Неэкспериментальные методы

План

1. Психология труда как область знания и учебная дисциплина.

2. История исследований в области психологии профессиональной деятельности.

Литература к курсу

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие. М., 2004.

1. Карпов В.А. Психология труда: Учеб. пособие, 2003.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

3. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб., 2006.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.

6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

Психология труда как область знания и учебная дисциплина

Психология труда – отрасль науки, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе труда.

Объект психологии труда – человек как участник процесса создания материальных и духовных ценностей в трудовой деятельности.

Предмет психологии труда – психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами, процессом, условиями и организацией трудовой деятельности.

Психология труда как учебная дисциплина ориентирована на формирование у специалистов разного профиля системы научных знаний по различным аспектам организации трудовой деятельности.

Проблемы психологии труда (К.К. Платонов) [1]:

I. Общенаучные проблемы.

Методология и методы психологии труда, психологическая профессиография, история психологии труда.

II. Индивидуально-психологические проблемы.

1. Проблемы приспособления личности к видам труда.

1.1. Психологическая рационализация подбора кадров (профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональная адаптация, психологический профессиональный отбор, трудовая экспертиза).

1.2. Психологическая рационализация профессионального образования.

2. Проблемы приспособления труда к личности.

2.1. Психология организации труда (рационализация рабочих мест, режим труда и отдыха, профилактика усталости, борьба с монотонностью).

2.2. Психология гуманизации техники (приспособление орудий труда и техники к личности, психологическая эстетизация техники и производственной среды).

III. Социально-психологические проблемы.

Личность и профессиональный коллектив, взаимозаменяемость, наставничество, психологическая совместимость в труде, психологический климат, производственные конфликты, психологические проблемы руководства профессиональным коллективом).

Методы психологии труда имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Междисциплинарный характер курса определяет заимствование уже сложившихся методов.

Методы психологии труда используются в рамках следующих направлений:

· психологический анализ трудовой деятельности;

· проведение прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и пр.);

· исследование личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний в трудовой деятельности.

Рассмотрим содержание основных методов с учетом специфики предмета психологии труда:

Неэкспериментальные методы

Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия.

Трудовой метод – метод изучения трудовой деятельности непосредственно на рабочем месте, при котором субъект, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном лице исследователя и работника.

Фотография рабочего дня – временная регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе, маршрутов передвижения и пр.

Позволяет получить информацию об основных и вспомогательных функциях, их удельном весе в структуре деятельности.

Хронометраж – измерение времени трудовых операций с целью определения их длительности, частоты повторений, интенсивности трудового процесса в целом. Хронометраж осуществляется с целью оптимизации трудовой деятельности, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов деятельности – реконструкция свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. На основании анализа количества и качества результатов профессиональной деятельности (чертежей, проектов, производимых изделий и пр.) делается вывод об уровне профессионального развития, сформированности профессионально важных качеств.

Анализ критических инцидентов – характеристика трудных моментов трудовой деятельности, их причин, возможных способов их устранения и предупреждения.

2. Психометрические методы (исследование количественных сторон психических процессов и явлений).

Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений.

В психологии труда особое значение приобретают тесты специальных способностей и тесты профессиональных достижений.

Тесты специальных способностей (сенсорные, двигательные, технические и пр.) применяются в основном для профессионального отбора.

Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Они ориентированы на оценку успехов индивида.

Методы опроса – методы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника или анкеты) общения исследователя с испытуемым.

Экспертная оценка – метод, позволяющий осуществить сбор «L»-данных относительно изучаемого объекта посредством его независимой характеристики компетентными лицами.

3. Экспериментальные методы

Метод эксперимента позволяет получить новое научное знание в контролируемых и управляемых условиях.

Экспериментальное исследование характеризуется:

· организацией специальных условий учебно-профессиональной деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;

· изменением условий в ходе исследования.

Виды экспериментального метода:

· естественный эксперимент (исследование психических явлений в естественных условиях);

· моделирующий эксперимент (изучение сложного процесса в смоделированных условиях);

· лабораторный эксперимент предполагает проведение исследования в искусственно созданных условиях (лаборатории) при помощи специального оборудования.

4. Генетические методы (исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного периода времени).

В психологии труда применяются формирующий эксперимент и мониторинговые исследования.

Основные характеристики формирующего эксперимента:

· массовый;

· осуществляемый для реализации той или иной теоретической концепции;

· длительный;

· комплексный, т. е. требующий совместных усилий специалистов разного профиля (педагогов, методистов).

Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий организации профессиональной деятельности.

Мониторинг предполагает систематическое отслеживание состояния определенного объекта, на основе которого осуществляется управляющее воздействие. В качестве объекта мониторинга в психологии труда может выступать профессиональная деятельность персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: