостность, является undemocratic (59), и что the eminent scientist на сто лет старше, чем the minimal one (56).

 

[132]  Desanti J. T. Sur le rapport traditionnel des sciences et de la philosophie // La philosophic silencieuse, ou critique des philosophies de la science. Paris: Seuil, 1975.

 

[133] Перераспределение университетской философии в структуре гуманитарных наук, с этой точки зрения, имеет значение, намного превосходящее усилия профессии. Мы не считаем, что философия как труд по легитимации обречена, но, возможно, она сможет исполнить или, по крайней мере, начать этот труд, только пересмотрев свои связи с университетской институцией. См. по этому вопросу предисловие к «Projet d'un institut polytechnique de philosophie». Departament de philosophie, Universite de Paris VIII (Vincennes), 1979.

 

[134] См.: Janik A., Toulmin St. Wittgensteins Vienna. N. Y.: Simon & Schuster, 1973; Piel J.  Vienne debut d'un siccle // Critique. Aoutseptembre 1975.

 

[135]  Habermas J. Dogmatisme, raison et decision: theorie et pratique dans une civilisation scientifisee (1963) // Theoric et pratique. T. II. Op. cit. — P.95.

 

[136] «Наука улыбается в бороду» — название главы в книге Музиля «Человек без свойств», цитированная и комментированная Ж. Буврессом в «Проблематике субъекта…» (Op. cit.).

 

[137] Аристотель в «Аналитике» (ок. 330 г.), Декарт в «Regulae ad directionem ingenii» (ок.1628 г.) и «Основаниях философии» (1б44); Стюарт Милль в «Системе индуктивной и дедуктивной логики» (1843).

 

[138]  Bachekard G. Le rationalisme applique. Paris: PUF, 1949; Serres M. La reforme et les sept peches // L'Arc. j42 (numero special Bachelard), 1970.

 

[139]  Hilbert D. Grundlagen der Geometrie, 1899; Bourbaki N. L'architecture des mathemadques // Les grands courants de la pensee mathematique / Le Lionnais (ed.). Paris: Hermann, 1848; Blanche R. L'axiomatique. Paris: PUF, 1955.

 

[140]  Blanche R. Op. cit. Chapitre V.

 

[141]  Martin R. Logique contemporaine et formalisation. Paris: PUF, 1964. P. 33–41; 122sq.

 

[142]  Godel К. Ueber formal unentscheidbare Satze der Principia Mathematica und verwandter Systeme // Monatschrift fur Mathematik und Physik. j38, 1931. Более доступное изложение теоремы Геделя содержится в книге: Lacombe D. Les idees actuellcs sur la structure des mathematiques // Notion de structure et structure de la connaissance. Paris: Albin Michel, 1957. P. 39–160.

 

[143]  Ladriere J. Les limitations internes des formalismes. Louvain&Paris, 1957.

 

[144]  Tarski A. Logique, semantique, metamathematique. T.1. Paris: Armand Colin, 1972. Descles J. P. & Guentcheva-Descles Z. Metalangue, metalangage, metalingvistique // Documents de travail. Universita di Urbino. j60–61, 1977.

 

[145]  Bourbaki N. Les elements des mathematiques. Paris: Hermann, 1940. Отдаленные точки соприкосновения с этой работой в виде первых попыток доказать отдельные «постулаты» можно найти в евклидовой геометрии. См. об этом: Brunschvicg L. Les etapes de la philosophie mathematique. Paris: PUF, 3-e ed., 1947.

 

[146]  Kuhn Th. The Structure… Loc. cit.

 

[147] Классификацию логико-математических парадоксов можно найти в книге: Ramsey F. P. The Foundations of Mathematics and Other Logical Essays. N. Y.: Harcourt, Brace&Co., 1931.

 

[148] Аристотель. Риторика. Т. II.

 

[149] Это проблема свидетельства или исторического источника является также проблемой того, как стал известен некий факт: по слухам или был увиден. Различие появляется у Геродота. См.: Hartog Fr. Herodote rapsode et arpenteur // Herodote. j9, decembre 1977. P. 56–63.

 

[150]  Gehlen A. Die Technik in der Sichtweise der Anthropologie // Anthropologische Forschung. Hambourg, 1961.

 

[151]  Leroi-Gourhan A. Milieu et technique. Paris: Albin Michel, 1945; id. Le geste et la parole. T. 1. Technique et Langage. Paris: Albin Michel, 1964.

 

[152]  Vemant J. P. Mythe et pensee chez les Grecs. Paris: Maspero, 1965. (section 4: Le travail et la pensee technique).

 

[153]  Baltrusaitis J. Anamorphoses, ou magie artificielle des effets merveilleux. Paris: O. Perrin, 1969.

 

[154]  Mumford L. Technics and civilization. N. Y., 1934; Gille B. Histoire des techniques. Paris: Gallimard, 1978.

 

[155] Удивительный пример этого рассмотрен в: Mulkay M. & Edge D. О. Cognitive, Technical and Social Factors in the Growth of Radioastronomy // Social Science Information. 1973. Р. 25–61 (об использовании радиолюбителей для проверки некоторых приложений теории относительности).

 

[156] Малкей развивает гибкую модель относительной независимости техники от научного знания: Mulkay M. J. The Model of Branching // The Sociological Review. Vol. XXXIII, 1976. P. 509–526. X. Брукс, президент научного и общественного комитета Национальной академии наук, соавтор «Rapport Brooks» (OCDE, juin 1971), критикуя модель инвестиций в исследования и развитие (R & D) в 60-ые годы, заявил: «Одним из результатов гонки к луне стал рост стоимости технологических инноваций, так, что это стало попросту слишком дорого… Исследование само по себе это долгое занятие: быстрое ускорение или замедление требуют неоправданных затрат и говорят об отсутствии компетенции. Интеллектуальная продуктивность не может превысить определенный ритм.» (Brooks Н. Les Etats-Unis ontils une politique de la science? // La recherche. j14, juillet 1971. P. 611). В марте 1972, Э. Э.Дэвид (мл.), научный советник Белого дома, которому принадлежи-идея проекта «Прикладное исследование национальных потребностей» (RANN), делает сходное заключение: «широкая и гибкая стратегия для исследований — жесткая тактика для развития». (La recherche. j21, mars 1972. Р. 211.)

 

[157] Это было одним из условий, которые видвинул Лазарсфельд, когда соглашался на создание Центра исследования массовых коммуникаций в Принстоне в 1937 году. Ситуация была напряженной. Радиопромышленники отказывались вкладывать деньги в проект. Они говорили, что Лазарсфельд начинает дела, но не заканчивает. Сам Лазарсфельд говорил Моррисону: «I usually put thinks together and hoped they worked». Цитируется по: Morrison D. The Beginninig of Modern Mass Communication Research // Archives europeennes de sociologie.Vol. XIX. № 2,1978. P. 347–359.

 

[158] В Соединенных Штатах величина федеральных государственных вложений в R& D в 1956 году была равна частным вкладам, но затем они ее опередили (OCDE, 1965).

 

[159] Нисбет (op. cit. Chapitre 5) с горечью описывает проникновение higher capitalism в университет под видом независимых исследовательских отделений. Социальные отношения в центрах поколебали американскую традицию (см.: (Auto) critique de la science. Loc. cit. Chapitres «Le proletarieat scientifique», «Les chercheurs», «La crise des mandarins»).

 

[160]  Luhman N. Legitimation durch Verfahren. Neuwied: Luchterhand, 1969.

 

[161] К. Мюллер, комментируя Лумана, писал: «В развитых индустриальных обществах законно-рациональная легитимация заменена технократической легитимацией, которая не придает никакого значения (significance) ни убеждениям граждан, ни самой нравственности» (Mueller CL. The Politics of Communication. Loc. cit. P. 135). См. также библиографию на немецком языке по вопросам технократии в кн. Наbегтаs J. Theorie et pratique. T. II. Loc. cit. P. 135–136.

 

[162] Лингвистический анализ контроля истинности дан в: Fauconnier G. Comment controler la verite? Remarques illustrees par des assertions dangereusses et pernicieuses en tout genre // Actes de la recherche en sciences sociales. j29, janvicr 1979. P. 1 -22.

 

[163] Так, в 1970 году британскому University Grants Commitee было предложено «сыграть более позитивную роль в области производительности, специализации, концентрации предметов исследования и контроля зданий и органичить затраты на эти последние» (The Politics of Education: E. Boyl & A. Grosland parlenta M. Kogan. Penguin Education Special, 1971). Это может показаться противоречащим процитированным нами ранее заявлениям (примеч.156). Но: 1) «стратегия» может быть либеральной, а «тактика» авторитарной, что говорил между прочим Эдвардс; 2) ответственность внутри иерархий государственной вл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: