Скорбные элегии» и «Письма с Понта» Овидия: личный опыт и традиции жанра

Сольная лирика эолийских поэтов. Алкей и Сапфо: темы и образы. Анакреонт и анакреонтика.

Эолийская мелодия отличалась веселостью, теплотой чувства, подвижностью, силой самоуверенности, а дорийская мелодия обладала торжественным характером и содержала мотивы серьезные и мрачные.

Эолийская лирика чисто субъективная. В основном развивалась на острове Лесбос, он не представлял политического целого; здесь враждовало много партий и был ряд слабо связанных между собой общин, в то время как Спарта была единым крепким государством. В связи с этим и лирика здесь монодическая, а не хорическая.

Эолийский мелос вырастает часто из непосредственной простоты чувства и сельской наивности мировоззрения, хотя заканчивается он колоссальным напряжением личных чувств, включая обрисовку даже физиологических состояний. Метрика здесь простая и наивная, строфа также очень простая. Обычно две строфы – алкеевская и сапфическая.

1)    Алкей (VII – VIвв. до н.э.). Жил во время борьбы на Лесбосе аристократии и демократии. Воспевает превратности своей судьбы.

Он изображает государство в виде корабля во время бури (образ, перешедший к Горацию). Выступал против Питтака, возглавлявшего на Лесбосе демократическое движение. Сам Алкей был аристократом. Песни о борьбе удивляют остротой и агрессивностью, свидетельствующих об огромном прогрессе индивидуального сознания в сравнении с эпосом.

В одной из песен Алкей обращается к Зевсу, Гере и Дионису, прося помочь вернуться на родину из изгнания, но требует кары для Питтака, своего политического врага, бывшего когда-то вместе с Алкеем членом тайного общества, желавшего свержения тирана Мирсила.

 

Для творчества Алкея характерны еще три темы – природа, вино и женщины. Весна для него полна многоголосых птиц. Воспевается река Гебр, убегающая в «пурпурное море», девушки, которые нежат его водой свое тело. Когда буря грозит потопить корабль, на котором находится Алкей, он призывает забыться в вине. Известна его поэтическая переписка с Сапфо. В четверостишии он выражал свои чувства и боится сообщить ей нечто, а она говорит, чтобы он не боялся. Писал Алкей и гимны.

2)    Сапфо (VIIили VIвв. до н.э.). Знаменитая эолийская поэтесса. О ней мало что известно. Открыла школу для обучения девушек наукам, пению и музыке.

Основной лирической темой у Сапфо является любовь. Здесь целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения. Другая основная тема – природа, которая у Сапфо также пронизана эротическими настроениями. Ветер, шатающий дубы на горах – это страсть, которая низринулась бурей на сердце Сапфо. Сапфо очень любит цветы, особенно розу.

Писала Сапфо и гимны, из которых сохранился гимн к Афродите. Писала эпитамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), эпиграммы (дошло три) элегии (ничего не дошло), и особенно песни к подругам. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность. Одна ода – на разлуку с любимой подругой – обращает внимание своей утонченной чувственностью.

У Сапфо была дочь Клеида. Она пишет, что хотела бы купить девочке красивую красную лидийскую шапочку, но из-за политического переворота на Лесбосе она потеряла свое состояние и придется Клеиде быть довольной скромной шапочкой лесбосской.

 

Анакреонт (вторая половина VIв.), хотя он и иониец, примыкает к лесбосской лирике Алкея и Сапфо.

Анакреонт является символом игрового, изящного и веселого эротизма. В нем уже нет той серьезности, которая свойственна Алкею и Сапфо.

Его сочинения состоят главным образом из любовных и застольных песен, хотя он писал также элегии, эпиграммы и, по-видимому, гимны.

Из подлинных стихотворений одно изображает девицу под видом неопытной кобылки перед опытным наездником, другое – ужаленного пчелой Эрота, третье – лесбиянку, глазеющую на мужчин. Анакреонт в этих стихах хочет победить Эрота вином.

Настоящую славу Анакреонту создали подложные стихотворения александрийской эпохи, так называемая анакреонтика. Если у Анакреонта Эрот все же сохраняет кое-какие серьезные черты (он на троне Зевса и правит всем миром, хотя и с улыбкой и ради игры), то в анакреонтике – игровой увеселительной литературе – он всегда был самым любимым и популярным образом. Язык Анакреонта ионийский, с легкой примесью эолизмов и доризмов, в то время как в анакреонтике очень много доризмов и лишь кое-где попадаются аттические формы. В метрике тоже бросаются в глаза отличия анакреотики от подлинных фрагментов самого Анакреонта.

 

Скорбные элегии» и «Письма с Понта» Овидия: личный опыт и традиции жанра.

Блеск художественного таланта Овидия, легкость его рассказов, утонченность и изощренность его художественного стиля не могли не померкнуть в период ссылки поэта, когда вместо блестящей жизни в столице он оказался в самой отдаленной части империи, среди полудиких варваров, не знакомых не только со столичной обстановкой, но даже и с латинским языком. Главными произведениями этого периода являются «Скорбные песни» («Tristia»), написанные в 8-12 гг. н.э., и «Письма с Понта», написанные еще позже того.

«Скорбные песни». Состоит из пяти книг элегических двустиший. Из первой книги особой известностью пользуются элегии 2 и 4, где содержится описание бури во время плавания Овидия на место своей ссылки, и элегия 3 с описанием прощальной ночи в Риме. Все эти элегии Овидия резко отличаются от его предыдущих произведений искренностью тона, глубоким душевным состраданием, чувством безысходности и катастрофы, сердечными излияниями. Остальные элегии первой книги обращены к римским друзьям и к жене и содержат горькие сетования на свою судьбу.

Вторая книга – сплошное жалобное моление к Августу о помиловании. Последние три книги посвящены тяжелым размышлениям о собственной судьбе в изгнании, просьбам о помиловании, обращениям к друзьям и жене за помощью. Обычно отмечается элегия IV, посвященная автобиографии поэта, откуда мы узнали о месте его рождения, об отце, брате, о его трех браках, дочери, о ранней склонности к поэтическому творчеству и нерасположенности к служебным занятиям.

«Письма с Понта» представляющие собой элегии в 4х книгах, были начаты в 12 г. н.э, а последние из них были изданы уже после смерти поэта. Однообразие тона, уныние, сетование на судьбу и просьбы о помиловании, характерные для предыдущего произведения, отмечают и эти «Письма». Новостью является обращение к высокопоставленным друзьям с упоминанием их имен, чего раньше Овидий не делал. Попадаются также мотивы веселого характера и некоторого задумчивого юмора; поэт прибегает здесь иной раз к риторике и мифологии, что свидетельствует о том, что он до некоторой степени свыкался с новым образом жизни. К жене направлено всего только два послания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: