О замчище и безымянном храме на нем

Туровское замчище состоит из двух площадок – детинца, который был меньше (около 1 га), и окольного города, занимавшего площадь 2,5 га. Детинец представлял собой мысовую часть города. Окольный город был отделен от детинца оборонительным рвом, который в свою очередь со­единялся с водами рек Язды и Струменя (в древности так насыпали ручьи во рвах).

В XIIIв. в юго-западной части детинца возвели каменную оборонительную башню диаметром около 10-12 м (наподобие Каменецкой). Она просуществовала до 30-х гг. XlXв. и затем была разобрана. До сих пор отнее остается возвышение правильной округлой формы.

На территории окольного города, в самом недоступном для тех, кто находился вне замчища, месте стояла каменная церковь. Эго был трехап-сидный храм с опорами на шести внутренних столбах. Он был сооружен из крупной по ширине, но невысокой плинфы. Храм имел слабый фундамент, что и стало причиной его разрушения. Установлено, что фресковых росписей он нe имел. Полы, вероятно, били из керамических плиток. В подвалах его стояли большие каменные саркофаги, три из которых со следами погребений были найдены и подняты. Установлено, что этот безымянный храм был построен в 60-70 гг. XII в. в типичном для того времени византийском стиле. Он напоминал восстановленную в 2003 г. Благовещенскую церковь города Витебска. Отличием являлось то, что храм в Турове был богаче отделан.

 

Древние художественные украшения Беларуси представлены разнообразными по форме и по содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Раскопки городов в Беларуси дали ценную коллекцию шахмат XII—XIII вв.Это абстрактные символические фигуры, которые сделаны из кости или рога с учетом восточных примеров.

Вершиной декоративно-прикладного искусства Беларуси того времени можно считать шестиконечный крест, созданный в 1161 г.в Полоцке Лазарем Богшей. В его художественном оформлении сочетаются элементы как византийской, так и романской тради­ций, но преобладают простые геометрические мотивы. Деревян­ная основа креста была покрыта серебряными и золотыми плас­тинками. Крест богато орнаментирован. Главное место в декора­тивной системе отведено цветным эмалям. Кроме эмалей парадная сторона креста украшена восьмью большими и столькими же малыми драгоценными камнями. Однако эта национальная ре­ликвия во время последней войны исчезла, и поиски ее пока по­ложительных результатов не принесли.

Всё это свидетельствует о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Существовавшие связи с Византией спо­собствовали тому, что полоцкие князья по примеру византийской знати становились опекунами и друзьями религии, науки, искусств. При княжеском дворе в Полоцке были художники, поэты, соста­вители героического эпоса, музыканты, актеры-скоморохи, танцо­ры, певцы. Дорогу в Полоцк знали иностранные купцы, иной заез­жий люд, что способствовало проникновению сюда не только ви­зантийской, но и западноевропейской культуры.

Следует отметить, что, несмотря на политическую и государ­ственную раздробленность, сохранялось единство материальной и духовной культуры восточных славян. Это обуславливалось их одинаковым уровнем социально-экономического развития, общностью культурного наследия прошлых столетий. Высокоразви­тая для своего времени культура, фольклор, письменность, худо­жественные ремесла послужили основой, на которой развивалась духовность трех восточнославянских народностей. Вместе с тем общие черты материальной и духовной культуры, языка не ис­ключали наличия определенных особенностей в верованиях и обычаях, в произведениях искусства и литературы.

Таким образом, материально-духовная культура белорусов от­личалась высоким уровнем развития. Она сохраняла присущие только ей обычаи и верования. Принятие христианства подняло на новый уровень культуру кривичей, дреговичей, радимичей и других племён, проживавших на территории Беларуси.

 

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

Личностью, прославившей город Туров, являетсямонах и епископ Кирилл, которого еще называют «восточнославянским Златоустом».

Киевская митрополия в XI в. была разделена на епархии. Одной из епархий этой митрополии была Туровская. Она держала в послушании следующие города; Пинск, Новгород, Городен, Берестье, Волковыск, Здитов, Неблестеск, Дубровица, Высочко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смедяне. И первым ее епископом был Фома. В XII в. епископом Туровской епархии стал Кирилл.

Доказано; что местом рождения будущего владыки был Туров. Пред­положительная дата рождения сю 1110-13 гг., то время, когда в Турове правил князь Святополк. Родители Кирилла Туровского были из богатой аристократии, Отец его находился в окружении великого князя.

Уже в 10 лет(1123) Кирилл уходит в монастырь. Еще до монастыря, а затем и там, будущий туровский владыка полупил хорошее образование. Это было полное грамматическое, диалектическое, богословское и священно- историческое образование. Кроме русского языка, Кирилл Туровский владел греческим. Он знал книги Ветхого и Нового Заветов, апокрифическую и святооческую литературу.

Кирилл Туровский прошел три ступени монашества: трехгодовое послушание, затем иночество и, наконец, схизму. После этого он затворился («в столп вшед»). Предполагается, что местом затворничества его была каменная башня в Турове. Возможно, что это было не просто добровольное затворничество, а плен. Дело в том, что в середине ХII в. в Киевской митрополии шла борьба двух течений: местного и византийского. Тогда монах Кирилл принадлежал к провизантийской партии, а тогдашний митрополит Киевский придерживался местного течения.

Лишь после того, когда в Киеве повторно утверждается на велико­княжеском престоле Юрий Долгорукий, жизнь Кириллы Туровского коренным образом меняется. Он освобождается от затворничества и становится епископом. Это произошло в 1159 г.

К.Туровский заботился о церкви. При нем был построен ряд храмов, в том числе и тот безымянный каменный храм кокольном городе, остатки которого были найдены в 1968 г. Согласно канонам, епископ Кирилл осуществлял высшую судебную власть в церковных и многих светских делах. При нем в Турове была открыта школа. Существует версия, что жил в этот период Кирилл Туровский в своей резиденции во дворе епископского монастыря, главной святыней которого была церковь во имявеликомучеников Бориса и Глеба. Одно из урочищ вблизи Турова так и называется Владычный двор. (В настоящее время в том месте располагается кладбище.)

После 1177 г. Кирилл Туровский был вынужден оставить епископ­скую кафедру. Вызвано это было переменами в Киевской митрополии: умер поддерживавший Кирилла Митрополит Константин II и на престол взошел Никифор 13. С уходом Кирилла Туровского с епископской кафе­дры начинает теряться церковное значение Турова. Вплоть до 1328 г, о Туровской епархии вообще нет никаких сведений. А в XIV в. центр ее был перенесен в Пинск.

Святитель был жив еще в начале1190-х гг. После смерти он, возможно, был погребен в подвалах той безымянной церкви окольного города в одном из каменных саркофагов...

Предполагается, что Кирилл Туровский создал 68 различного рода произведений; молитвословы, Пасхальные, Пятидесятные произведения о монашестве, поучения. Его труды являются высокохудожественными произведениями. Как писал митрополит Макарий: «Главные отличительные свойства святителя Туровского как писателя: живое, плодовитое, неистощимое воображение, мягкое, доброе, восприимчивое чувство, легкий, свободный, витиеватый язык». Ученые ставят Кириллу Туровскогов один ряд с автором гениального «Слова о полку Игореве», а некоторые даже называют его автором этого произведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: