На международном творческом фестивале «МИР Сибири» в Шушенском

Если задуматься над тем, чем мы отличаемся от наших далёких предков – викингов, то получится, что ничем. Различия разве что чисто бытовые, а внутри (да и антропологически) мы остаёмся теми же буйными язычниками с потугами к единобожию. Те же, что и у древних новгородцев, природные условия (в дороге от Хельсинки до Санкт-Петербурга чувствуешь себя почти так же, как возле Сыктывкара, а возле Сыктывкара – как возле Тин, Нижнеудинска или Николаевска-на-Амуре). Такие же межличностные отношения: доходящая до сумасшествия жажда лидерства у мужчин и женская эмансипация; так, ещё в Х веке арабский путешественник ибн Фадлан отмечал, что у русов юные дамы не отличаются целомудрием и с лёгкостью отдаются предметам своих страстей, однако, выйдя замуж, очень стараются быть образцовыми матерями и хозяйками. Как мы можем видеть, по прошествии тысячи лет и это осталось в силе. Даже языки, на которых говорила древняя Русь (славянский, финский и датский), если и изменились, то не кардинально.

Прежним остался народный архетип, то есть душевный склад. У древних скандинавов были разработаны стройная схема Мироздания и понятийный аппарат, которые легко ложатся на то состояние, в котором мы сейчас пребываем. Если вдуматься, то, как и тысячу лет назад, территорией России–Руси владеют ётуны (тролли): злые великаны, смысл жизни которых – потребительство. Время от времени они совершают набеги на людей, отбирая у них жизненные силы, деньги, вещи и членов семей. И всё бы им ничего, но на каждого ётуна есть ас: небесное существо, которое защищает человека, причём делая это не ради наград, а из чувства справедливости. Таким асом для наших предков явился Рюрик. Такими явились Суворов и Королёв.

Асы – это люди, развившиеся до небесного уровня. Вероятно, русский архетип чем-то схож с португальским, потому что и профессор Салазар в своё время огромное внимание уделял воспитанию элиты (например, запретил офицерам брать в жёны девушек, не имеющих высшего образования). Иными словами, проводил в жизнь постулат, что лучше быть хорошим рыцарем, фрилансером-кондотьером, чем подкаблучником.

От викингов нам досталось и такое понятие, как рагнарёк: гибель богов. Смысл тут следующий: когда мир вокруг тебя рушится и нет рядом асов, способных взять на себя ответственность за твою жизнь, ты САМ должен стать асом.

В связи с этим вспоминается концепция «Москва – Третий Рим»: современник московского князя Василия III (первая половина шестнадцатого века), псковский старец Филофей, однажды в письме указал правителю на безобразия, творящиеся в Церкви и государстве, и совестил, что Москва – это ведь наследница Рима и Константинополя, центр цивилизации, четвёртому такому уже не бывать, так что, мол, храни благочестие.

Если в ту пору это было актуально, то в современных условиях можно сказать, что монах ошибался: мы все так или иначе строим Четвёртый Рим. Неважно, где он находится территориально: хоть у нас в Ингаше, хоть на Марсе. Главное, чтобы он был в душе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: