Эволюция жанра римской любовной элегии (Тибулл - Проперций - Овидий)

В оппозиции к литературному классицизму (Вергилий, Гораций) стояло другое поэтическое направление, культивировавшее любовную элегию. Предшественник – Катулл (но у него нет специфических черт РЛЭ, см. дальше). Оно быстро расцвело в период становления империи и столь же быстро увяло, оставив своим памятником произведения Галла (не сохранились), Тибулла, Проперция и Овидия. Расцвет объясняется тем, что тема любви стала прикрытием для оппозиции против официальной идеологии и обоснованием ухода в частную жизнь.

Элегия в античном понимании – стихотворение, написанное размером, состоящим из двустиший гекзаметра с пентаметром.

Римская любовная элегия – один из важнейших античных источников европейской любовной лирики. Для нее характерна чрезвычайная суженность поля зрения, она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций. Любовь – центральное жизненное чувство, доминирующее над всеми прочими эмоциями; трудная, скорбная; все восприятие мира элегическим поэтом протекает под углом зрения любовной тоски. Но образ влюбленного поэта – литературная фикция, судя по фактам биографии поэтов. Эта стилизация образа и подача любви как центра жизни – важнейшие, специфические черты римской любовной элегии.

Римский элегик посвящает стихи только одной возлюбленной, целиком завладевшей его сердцем. Как правило, возлюбленная получает поэтический псевдоним (Немезида, Делия, Кинфия, Коринна) и может быть как реальной, так и фиктивной. Даже если в книгу входят произведения, посвященные другой женщине, по имени названа будет только одна из них.

Поэты не скрывают, что их элегии являются фантазиями. Любовное переживание обязательно изображается в форме, далекой от действительности, с использованием богатого наследия греческой и римской любовной поэзии. В частности, это черты комедийных образов: «юноши», «гетеры», иногда ненавистного соперника - «воина» и т.д. Эта специфическая стилистика переносится в область личной любовной лирики.

Тибулл (55 – 19 гг. до н.э.), родом из богатой семьи всадника, входил в литературный кружок Корвина Мессалы. До нас дошел сборник стихов нескольких поэтов. Две первые книги, а также одна элегия и одна эпиграмма принадлежат Тибуллу.

В первой книге теме любви посвящены первые пять элегий, где поэт называет свою возлюбленную Делией, переводя ее имя (Плания – «ясная») на греческий язык. В образе Делиитипические черты античной «возлюбленной» преобладают над индивидуальной характеристикой. Тема любви тесно переплетается с мечтами поэта о счастливой мирной жизни на лоне природы, его скорбью о власти денег и постоянных войнах, причиной которых – жажда наживы. Тибулл проклинает войны, из-за которых страдают люди, и уходит от действительности в область мечтаний.

Вторая книга (25 – 19 гг.) состоит из шести элегий. В трех из них поэт говорит о своей любви к некоей Немезиде (связывая это имя с именем богини мщения). Тибулл с болью в сердце пишет, что его возлюбленной нужны деньги, а не стихи, и негодует по поводу того, что любовь доступна тем, у кого есть эти деньги. Поэт говорит Немезиде, что готов на все, вплоть до рабства, лишь бы знать, что он любим ею. Эти элегии трогают силой и искренностью выраженного в них чувства, глубиной страданий.

Три остальные элегии не связаны с темой любви: поэт прославляет деревенскую жизнь и ее праздники, рисует простоту и честность селян, а заканчивает элегию тостом в честь Корвина Мессалы. Пятая элегия посвящена Мессалине, сыну Мессалы, и в ней говорится о будущем Рима, о его величии, но речи об Октавиане Августе при этом не идет.

Тибулл прекрасно владеет всем богатством латинского языка, пишет легко и изящно, успешно использует ритм, особенно соединение гекзаметра с пентаметром. Овидий называл Тибулла «славой элегии».

Секст Проперций (50 – 15 гг. до н.э.) входил в кружок Мецената и был другом Овидия. Он оставил 4 книги элегий, по большей части посвященных любви поэта к красавице Кинфии (подлинное имя - Гостия). В первых 10 элегиях 1-й книги Проперций пишет о счастье своей любви, а в остальных и во 2-й книге выражает свою боль по поводу измен Кинфии, но все ей прощает. В любви поэт видит цель жизни и поэтому ставит ее превыше всего: свою победу над Кинфией он считает выше недавней победы Августа над парфянами.

Подобно Тибуллу, в некоторых элегиях Проперций осуждает современное ему общество, где царствует корыстолюбие и нет ни чести, ни прав, ни добрых нравов. Постепенно под влиянием кружка Мецената Проперций отходит от любовной тематики, и 3-я его книга начинается с восхваления Августа и его победы над Антонием.

Проперций – сторонник александрийской поэзии. Следуя за этими поэтами, он вносит в стихи мифологические образы, чтобы выразить через них свои чувства (пример – сравнение спящей Кинфии с Ариадной, Андромедой, страдающей Кинфии – с Брисеидой, Андромахой, Ниобой). Эти образы привносят в элегии тон учености, а язык его стихов сложнее, чем у Тибулла, наполнен грецизмами и архаизмами.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.) – завершитель и разрушитель жанра римской элегии как таковой.

Первый период творчества – до 2 г.н.э. – посвящен исключительно любовной элегии. Общих характер любовной тематики отличается легкомысленной и безыдейной тематикой, а по стилю – отрывом от описания реальных чувств поэта к реальным возлюбленным и заменой реализма на красивую и пространную декламацию с широким использованием школьных риторических приемов.

“Amores” («Песни любви») – первое подобное произведение. Состоит из 3-х книг (49 элегий). Тематика этих элегий – описание разнообразных любовных переживаний и любовных похождений. Поэт восхваляет некуюКоринну, вероятно, условно-поэтический образ возлюбленной. Первые 6 элегий – нарастание любви. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, часто лишено серьезных элементов. Более серьезным характером отличается элегия на смерть Тибулла, элегия о бессмертии поэзии и элегия, где сопоставляются жанры элегии и трагедии. Сам поэт, очевидно, недоволен своей пустой любовной лирикой и переходит к более серьезной поэзии.

«Послания», или «Героини», - 21 послание: 15 посланий мифологических героинь к своим возлюбленным (Пенелопы к Улиссу, Брисеиды к Ахиллу, Федры к Ипполиту, Дидоны к Энею, Деяниры к Геркулесу) и 3 ответных послания (Париса к Елене и Елены к Парису, Леандра к Геро иГеро к Леандру, Аконтия к Кидиппе и Кидиппы к Аконтию). «Героини» сходны с предыдущим сборником в том, что и здесь на первом плане риторика любовного языка, а также в любовной тематике. Однако есть и значительные различия: «Героини» полны глубокого психологического содержания, риторика – средство для психологического анализа. Каждая героиня отличается яркими индивидуальными чертами и неотождествима с остальными. Оставленные в силу обстоятельств или намеренно, жены вспоминают прошлую жизнь, мучаются подозрениями, прибегают к заклинаниям и проклятиям.

Важно, что герои и героини именно мифологические: мифология приобретает чисто художественный смысл, превращая образы любви в эстетическую самоцель. Овидий не просто анализирует чувство любви, но и любуется им. «Героини» совмещают в себе эпистолярный жанр, риторику, декламацию, углубленную психологию и эстетически разработанную психологию.

Другие произведения о любви – «Медикаменты для женского лица», «Наука любви» и «Средства от любви». В первом – доказывается необходимость следить за внешностью на том основании, что внутренние свойства души устойчивы, а внешность изменчива. Второе – стихотворный трактат с советами мужчинам,как привлечь женщину, и наоборот. Серьезности здесь нет, присутствует ирония. Можно считать произведение пародией (вероятно, на ораторскую деятельность). Сам того не зная, Овидий жестоко разоблачает падение нравов римского общества.

Во второй период творчества – первые годы н.э. до ссылки – любовная тема тоже важна, но уже не является единственной и развивается не в элегии.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: