Методы математической обработки

Позволяют обобщить эмпирические результаты, выявить взаимосвязи между исследуемыми параметрами, проверить достоверность выдвинутой гипотезы, объяснить причины "случайного" результата и дать ему определенное вероятностное толкование.

Таким образом, статистическая обработка является эффективным средством описания и установления многих важных психологических характеристик,их связей, отношений, закономерностей. В сочетании с качественными показателями количественная обработка обеспечивает доказательность (репрезентативность) психологического исследования, значительно повышает его объективность.

В заключение обзора методов следует подчеркнуть, что нельзя противопоставлять одни методы другим, а также абсолютизировать возможности какого-то отдельного метода. В психологическом исследовании применяется комплекс дополняющих друг друга методов, которые подбираются в зависимости от задач исследования.

Основные задачи, решаемые специалистом в области психологии труда:

1. Изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях.

2. Исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда, обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне.

3. Разработка системы профессионального психологического отбора специалистов.

4. Формирование профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности.

5. Изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к средствам деятельности.

Таким образом, психология труда позволяет выявить резервы роста производительности труда и научно обосновать рекомендации по совершенствованию трудового процесса с учетом оптимального использования резервов психики работающего человека.

2. История исследований в области психологии
профессиональной деятельности

I этап. Функциональный (вторая половина XIX – середина 30-х гг. XX века).

Зарождение психологии труда как самостоятельной отрасли науки.

Предпосылки:

1. Развитие воздухоплавания, морского, железнодорожного и городского транспорта, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяйство.

2. Технический прогресс сопровождается ростом аварийности и травматизма.

Осуществляется разработка научных и теоретических основ учения о труде. Вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности впервые был поставлен русским ученым Иваном Михайловичем Сеченовым. С 1897 по 1904 гг. он проводит цикл исследований трудовой деятельности, где:

· обосновывает оптимальную продолжительность рабочего дня;

· разрабатывает принципы чередования нагрузок, организации перерывов в процессе работы;

· приступает к изучению природы утомления, трудовых навыков;

· изучает роль психических процессов при выполнении трудовых актов.

В это же время на Западе (прежде всего в США) проявляется интерес к изучению трудовых актов. Ф. Тейлор разрабатывает систему рационализации движений рабочего, которая была направлена на исключение из трудового процесса лишних и ненужных движений. Ф. Гилберт выдвинул идею универсальных микродвижений, из комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Данные идеи позволили резко повысить производительность труда на заводах Г. Форда.

Изучение трудовых процессов в Германии проводилось в рамках научного направления, получившего название «психотехника» (термин предложен немецким психологом В. Штерном в 1903 г.). Наиболее подробно задачи и методы психотехники как прикладной психологии описал
Г. Мюнстерберг (1913–1914 гг.). Основной задачей психотехники выступало осуществление профессионального отбора на основе изучения индивидуальных различий людей. Основным методом профотбора были тесты. Главным недостатком психотехники было механистическое понимание способности к деятельности как набора свойств, не связанных между собой и неизменных.

В 20-х годах на многих крупных предприятиях России создаются лаборатории психотехники, где основное внимание уделяется профессиональному отбору. Советские ученые психотехники (С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, Н.В. Зимкин и др.) стремились преодолеть основные недостатки западной психотехники. Отличительной особенностью являлся комплексный подход к изучению трудовой деятельности (в единстве психологических, физиологических и медицинских аспектов). Признавалась изменчивость способностей, возможность компенсации одних психических свойств другими.

 Таким образом, функциональный этап становления психологии труда как отрасли науки характеризуется центрацией интереса исследователей на изучении отдельно взятых технических устройств и элементов с точки зрения их соответствия отдельным психическим функциям. Методологию преимущественно составляли бихевиористский подход, учение И.П. Павлова о рефлексах и психотехника.

С середины 30-х гг. в нашей стране массовые исследования в области прикладной психологии были приостановлены вследствие господства идеологических установок.

II этап. Машиноцентрический (конец 50-х – 70-е гг. XX века).

В конце 50-х гг. исследования в области психологии труда возобновляются. В 1957 году в Институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР (г. Москва) создается лаборатория индустриальной психологии под руководством Д.А. Ошанина. В 1959 году в ЛГУ открывается лаборатория инженерной психологии, которую возглавил Б.Ф. Ломов. В течение 1960–1963 гг. аналогичные лаборатории организованы в МГУ (В.Ф. Венда), Институте авиационной и космической медицины (В.А. Пономаренко), в Харьковском, Киевском и Тбилисском университетах. Таким образом, наблюдается переход от психотехнического направления исследований профессиональной деятельности к направлению, которое оформилось как психология труда в ее современном понимании.

Развитие и внедрение в жизнь технических систем управления сопровождалось увеличением информационных потоков. Человек рассматривается как простое звено системы «человек–машина».

Основные направления исследований:

· информационное взаимодействие человека с техническими устройствами (Зинченко В.П., Рубахин В.Ф., Завалова Н.Д., Крылов А.А.);

· инженерно-психологическое проектирование деятельности (Ахутин В.М., Гущин Ю.Ф., Суходольский Г.В.);

· способы компенсации рассогласования возможностей человека и техники при их взаимодействии (Венда В.Ф., Зараковский Г.М.);

· разработка моделей поведения человека-оператора как звена системы «человек–машина» с использованием математического аппарата теории автоматического управления. Устанавливалась тождественность поведения человека и функционирования машины (В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров, А.П. Чернышев и др.).

Стремление минимизировать роль человека в системе «человек–машина» ограничивала возможности человека и сдерживала развитие технических систем.

III этап. Антропоцентрический (конец XX века).

Факты недостаточной надежности человека в системах современной техники, возрастание ответственности, повышение экономической, социальной и экологической значимости ошибочных действий обусловили необходимость разработки нового подхода к изучению взаимодействия человека и технических устройств с учетом возможностей и индивидуальных особенностей человека.

Особенности современной сложной техники: большие масштабы энергоресурсов, высокая потенциальная опасность, воздействие на все стороны жизни природы и общества. Поэтому от человека ожидается морально зрелое отношение к социальной среде, природе.

Человек рассматривается не как специфическое звено технической системы, а как субъект труда, осуществляющий сознательную, целенаправленную деятельность. «Человек–машина» → «Субъект труда–орудие труда».

На современном этапе в проектировании и эксплуатации техники, как правило, принимает участие не один человек, а профессиональные коллективы: разработчики техники, обслуживающий персонал, эргономисты, инженерные психологи, физиологи и пр. (групповой субъект). Возникает необходимость в грамотной организации деятельности и социально-личностных отношений профессионалов, распределении функций между ними.

Антропологические изменения современного человека: перестройка жизненных ритмов, ментальности, пространства деятельности, смена ценностей, появление новых потребностей и новых возможностей их реализации.

Приоритетные направления развития психологических исследований [2]:

1. Разработка новых теоретических концепций психического, социального развития современного человека.

2. Расширение исследований, направленных на определение новых характеристик сознания, самосознания, мышления, мотивационно-потребностной сферы людей разных возрастов и социальных слоев.

3. Изучение влияния социальных, культурологических факторов на развитие современного человека.


[1] См.: Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина. 1979.

[2] Доклад доктора психологических наук, чл.-корр. РАО Давида Иосифовича Фельдштейна на ежегодном собрании РАО 6 октября 2003 г.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: