Туровское княжество сложилось на территории расселения дреговичей на рубеже I и II тысячелетий н. э., в южной Беларуси, бассейне реки Припять. Столица княжества – Туров. Первое упоминание и события 988 года, когда были обозначены границы Туровской земли, свидетельствуют о том, что Туровщина с самого начала развивалась как самостоятельная государственная единица с наличием всех соответствующих институтов.
До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вёл борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было ещё характерно только для Новгорода Великого.
К органам управления в Туровском княжестве относятся: вече, имевшее широкие полномочия (даже решало вопрос о назначении епископа); тысяцкий, который возглавлял городское ополчение вооруженных граждан. Туровские князья активно участвовали в политической жизни Киевской Руси, имели право занять великокняжеский престол в Киеве.
Таким образом, первые раннефеодальные княжества являлись началом воплощения идеи о самостоятельности государственности на территории Беларуси.
Духовная жизнь восточных славян:
О высоком уровне развития восточных славян, живших на территории Беларуси, свидетельствует «Повесть временных лет». В летописи отмечается, что многие города в Полоцком княжестве возникали при довольно высоком уровне как материальной, так и духовной культуры. Византийские авторы — Прокопий, Маврикий, Константин Багрянородный, арабский автор Магуди также отметили высокий уровень культуры восточных славян.
Значительную роль в культурном развитии восточных славян сыграла христианская религия. Единая общегосударственная религия консолидировала все стороны общественной жизни, и прежде всего в культурно-духовной сфере. О распространении христианства на белорусских землях сведений в письменных источниках недостаточно. В поздних летописях о полоцком князе Изяславе Владимировиче говорится, что он читал христианские, книги и был очень набожным. Известно, что Рогнеда не только стала христианкой, но и приняла монашеский постриг подкиснем Анастасии. Точно не установлено, когда начали создаваться на белорусских землях территориальные церковные округи - епархии во главе с епископами. Высказывают мнение, что в 992г. Была создана Полоцкая православная епархия. В ХII в. возникли первые полоцкие монастыри. Туровская епархия, по данным письменных источников, была основана в 1005 г, Распространение христианства в древних землях Беларуси имело общие черты с утверждением новой веры в других землях восточных славян. В городах раньше, чем в деревнях, познакомились с христианством. Оно было принято вначале верхами и постепенно распространялось среди других слоев населения. Конечно, борьба между новой, христианской верой и старой, языческой имела место. Очевидно, при этом не обходилось и без насилия. Двухверье еще долго сохранялось на белорусских землях.
Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Вместе е христианством на Руси стали появляться произведения древнеримской и древнегреческой литературы. Переводились на русский язык многочисленные поучения, а также житийные и апокрифические произведения. Появлялась литература, где критиковались религиозные догматы. Заслуга создания славянской азбуки и письменности принадлежит братьям Кириллу и Мефодию из Солуни (Греция). Они были и первыми переводчиками религиозных книг с греческого языка на славянский.
Летописание началось в первой половине XI в. В начале XII в. была создана «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Важным источником по истории Киевского, Галицкого-Волынского, Полоцкого, Туровского и других княжеств XII—ХIII вв. является Ипатьевский, летописный свод. Высказываются мнения, что оригинал Ипатьевской летописи переписывался в Пинске местным переписчиком. Есть сведения о существовании Полоцкой летописи, летописные записки, возможно, велись в Турове и Новогрудке.
Рукописных книг XI -XIII вв. до нас дошло немного. Самое paннее издание из тех, которые сохранились, - Туровское евангелие, созданное в XI в. Произведение написано церковно-славянским языком, украшено большими заглавными буквами-инициалами, которые нарисованы красной, синей и зеленой красками.
О распространении письменности на территории Беларуси свидетельствуют найденные во многих городах писала -- предметы, служившие для письма. Самое раннее писало датируется XI в. Древним памятником восточнославянской письменности является надпись на полоцкой печати конца X в. В Новгороде Великом была найдена свинцовая печать, которая принадлежала полоцкому князю Изяславу. Вероятно, полоцкий князь отправил в Новгород грамоту, написанную на пергаменте, к которой она была прикреплена. На печати княжеский знак - трезубец и надпись, которая кириллическими буквами передает греческое звучание имени Изяслав. В Новгороде также найдена свинцовая печать Ефросиньи Полоцкой с надписью.
В XI-XV вв. частные листы с сообщениями, поручениями, просьбами одних лиц к другим писали на бересте. Берестяные грамоты найдены при раскопках городов. Авторы специальных исследований утверждают, что в XII - первой половине ХIII в., читать и писать умело не менее 10% населения городов. Не случайно предметом торговли и ценной военной добычей стала книга.
В Полоцке при Софийском соборе существовала библиотека, в которой хранились рукописные книги. Она погибла во время Ливонской войны. Книги писали на пергаменте - специально выделанной тонкой шкуре животных. С ХII-ХIII вв. начали распространяться иллюстрированные рукописи, в которых размещались рисунки-миниатюры. Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивиловская. В ней более 600 рисунков.
Вершиной художественной литературы того времени считается известное во всем мире произведение «Слово о полку Игореве». По своему содержанию, форме и языку «Слово о полку Игореве» - памятник, общий для всех восточных славян.
Перепиской церковных книг занималась княжна Предслава, известная в истории под именем Ефросиньи Полоцкой. Родилась она, как считают, в 1104 г. В юности стала монашкой, приняв имя Евфросинья. Она основала около Полоцка женский монастырь, при котором открыла школу для обучения детей грамоте. Ефросинья Полоцкая подарила Спасской церкви женского монастыря крест, сделанный мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 г. по её заказу и эскизу. Умерла Ефросинья Полоцкая в 1167 (согласно другим мнениям, в 1173), осуществив тяжелое путешествие в Иерусалим. После смерти Ефросиньи неизвестный автор составил её «Житие». Это один из немногих дошедших до нас памятников литературы древнего Полоцка.
Ко второй половине ХII в. относится литературная деятельность Кирилла Туровского. Он родился в Турове в богатой семье около 1130 г. По желанию горожан был назначен епископом в своем городе. С этого времени началась его писательская деятельность. Кирилл Туровский - известный для своего времени писатель и оратор, автор ряда «слов», дидактических проповедей, повестей-притч. В центре большинства произведений писателя — забота о духовном совершенстве человека, которое автор понимал в соответствии с этическими и эстетическими идеалами своего времени. Творчество философа и писателя из Турова было известно далеко за пределами белорусских земель.
Выдающимся церковным деятелем и писателем ХII в. являлся Климент Смолятич, который на протяжении семи лет был киевским митрополитом, где защищал независимость восточнославянской православной церкви от Византии. До наших дней дошло только одно его произведение «Послание Фоме пресвитеру», в котором автор показал себя оригинальным мыслителем, способным полемистом и широко эрудированным критиком.
Необычайно богатые традиции сложились в это время в зодчестве. На белорусских землях сложились три оригинальные школы зодчества: полоцко-витебская, гродненская и смоленская.
В Каменце в конце ХIII в. была возведена оборонительная башня - знаменитая Каменецкая вежа (Белая Вежа), памятник военного зодчества Беларуси.
Высокого уровня на белорусских землях достигло в это время изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Главными жанрами первого из них были в IX-XIII вв. монументальная живопись (мозаика, фреска), иконопись и книжная миниатюра. Искусство мозаики появилось в XII в., попав сюда скорее всего из Византии. В качестве материала использовали смальту — цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок. Мозаика украшала постройки Верхнего замка и храм Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке, Нижнюю церковь в Гродно. Фресковая живопись сохранилось фрагментарно. Представление о традициях и технике фресковой живописи дают росписи Спасо-Ефросиньевской церкви, где открыто более 20 фрагментов росписи с изображениями святых. Возможно, что на одной из фресок изображена основательница храма - Евфросинья Полоцкая.
Иконы, созданные на белорусских землях в то время, пока не выявлены. Но в литературе имеются сведения о некоторых наиболее почитаемых иконах, привезенных из Византии (икона Эфеской, или Корсуньской Богородицы, икона «Дмитрий Солунский» и др.)
ЦЕРКВИ ТУРОВА
Преображенская церковь. Местечко Туров имело два предместья: 3аятелье и Запесочное. В 1800 г. в предместье Заятелье (его еще называли Островом) вне местечка была построена на средства прихожан деревяннаяприходская Преображенская церковь. Построенная в форме креста, она имела открытый посередине купол (то есть с окошками) и четыре глухих купола по сторонам, а также колокольню но фронтовой части здания.
Внутренняя площадь ее составляла 30 кв. саженей. Церковь не отапливалась. Алтарь был украшен 33-мя иконами, располагавшимися в три яруса. Рамы икон были позолочены. В церковном архиве хранились метрические книги с 1783 г. и исповедные записи с 1789 г.
Церковный погост был обнесен деревянной оградой.
В состав прихода Преображенской церкви входили селения: Остров Заятелье, Запесочное. Прихожан мужскогo пола на момент описи церкви (1836) - 499 душ, а женского - 533 души.
Церковный годовой доход составлял 100 руб. Земельные угодья причта состояли из 80 десятин (из них леса — 74 десятины).
Ильинская церковь. Деревянная Ильинская церковь была построена в центре местечка в 1850 (1848) г. на средства казны. При этой церкви имелось народное училище, где занимались крестьянские дети.
Церковь во имя Всех Святых. Построена па городском кладбище а XIX в. из дерева. Сохранилась.