Новый стиль» в трагедиях Сенеки, их отношение к греческим оригиналам

Сенека является создателем нового стиля, который сменил «старинный» стиль Цицерона. Это риторически-декламационный стиль, его сторонники гордились «веселой красотой» речи, проявлявшейся в остроумных, коротких сентенциях, изобилии метафор, составляющих «изысканное поэтическое убранство».

ЛуцийАнней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) родился в Испании в Кордубе. Получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и ПапирияФабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей жизни он сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Был судебным оратором, Калигула даже хотел его убить. Был сослан на остров Корсику, в 49 году вернулся в Рим. Воспитывал сына Клавдия Нерона, будущего императора. Вынужден был прикрывать преступления Нерона (отравление сводного брата и убийство матери Агриппины).

В 65 году, в связи с раскрытием заговора против императора, покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона. Сенека и Лукан, его племянник, знали о заговоре, но не доложили об этом Нерону.

О смерти Сенеки рассказывает историк Тацит.

Литературное наследство Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений.

К первой группе относятся:

1)    Три утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному вольноотпущеннику Клавдия Полибию;

2)    Трактаты-диалоги, содержанием которых являются вопросы этики («О гневе», «О милосердии», «О счастливой жизни» и пр.), «Естественнонаучные вопросы» и сборник «Моральные письма к Луцилию».

К поэтическим произведениям относятся эпиграммы, сатира на убитого императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес», «Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Фиест», «Геркулес на Эте» и «Октавия».

У Сенеки короткие, понятные мысли, в отличие от Цицерона, у которого мысли громоздкие.

Калигула назвал Сенеку «песком без извести».

С него началась серебряная эпоха.

Все трагедии Сенеки, за исключением «Октавии», написаны на мифологические темы. Трагические сцены принимают в пьесах Сенеки уродливые формы, особенно при изображении убийств, преступлений или проявлений жестокости. Действительность эпохи Нерона наложила свою печать, поэтому они сохраняют свою злободневность. Высказываются взгляды в духе стоической морали и выражается отношение автора к императорскому режиму. Так, в трагедии «Агамемнон» Сенека устами хора прославляет простую жизнь: «В скромном быту долговечнее жизнь, и счастлив тот, кто затерян в толпе». Этот мотив повторяется и в других трагедиях («Федра», «Фиест», «Эдип» и др.). В трагедиях осуждается пресыщенность богатых и власть тиранов. Хотя сам Сенека жил богато, и его за это осуждали.

Характеры трагедий – люди большой страсти, проявляющие чрезмерную жестокость (Медея, Федра).

Сенека употреблял неологизмы, разговорную речь, множество афоризмом, которые создают искусственный декламационный стиль.

Для примера сравним «Медею» Еврипида с «Медеей» Сенеки. Это уже не обманутая в своих чувствах жена, страдающая мать, решившаяся на бесчеловечный поступок, какой она является у Еврипида. У Сенеки – это поглощенная ненавистью злая волшебница. Трагедия насыщена монологами Медеи, в которых обилие сентенций, афоризмов хотя и усиливает целеустремленность, страстность образа, но делает его менее человечным. Медея у Сенеки хочет вернуть любовь Язона и бежать с ним вместе, а у Еврипида Медея ненавидит обманувшего ее Язона.

Изображение у Сенеки убийства детей не за сценой, как это у Еврипида, а на сцене противоречило требованиям классической эстетики.

Выступая философом-моралистом, Сенека с точки зрения стоицизма осуждает губительные страсти.

Трагизм в его произведениях создается изображением страшных сцен и патетическими монологами, рассчитанными на эффект. В них отсутствует последовательное развитие действия. Полагают, что трагедии Сенеки были написаны для чтения, а не постановки.

Трагедия «Октавия» - историческая римская трагедия. Здесь изображается несчастная судьба первой жены Нерона, которую он сослал на отдаленный остров, а затем казнил. Трагедия интересна тем, что в ней выступает сам Сенека, дающий наставления Нерону. Сенека прославляет в этой трагедии Агриппину и критикует зависимость сената от императора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: