Переменой мест не избежишь искушений

242. «Амма Феодора поведала: некоторый инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: уйду отсюда. С этими словами он начал одевать сандалии на ноги, и внезапно увидел в углу келлиидиавола в виде человека, который также обувался и который сказал ему: из-за меня ли ты выходишь отсюда? Так вот, во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник).

Помыслы
(греховные мысли)

243. -244. «Некий монах спросил одного из старцев: "почему моя мысль постоянно склоняется к [тому, чтобы совершить] блуд, не дает мне покоя ни на час, и душа моя возмущается?" Старец сказал ему: "если демоны внушают тебе [греховные] мысли, не предавайся им; [демонам] свойственно постоянно соблазнять. И хотя они никогда этого [внушения] не оставляют, но заставить тебя [согрешить] не могут: от твоей воли [зависит] - слушать их, или не слушать"... Брат сказал в ответ старцу: "что же мне делать? Я слаб и [чувствую, что эта греховная] страсть меня побеждает". Старец ответил: «Наблюдай за [такими мыслями], и когда они начинают в тебе говорить, не отвечай им; но молись Богу: [Господи Иисусе Христе,] Сыне Божий, помилуй мя, [грешного]!» (Древний патерик, 5.35)

245. «Если кто не возражает помыслам, которые враг тайно сеет в нас, но молитвою к Богу отсекает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел премудрость, и что нашёл он краткий путь» (прп. Исаак Сирин. Слова, 30).

246. «[Человек,] увлекаемый греховными мыслями, ослепляется ими, и действия греха [в себе] видит, причины же этих действий видеть не может» (прп. Марк Подвижник. Слова, 1.168).

247. «Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, т.е. если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и наоборот, держаться мыслей, угодных Богу. Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри, в чем ты согрешил» (прп. Силуан Афонский. Писания, ХIV.8).

248. «Когда плохие мысли осаждают тебя, то взывай к Богу: «Господи, Творец мой и Создатель. Ты видишь — душа моя в терзании от плохих мыслей, помилуй меня»... приучи себя отсекать помыслы сразу. А если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку» (прп. Силуан Афонский. Писания, ХVII.4,6).


Уловки дьявола

249. «Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа» (прп. Силуан Афонский. Писания, IV.5).

250. «Бесчеловечный наш враг [диавол, подталкивая христианина ко блуду], внушает [при этом], что Бог человеколюбив, и что Он скоро простит [сей грех]. Но если станем наблюдать за коварством демонов, то увидим, что после совершения греха, они же представляют нам Бога праведным и неумолимым Судьей. Первое они говорят, чтобы вовлечь нас в грех; а второе - чтобы погрузить нас в отчаяние» (прп. Иоанн Лествичник. Лествица, 15.33).

251. «Диавол уменьшает [в наших глазах] малые согрешения: ибо иначе он не может привести нас к большому злу» (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.94).

252. «У каждого, кто идет на грех, мысли будто цепенеют и различающее зрение повреждено тем, посредством чего лукавый, подстрекая и обольщая, расслабляет нас и затуманивает. А после поступка он ставит перед глазами содеянное и жестоко открывает то, что прежде многими ухищрениями утаивал, и, обличая тяжесть содеянного, тем самым пытается подтолкнуть согрешившего к отчаянию» (свт. Фотий Великий. Амфилохии, 14).

Духовная борьба

253. «Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны. Все это не обрывается одним резким движением, но терпением и настойчивостью, заботой и вниманием. Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите к Богу, не останавливайтесь на том месте, где упали. Не отчаивайтесь, если постоянно впадаете в старые грехи. Многие из них крепки от приобретенного навыка, однако по прошествии времени и через усердие побеждаются. Пусть ничто не лишает вас надежды» (свт. Нектарий Эгинский. Путь к счастью, 3).

Честолюбие
(любовь к славе и почестям)

254. «Ни в каком деле не ищи земной славы, ибо она угасает для того, кто любит ее. На время она, подобно сильному ветру, обвевает человека, и вскоре, отняв у него плод добрых дел его, удаляется, посмеявшись его неразумию» (св. Геннадий Константинопольский. Златая цепь, 35).

255. «Авва Пимен сказал: усиленно домогающийся любви человеческой, лишается любви Божией. Не хорошо всем нравиться, - ибо сказано: «горе вам, когда о вас будут хорошо говорить все люди» (Лк. 6:26)» (Древний патерик, 8.16).

256. «Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием» (прп. Иоанн Лествичник. Лествица, 22.38).

257. [Бороться с честолюбим и тщеславием можно так:] «Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его» (прп. Иоанн Лествичник. Лествица, 22.15).


Ложь

258. «В Писании сказано, что ложь от лукаваго, и что он есть "отец лжи" (Ин. 8:44), а истина есть Бог, ибо Он Сам говорит: "Я есмь путь, и истина и жизнь" (Ин. 14:6). Так что видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью. Итак, если мы действительно хотим спастись, то должны всей силой любить истину и охранять себя от всякой лжи. Есть три различных вида лжи: мыслью, словом, и самой жизнью.
Мыслью лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего: такой, когда видит, что кто-нибудь беседует с братом своим, делает свои догадки и говорит: он обо мне беседует. Если кто скажет слово, то он подозревает, что оно сказано для оскорбления его.... Никогда не верь своим догадкам и подозрениям, ибо кривая мерка и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предаётся им.
А словом лжёт тот, кто, например, от уныния поленившись встать на службу, не говорит: "Прости меня, что я поленился встать"; но говорит: "У меня был жар, я до крайности утомился работою, не в силах был встать, был нездоров", и говорит десять лживых слов для того, чтобы не сделать одного поклона и не смириться. И если он в подобном случае не укорит себя, то беспрестанно изменяет слова свои и спорит, чтобы не понести укоризны.
Жизнью же своей лжёт тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, хвалит милосердие, или, будучи надменен, дивится смирению. Итак, будем избегать лжи, чтобы избавиться от участи лукавого, и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом» (Авва Дорофей. Душеполезные поучения, 9).




Гордость

259. «Огради ум от самохваления и избегай высокого о себе мнения, чтобы не попустил тебе [Бог] впасть в противное [тому доброму, чем ты хвалишься], ибо добро не одним человеком совершается, но помощью всевидящего Бога» (прп. Марк Подвижник. Слова, 2.188).

Ропот

260. «Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет его без вразумления» (прп. Исаак Сирин. Слова, 85).

261. «Если постигнет тебя какая неудача, то думай: «Господь видит сердце мое, и если Ему угодно, то будет хорошо и мне и другим», и так душа твоя всегда будет в мире. А если кто будет роптать: это не так, а это нехорошо, то никогда не будет мира в душе, хотя бы он и пост держал и много молился» (прп. Силуан Афонский. Писания, IV.1).

Гнев

262. «Один монах жил в монастыре, и постоянно приходил в гнев [на кого-либо из братий или посетителей]. И он решил: "уйду отсюда в уединенное место, и так как там ни к кому не буду иметь отношения, то оставит меня страсть гнева". Покинув монатырь, он поселился один в пещере. В один день, набрав сосуд воды, монах поставил его на землю, - и сосуд тотчас повернулся вниз. Взяв его, он набрал воды в другой раз, сосуд опять опрокинулся. Потом наполненный водой сосуд и в третий раз повернулся вниз. Брат, рассердившись, схватил его и разбил. Придя же в себя, он понял, что над ним издевается диавол, и сказал: "вот я удалился в уединение, - и побежден им! Пойду опять в монастырь; ибо везде нужны терпение и помощь Божия!" И вернулся на прежнее место» (Древний патерик, 7.38).

263. «Авва Агафон сказал: гневливый человек, даже если бы мертвого воскресил, не будет угоден Богу» (Древний патерик, 10.15).

264. «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов - вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Ефесянам, 2).

Блудная похоть

265. «Чревоугодие и пресыщение пищей порождают блудную похоть, а свободное обращение с женщинами разжигает огонь похоти… Во время блудной брани наказывай помыслы скудостью питания, чтобы думали не о блуде, а о голоде, и отказывайся от приглашения на пиршества» (прп. Нил Синайский).

266. «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой [диавол]» (прп. Ефрем Сирин).

267. «Один монах имел брань с блудной похотью, и, встав ночью, пришел к старцу и исповедовал ему свои мысли, толкающие на блуд. Старец успокоил его, и брат, получив пользу, возвратился в свою келью. Но вот опять брань восстала на него, - он опять пошел к старцу. И делал это несколько раз. Старец не печалил его, но говорил так: не сдавайся, но лучше приходи ко мне, когда будет беспокоить тебя демон, и обличай его, открывая свои мысли. Таким образом обличенный, он пройдет мимо. Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его [в исповеди перед духовником], - и ничто так не радует его, как утаение [всеваемых им] помыслов. Таким образом приходил брат к этому старцу одиннадцать раз, обличая свои помыслы, и искушение брата прекратилось» (Древний патерик, 5.16).

268. «Похоть есть как бы хотение после хотения, желание, простертое далее пределов естественного желания, страстное, не управленное законом и умеренностью. Похоти так же многообразны, как многообразны грехи… Похоть обыкновенно приближается к душе не в виде воюющего врага, но в виде друга или угодливого прислужника. Она представляет какое-либо удовольствие или мнимое благо. Но это лишь приманка, которой злой ловец старается прельстить и уловить бедную душу. Напоминай себе об этом, когда искушаешься похотью» (свт. Филарет Московский. Слово в день 5 июля 1845 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: