Критерии сформированности смысловой организации и выразительного оформления диалогической речи у детей младшего школьного возраста

Баллы Качественные показатели
2 балла 1) полнота передачи и актуализации коммуникативной значимости информации; 2) использование всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое и словесное ударение, паузирование, тембр); 3) адекватность внешнего выражения эмоциональной реакции в диалогической речи, невербальные формы выражения оптимальны.
1 балл 1) неярко выраженные нарушения тематической организации; 2) недостаточная сформированность комплекса средств интонационной выразительности; 3) внешнее выражение эмоциональной и невербальной реакции адекватно в диалогической речи, но проявляется недостаточно.
0 баллов 1) грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации; 2) средства интонационной выразительности не использует (неокрашенность, бедность изложения); 3) нарушения интонационной выразительности движений (пантомимика, мимика, жест).

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: смысловая цельность компонентов содержания, активное и адекватное использование средств интонационной выразительности –2 балла

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: нерезко выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания –1 балл

КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 0 баллов

ДИАГНОСТИКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Монолог

Изучение смысловой организации и выразительного оформления монологической речи.

Задание: 1) пересказ короткого текста.  

***

Мальчик играл и разбил нечаянно чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал». (Л. Толстой). (28 слов)

Задание: 2) составление рассказа по серии картинок: «На катке».

Ответы на уточняющие вопросы после рассказа по картинкам:

1. Кто из мальчиков виноват?

2. Как он исправил свою вину?

3.Что бы ты чувствовал на месте каждого из мальчиков?

 

(Для диагностики особенностей диалога и монолога использовать материал из книги: Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и специального образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 136 с.), (стр. 9, 112).

ОЦЕНКА СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: