Постройки V века (эпоха Сикста III)

o Санта Мария Маджорио – была легенда, что один благочестивый священник увидел сон, когда в августе выпал снег и обрисовал контур церкви. Папское строительство, огромная церковь.

o 20е гг – Санта Сабина. Построена на средства частного лица. Единственная сохранила свою внешность.

o Строились небольшие часовни (так называемые, часовни частного права) – часовни вечного поминовения строителя. За этими церквами нужно было ухаживать, нужно было поддерживать клириков, содержать. Введено было правило, что пожертвование на строительство должно было включать в себя и пожертвование на содержание. Так возникает церковно-городское право.

Так, постепенно церкви «впитываются» в город

o Сан Стефано Ротондо (Св. Стефан – первомученик). Примечательно: центрально-купольная. Это была церковь нормального культа – внутри церкви не было захоронений! В V веке захоронения внутри городов появляются, но это очень редкие случаи (важных лиц, во время осады, во время эпидемий)

 

Базилика (от греч. Басилике – царская) – главное назначение базилики – быть большим. (Базилика Константина – ещё языческая – это огромная светская резиденция императора. Там, где собиралась публика (суд, торговля и т.д.) – базилика). Крыша опирается на большое количество колонн, которые образуют нефы. С этой помощью поддерживается крыша. Можно было расширять, добавляя колонны. Христиане строили базилики, т.к:

 - Архитекторы умели это строить, ещё не было христианского стиля и христианских архитекторов

 - Это было удобно – христианам было необходимо собираться всем на Литургию внутри, христианам нужны были большие здания.

 - Главная идея христианства была идея общины – они должны собираться вместе, особенно на праздник. Первые базилики должны были вместить всех, строились даже с запасом.

(В Александрии, когда обветшала большая церковь, провели Литургию за городом)

Первые базилики были пятинефные. Архитектурно можно построить 9- и 11-ти нефные базилики, но это редко практиковалось, т.к. нефы должны быть ниже главного здания. Основные базилики были 3-х нефные, а главные – 5-ти нефные. Римские базилики достигали до 100 метров. В Риме базилики были с деревянными перекрытиями =>более высокие, на Востоке (Сирия) – каменные, более низкие.

В центральном зале совершались богослужения, в боковых нефах – люди (мужчины и женщины раздельно – за этим следили дьяконы и диаконисы)

Минус базилик в том, что из-за частых колонн плохо видно происходящее в алтарной зоне.

Все достижения религиозной культуры Запада – базилики (Нотр-Дам, Кёльнский собор).

 

В Риме принято базиликой называть церковь определённого статуса - архиепископская.

 

В момент возникновения христианства не было надобности и возможности придумать особого типа культовые здания.

Центрально-купольная церковь –преобладает в восточной архитектурой. Это тоже античная архитектура, но мавзолейная и культовая (Пантеон).

 

Новых идей не было, христиане взяли всё из гражданского строительства.

Зачем нужны были круглые церкви:

· Необходимость разнообразия (базилика проще в архитектурном плане, снаружи похожи в какой-то мере на сарай)

· Удобно совершать круговые обходы, в центре удобно посещается предмет почитания

· В основном круглые постройки – мавзолеи

· Предназначены для специальных функций

· В христианстве – мортирии – также почитание тел мучеников

· В христианстве – могли быть теофонические мортирии – в Палестине, места земной жизни Христа (например, пещера Воскресения Христа, Рождения и др.)

· Но! Строить такие сооружения для использования раз в год не логично, поэтому стали использовать такие сооружения для литургических служб (обедни, евхаристии).

· Часто баптистерии (крещальни) были круглыми (прямая параллель: крещение как путь к бессмертию, с крещением появляется возможность приобщиться к бессмертной жизнью, через крещение мы сочетаемся с Воскресением Христа)

 

Важные даты и люди:

Апостол Пётр (римская традиция условно считает его первым епископом) – 64/67 год – смерть в цирке Нерона

Св. Климент (87/88 год) – почитается даже Русской церковью (861г. – найдены мощи Климента в Херсонесе, Кирилл и Мефодий обрели их, перенесли в город, потом попали в Киев, таким образом создалась традиция создания: Климент был поставлен Петром, а потом почитался на Руси).

Святой Зефирин (199 – 217 гг.). Зефирин поручил Калексту поручил обустроить кладбище.

Святой Корнелий – его захоронение (эпитафия) найдена де Росси найдена случайно, развёрнута исследовательская работа. Он был греком, что было неудивительно для Рима.

Мильтиад (311-314гг) – 312г. – битва у Мельвийского моста, 313г. – Миланский эдикт

Сильвестр (314-335гг) – сотрудник и соратник Константина, разворачивается церковное строительство

Марк (336г) – строительство Большой загородной Базилики и церкви Св. Марка

Св. Дамас I (366-394гг) – понял, что катакомбы нужно привести в порядок, чтобы привлечь к вере. Он начал создавать эпитафии – из мрамора, сотрудничал с Лифокалом (греком), выработал особый подчерк, папа писал надписи на мраморных досках и снабжали наиболее почитаемые захоронения. Но и необходимо было создать удобство для посетителей.

Сикст (432-450) – Санта Мария Маджори

Лев - первый папа, которые похоронен в соборе Святого Петра. Ему приписываются слова «Приветствую тебя, бич Божий!»

 

«Раннехристианский город от античности к средневековью» - опус на кафедре

 

Рим был разделён на регионы. Это деление произвёл Август, к VI веку оно заменяется и разделяется на 7 церковный регионов, которые связывают с упоминанием семи городских дьяконов III века.

 

По письму папы Корнелия в Риме тогда было 155 духовных лиц (дьяконов, епископов и т.д.) и 1500 вдов – активных членов общины.

 

Около середины IIIв в Риме было от 30 до 50 тысяч верующих (при 700-800 тысячах жителей). Либо по переписи, либо по раздаче хлеба (~5-7%)

 

Прихóдские церкви (ТитулиTitulus – табличка, на которой записывалось имя владельца дома) (! Письменные свидетельства расходятся с археологическими данными).

Римский дом среднего человека хорошо описан Витувием:

o Двор (атриум)

o Таблинум (письменный стол хозяина дома, кабинет)

o Триклиний (столовый, т.е. три ложа приставлены под углом). Они могли быть в форме базилики. Существует свидетельство, по которому христиане во время гонений собирались именно в триклиниях, агапе

o Домашние помещения

Источники говорят, что до Мира Церкви (до миланского эдикта) считалось, что люди собирались в этих домах, а потом из них стали делать настоящие церкви.

В 30х гг. написана книга об этих домовых церквях.

 

В городе Дура Европас (на востоке) нашли целый комплекс культовых сооружений, синагогу и христианский дом. В первой половине IIIв церковь была разрушена, её раскопали. Там был открытый двор/зал собраний, было небольшое помещение, где нашли крещальню и фрески - это стало настоящим открытием, которое показало, что раннехристианская иконография имела три источника: Ветхий Завет, Новый Завет и античность + язычество. Фрески из синагоги отвезли в Дамаск и Лувр, из дома – в Ельн.

 

Увидев на Востоке такое замечательное открытие, римляне решили найти в городе такие домовые церкви. Но ничего не смогли найти =(. Не найдено доказательств того, что в домах были собрания христиан.

 

Церковь Святой Сабины (422-4…гг)

В конце V в насчитывается около 50 культовых христианских сооружений

 

Монастыри:

Это пошло с Востока (Сирия и Египет)

В Рим эта традиция пришла позже, начинают строиться монастыри в V веке (было всего 4 монастыря: 3 на кладбищах и один внутри города).

 

В V-VIвв население Рима резко уменьшается:

· Войны, осады (537-555 и т.д.)

· Перенесение столицы на Восток

 

С упадком Рима как административного центра возвышалось церковное строительство (дивергенция).

 

Со второй половины VIв начался процесс усиления строительства и развития Ватикана. То место, где он строился, назывался борго (город). Центр церковной власти переместился на кладбище.

 

К 800 году развиваются церковные центры, дьяконии, появлялись церкви по обету (в честь разных событий).

Было различное развитие религиозного центра города (Сан Джовани Лютерано – епископская церковь) и церковного центр (Ватикан).

 

В XIIIв было 250 жилых домов, общественные термы, лавки ремесленников (Ватикан)

 

VIII-IXвв за Тибром – три монастыря (в Трастевери) и три титульные церкви.

 

609г – начало VIIв папа превратил Пантеон в церковь Святой Марии мученников

IXв – превращение форума в церковь Санта Марии де ново (на подступах форума).

 

Никогда не возникало желания снести всё языческое и построить массовые христианские сооружения.

 

Формирование этнических общин – Рим всегда был интернациональным городом, общины селятся по кварталам и занимаются определённые районы.

 

Стациональная Литургия – религиозные процессии, связанные с процессией по городу с остановками. Организация:

 - Папа на предыдущей стациональной Литургии назначает начало в определённой церкви, служит настоящую мессу. У других остановках может происходить молебен.

Напр., праздник Корпус Кристи (Тела Христова): по дороге из Сан Джовани Лютерано (кафедральный) до Санто Мария Маджорио.

Папа своей деятельностью хотел поднять престиж какой-то церкви.

Иногда эти процессии выходили и за городские стены, но в основном служились в городе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: