Духовная и материальная культура Туровского княжества

Туровское княжество сложилось на территории расселения дреговичей на рубеже I и II тысячелетий н. э., в южной Беларуси, бассейне реки Припять. Столица княжества – Туров. Первое упоминание и события 988 года, когда были обозначены границы Туровской земли, свидетельствуют о том, что Туровщина с самого начала развивалась как самостоятельная государственная единица с наличием всех соответствующих институтов.

До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вёл борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было ещё характерно только для Новгорода Великого.

К органам управления в Туровском княжестве относятся: вече, имевшее широкие полномочия (даже решало вопрос о назначении епископа); тысяцкий, который возглавлял городское ополчение вооруженных граждан. Туровские князья активно участвовали в политической жизни Киевской Руси, имели право занять великокняжеский престол в Киеве.

Таким образом, первые раннефеодальные княжества являлись началом воплощения идеи о самостоятельности государственности на территории Беларуси.

 

Духовная жизнь восточных славян:

О высоком уровне развития восточных славян, живших на территории Беларуси, свидетель­ствует «Повесть временных лет». В летописи отмечается, что мно­гие города в Полоцком княжестве возникали при довольно высо­ком уровне как материальной, так и духовной культуры. Визан­тийские авторы — Прокопий, Маврикий, Константин Багрянород­ный, арабский автор Магуди также отметили высокий уровень культуры восточных славян.

Значительную роль в культурном развитии восточных славян сыграла христианская религия. Единая общегосударственная ре­лигия консолидировала все стороны общественной жизни, и преж­де всего в культурно-духовной сфере. О распространении христи­анства на белорусских землях сведений в письменных источни­ках недостаточно. В поздних летописях о полоцком князе Изяславе Владимировиче говорится, что он читал христианские, книги и был очень набожным. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и приняла монашеский постриг подкиснем Ана­стасии. Точно не установлено, когда начали создаваться на бело­русских землях территориальные церковные округи - епархии во главе с епископами. Высказывают мнение, что в 992г. Была созда­на Полоцкая православная епархия. В ХII в. возникли первые по­лоцкие монастыри. Туровская епархия, по данным письменных источников, была основана в 1005 г, Распространение христиан­ства в древних землях Беларуси имело общие черты с утвержде­нием новой веры в других землях восточных славян. В городах раньше, чем в деревнях, познакомились с христианством. Оно было принято вначале верхами и постепенно распространялось среди других слоев населения. Конечно, борьба между новой, христиан­ской верой и старой, языческой имела место. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия. Двухверье еще долго сохранялось на белорусских землях.

Благотворным было влияние христианства на распростране­ние письменности и образования. Вместе е христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. Переводились на русский язык многочисленные по­учения, а также житийные и апокрифические произведения. Появлялась литература, где критиковались религиозные догматы. Заслуга создания славянской азбуки и письменности принадлежит братьям Кириллу и Мефодию из Солуни (Греция). Они были и первыми переводчиками религиозных книг с греческого языка на славянский.

Летописание началось в первой половине XI в. В начале XII в. была создана «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Важным источником по истории Киевского, Галицкого-Волынского, Полоцкого, Туровского и других княжеств XII—ХIII вв. является Ипатьевский, летописный свод. Высказываются мнения, что оригинал Ипатьевской летописи переписывался в Пинске местным переписчиком. Есть сведения о существовании Полоцкой летописи, летописные записки, возможно, велись в Турове и Новогрудке.

Рукописных книг XI -XIII вв. до нас дошло немного. Самое paннее издание из тех, которые сохранились, - Туровское евангелие, созданное в XI в. Произведение написано церковно-славянским языком, украшено большими заглавными буквами-инициалами, которые нарисованы красной, синей и зеленой красками.

О распространении письменности на территории Беларуси свидетельствуют найденные во многих городах писала -- предметы, служившие для письма. Самое раннее писало датируется XI в. Древним памятником восточнославянской письменности является надпись на полоцкой печати конца X в. В Новгороде Великом была найдена свинцовая печать, которая принадлежала полоцкому князю Изяславу. Вероятно, полоцкий князь отправил в Новгород грамоту, написанную на пергаменте, к которой она была прикреплена. На печати княжеский знак - трезубец и надпись, которая кириллическими буквами передает греческое звучание имени Изяслав. В Новгороде также найдена свинцовая печать Ефросиньи Полоцкой с надписью.

 

В XI-XV вв. частные листы с сообщениями, поручениями, просьбами одних лиц к другим писали на бересте. Берестяные гра­моты найдены при раскопках городов. Авторы специальных исследований утверждают, что в XII - первой половине ХIII в., читать и писать умело не менее 10% населения городов. Не случай­но предметом торговли и ценной военной добычей стала книга.

В Полоцке при Софийском соборе существовала библиотека, в которой хранились рукописные книги. Она погибла во время Ливонской войны. Книги писали на пергаменте - специально выделанной тонкой шкуре животных. С ХII-ХIII вв. начали распространяться иллюстрированные рукописи, в которых размещались рисунки-миниатюры. Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивиловская. В ней более 600 рисунков.

Вершиной художественной литературы того времени считает­ся известное во всем мире произведение «Слово о полку Игоре­ве». По своему содержанию, форме и языку «Слово о полку Игореве» - памятник, общий для всех восточных славян.

Перепиской церковных книг занималась княжна Предслава, известная в истории под именем Ефросиньи Полоцкой. Роди­лась она, как считают, в 1104 г. В юности стала монашкой, приняв имя Евфросинья. Она основала около Полоцка женский монас­тырь, при котором открыла школу для обучения детей грамоте. Ефросинья Полоцкая подарила Спасской церкви женского мо­настыря крест, сделанный мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. по её заказу и эскизу. Умерла Ефросинья Полоцкая в 1167 (согласно другим мнениям, в 1173), осуществив тяжелое путеше­ствие в Иерусалим. После смерти Ефросиньи неизвестный автор составил её «Житие». Это один из немногих дошедших до нас памятников литературы древнего Полоцка.

Ко второй половине ХII в. относится литературная деятель­ность Кирилла Туровского. Он родился в Турове в богатой семье около 1130 г. По желанию горожан был назначен епископом в своем городе. С этого времени началась его писательская дея­тельность. Кирилл Туровский - известный для своего времени писатель и оратор, автор ряда «слов», дидактических проповедей, повестей-притч. В центре большинства произведений писателя — забота о духовном совершенстве человека, которое автор пони­мал в соответствии с этическими и эстетическими идеалами сво­его времени. Творчество философа и писателя из Турова было известно далеко за пределами белорусских земель.

Выдающимся церковным деятелем и писателем ХII в. являлся Климент Смолятич, который на протяжении семи лет был киев­ским митрополитом, где защищал независимость восточнославянской православной церкви от Византии. До наших дней дошло только одно его произведение «Послание Фоме пресвитеру», в котором автор показал себя оригинальным мыслителем, способ­ным полемистом и широко эрудированным критиком.

Необычайно богатые традиции сложились в это время в зод­честве. На белорусских землях сложились три оригинальные шко­лы зодчества: полоцко-витебская, гродненская и смоленская.

В Каменце в конце ХIII в. была возведена оборонительная баш­ня - знаменитая Каменецкая вежа (Белая Вежа), памятник воен­ного зодчества Беларуси.

Высокого уровня на белорусских землях достигло в это время изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Главными жанрами первого из них были в IX-XIII вв. монументальная живопись (мозаика, фреска), иконопись и книжная миниатюра. Искусство мозаики появилось в XII в., попав сюда скорее всего из Византии. В качестве материала использовали смальту — цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок. Мозаика украшала постройки Верхнего замка и храм Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке, Нижнюю церковь в Гродно. Фресковая живопись сохранилось фрагментарно. Представление о традициях и технике фресковой живописи дают росписи Спасо-Ефросиньевской церкви, где открыто более 20 фрагментов роспи­си с изображениями святых. Возможно, что на одной из фресок изображена основательница храма - Евфросинья Полоцкая.

Иконы, созданные на белорусских землях в то время, пока не выявлены. Но в литературе имеются сведения о некоторых наиболее почитаемых иконах, привезенных из Византии (икона Эфеской, или Корсуньской Богородицы, икона «Дмитрий Солунский» и др.)

 

ЦЕРКВИ ТУРОВА

Преображенская церковь. Местечко Туров имело два предместья: 3аятелье и Запесочное. В 1800 г. в предместье Заятелье (его еще называли Островом) вне местечка была построена на средства прихожан деревяннаяприходская Преображенская церковь. Построенная в форме креста, она имела открытый посередине купол (то есть с окошками) и четыре глухих купола по сторонам, а также колокольню но фронтовой части здания.

Внутренняя площадь ее составляла 30 кв. саженей. Церковь не отап­ливалась. Алтарь был украшен 33-мя иконами, располагавшимися в три яруса. Рамы икон были позолочены. В церковном архиве хранились ме­трические книги с 1783 г. и исповедные записи с 1789 г.

Церковный погост был обнесен деревянной оградой.

В состав прихода Преображенской церкви входили селения: Остров Заятелье, Запесочное. Прихожан мужскогo пола на момент описи церкви (1836) - 499 душ, а женского - 533 души.

Церковный годовой доход составлял 100 руб. Земельные угодья при­чта состояли из 80 десятин (из них леса — 74 десятины).

Ильинская церковь. Деревянная Ильинская церковь была построена в центре ме­стечка в 1850 (1848) г. на средства казны. При этой церкви имелось народное училище, где занимались крестьянские дети.

Церковь во имя Всех Святых. Построена па городском кладбище а XIX в. из дерева. Сохранилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: