Раскопки в Сан-Пьетро

Изначально предполагалось с целью найти место для захоронения Папу. Но главная цель – поиски могилы апостола Петра, потому что считалось, что престол Сан-Пьетро стоит на месте захоронения апостола. Руководила Фабрика Реверенда (хозяйственная часть собора Петра и Павла). Были приглашены иностранные археологи. Раскопки велись не прекращая Литургии. Под престолом искали могилу. Нашли серию мавзолеев, даже языческих. Один из них признали христианским. Под престолом нашли несколько бедных христианских захоронений, конструкцию, которую, считается, возвели над могилой Петра. Но! Никаких предметов, помогающих идентифицировать Петра, нет. Престол утверждён на этом месте. Совпадает всё, кроме одного: самого Петра нет. Было принято папское постановление, что останки Петра найдены. Могилу не нашли, но она могла там быть. «Папа – авторитет для веры, но не для науки». Предполагается, что их нахождение там вероятно, а почитание этого места правда было.

 

Считается, что останки апостолов во время гонений переносили. Нашли возможные останки в базилике Апостолорум на виа Аппия.

 

Есть ряд данных в пользу того, что Туринская плащаница является действительно плащаницей Христа, во всяком случае происхождение с тех времён практически достоверно установлено.

 

Импульсом почитания останков была эпоха массовых гонений и желание почитать мучеников как героев.

 

Исторические достопримечательности Рима:

Центр Рима: комплекс Цирк-Храмы богов-Дворец. (Москва также отвечает традиции античного города, центр: Кремль-Храм Василия Блаженного-Красная площадь)

Лучше сохранился Циркус Максимус.

Назначение цирков:

 - Развлечение народа

 - Общение народа с императором, торжественная площадь.

 Император мог выйти из дворца в ложе так, чтобы он был в безопасности и так общался с народом.

 

o Колизей – из французского названия, а настоящее название – цирк Флавия. Были сложные конструкции, чтобы во время выступлений был тент. В истории христианства: там тоже проходили мучения.

o Храм Венеры и Рома.

o Все элементы, которые вошли в христианскую архитектуру, были взяты из язычества (так и апсида).

o Арка Тита (на дороге виа Сакра – дорога священных процессий).

70г. – взятие Иерусалима Титом.

o Римский форум – центр, где происходит важнейшая общественная и политическая жизнь.

o Арка Сиптимия и Савера

o Церковь Косьмы и Дамиана (появилась в середине VIв, первая на форуме)

o Базилика Максенция/Константина – лучшая в Риме светская базилика по характеру сохранности. Глубокая апсида, где мог помещаться трон/статуя.

o Улица виа деи фои Империале – улица императорских форумов.

o Санта Мария Нуова – средневековая церковь с колокольней. В литургическом употреблении находится древнейшая икона Рима (возможно VIIв)

o Санта Мария Антиква – не построена, перестроена из языческой постройки.

o Форум Нерва, Форум Августа (самый большой), форум Трояна

o Колонна Трояна – по военной истории.

o Капитолий – территория власти. Римского капитолия не сохранилось.

o Статуя Марка Аврелия.

o Акведуки – снабжение водой. Вода должна была быть доступна всем! В Риме были фонтанчики с питьевой водой.

o Ворота Порто Маджоре

o Бани. Термы Тита.

o Мост Тиборино (с островком на Тибре – святилище Эскулапа. На этом месте в христианское время построена католическая больница, основанная на акватерапии)

o Мавзолей Трояна – стала частью Ватикана.

o Санта Констанция – мавзолей, соединённый с базиликой. Мавзолей для погребального культа, базилика для евхаристического культа. Там находятся мозаики IV века, но античного характера. Базилика не доступна, а к мавзолею можно спокойно подойти. Прямая трансформация мавзолея в церковь. Обычная сводчатая конструкция.

o Термы Каракаллы. В комплексе терм ряд сооружений с абсидами и др. элементами более христианского строительства. Содержаться изображения античного искусства, которое стремится к иллюзионизму. Цель – показать так, как в жизни. Трёхмерная фигура, пластика и т.д.

o Порта Латина – латинские ворота, с средневековыми надстройками, крупнейшая фортификация того времени.

Христианская живопись: цель – изобразить идеи, абстрактное понятие, создать образ, не похожий на действительность, не стремилось изображать жизнь такой, какая она есть.

o Термы Диоклетиана. Сейчас это музей. Часть терм превратили в церковь.

o Мавзолей Августа – превратили потом в христианское сооружение.

o Мельвийский мост. При сражении победил Константин, считается, победил силой христианской веры.

o Изображение креста в катакомбах как символа победы. Константин избрал на свой штандарт символ хризмы как личный воинский знак.

o Арка Константина – за победу над Максенцием. Существовало представление, что войска должны пройти под аркой чтобы очиститься от ужаса войны. Арка трёхпролётная: центральная – для транспорта, колесницы, а боковые – для пеших воинов. Арка не содержит ни одного христианского сюжета, т.к. это памятник чисто государственным делам Константина. Наверху изображаются символы Викторий, прообразы христианских ангелов, внизу – пленённые варвары, после перешло в христианстве к сценам ареста Христа.

o Себастьяновские ворота – выходят из города на виа Аппия. Неподалёку от ворот – церковь святого Себастьяна. Это часть фортификации, ворота составляют комплекс из двух ворот.

o Музей римской стены

o По виа Аппия находится комплекс Базилика Апостолорум – церковь Св. Себастьяна, поздняя реконструкция. Согласно традиции полагаю, что какое-то время здесь находились мощи апостолов Петра и Павла, однако реально их там не было. Один из крупнейших паломнических центров

o Мавзолей Цецелиметеллы – дальше по виа Аппия. Мавзолей до н.э. Если принять версию, что апостолы шли по виа Аппия, то они могли видеть этот мавзолей.

o Вне Рима – реконструкция Дура Европас. Уникальный случай датированной живописи.

o Сан Джовани Лютерано – уже стиля барокко. Теоретическая реконструкция: пятинефная, с лёгкими деревянными перекрытиями

o Лютеранский баптистерий. Неизвестно, был ли он октогональный или круглый, но первый сохранившийся баптистерий

o Санто кручини Инджерусалермо. Фасад VIIIв.

o Памятник Сан Пьетро. Ориентирован на запад, что встречается иногда в христианских сооружениях IVв.

 

Раскопки под Сан Пьетро: были найдены несколько мавзолеев с языческими изображениями. Мавзолей М – считается единственным христианским, до Константиновской эпохи, изображение Христа ввиде гелиоса – солнца, над головой – солярная корона. Бог Солнца Непобедимого. Непонятно является ли это изображение Христом. В раннехристианской литературе было очень часть сопоставление Христа с солнцем. Там сцены из Ветхого Завета – из цикла Ионы.

 

o Гроты Ватикана. На выходе находится Константиновская колонна.

Транспет – поперечный неф в базилике.

o Базилика апостола Павла – научная реставрация.

o Санта Мария Маджорио – среди городских церквей по статусу приравнивалась к Санто Джовина Лютерано. Большое количество мозаичных панно. В музее можно увидеть много интересного.

В Риме почитание Иерусалима проходит. Мозаики в Маджорио (на заднем плане – Иерусалим).

o Санта Мария Публициано – сохранилась самая ранняя мозаика из сохранившихся (~405-412гг). На заднем плане голгофский крест. Изображение двух церквей – Христианской и языческой. «Христос даёт закон».

o Санта Мария Сабина – с северной стороне, базилика Vв, сохранившая наружные формы.

o Сан Стефано Ротондо – идея мавзолея V века, форма базилики, два цилиндра. В круглом плане выделяется маленькая апсидка – выделяет алтарь.

o Пантеон

 

Цирковидная базилика (в Риме их 6) – чисто римская архитектура, мавзолей соединяется с прямоугольной базиликой. Спор о том, для чего она предназначена. Краутхаймер считает, что это крытое кладбище. Другой вариант – не только кладбище, но: вокруг жили люди, которые в этих церквях могли проводить евхарические литургии. Большинство кладбищенских сооружений – цирковидные базилики.

o На «лужайке с цветочками» нашли цирковидную базилику, в которой обнаружены захоронения. Это подтверждает идею Крутхаймера. Рядом нашли остатки саркофага, но без эпитафии => точной даты нет. Последняя по времени, но лучше изученная цирковидная базилика.

o Катакомбы. Разброс изображений катакомб очень сильно выделяется – от низкого до высокого уровня.

o Петра и Маркеллина. Сохранилось их изображение, нашли остатки захоронений этих мучеников. Точной даты нет, первая половина IVв. Очень хорошо видно, что сложилась иконография апостолов – «князей церкви».

o Кувикула – комната, вокруг три аркосолиях – нищи – захоронения. Можно было захоронить 1-3 человека. Старались как можно больше захоронить. Изображение Петра, Павла, Ионы. Поза оранта – поза моления.

o Фосса – старейшины общины погребального мира.

o Арфей. Это образ Христа. Пение Арфея сравнивается с проповедью Христа.

o Добрый пастырь – на своде кувикулы. Ассоциируется также с Христом.

o Источники иконографии катакомб:

§ Языческий (Арфей, Добрый пастырь и т.д.)

§ Ветхий Завет (количественно преобладают)

§ Новый Завет

o Оранты – образ Рая. Чаще женские образы с воздетыми руками к небу, поза моления. Или это изображение души или изображение реально усопшей женщины.

o Рыба и корзина с хлебами – евхаристическое изображение. На первых этапах формирования литургических традиций большую роль играли рыба и молоко среди евхаристических веществ.

o Трапезы – семейная группа, заупокойная трапеза.

o Погребальная процессия

o Изображение Христа

o Катакомбы под виа Латина. Считается, что это была языческая катакомба, где были похоронены и язычники и христиане.

o Жертвоприношение Исаака/Авраама.

o Сцена: изображение учителя-философа, кругом слушатели и лежит некий персонаж – голый и мёртвый. Считается, что это урок анатомии.

o Сан Калисто. Захоронение пап. Называется Крипто Пап. Ранние папы захоронены здесь. В глубине – мраморная плита, папа Дамас написал часть эпитафий.

o Катакомбы на вилле Торлоне.

o Катакомба Прискиллы (на виа Саллариа нуова). Там находится самое древнее изображение Богоматери. Верата – покрывало на голове Богоматери.

o Собрание апостолов, Пётр и Павел.

o Христос и самарянка у колодца.

В катакомбах не ставилась цель проиллюстрировать весь Ветхий или Новый Завет. Главное – проиллюстрировать определённую идею.

Прообраз евхаристической литургии – трапеза, иудейская пятничная трапеза или поминки.

 

К иконографии:

Обсуждалось, как изображать Христа. Одни считали, что Он должен изображаться прекрасным – не ниже Апполона. Встречались изображения молодого человека, лет 15-16 как абстрактная красота, ангелоподобный и даже женоподобный. Другие думали, что внешняя красота не главное и поэтому изображался как исторический тип – с длинными волосами, к бородой, как пожилой человек (33 года в то время считалось немолодым возрастом). В Риме встречается и то и другое, но победил второй взгляд.

 

Языческое изображение исторического типа учителя легко перешло в иконографию – апостолы. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: