Метаморфозы» Овидия: от классицизма к «новому стилю»

Хоровая лирика, её основные виды. Оды Пиндара и дифирамбы Бакхилида.

Хоровую лирику олицетворял Пиндар (пение под музыку), в хоровой лирике пел хор, то ли от лица поэта, то ли от лица самого хора, то ли от лица всех сограждан, выставивших этот хор. Предметом хоровой лирики были славословия былым богам, отклики на забытые события, размышления о высоком и отвлеченном смысле жизнии судьбы. Формой хоровой лирики были громоздкие периоды, в которых уловить стихотворный ритм было настолько трудно, что в течение столетий их читали не как стихи, а как поэтическую прозу. За спиной Пиндара встали тени Симонида, Стесихора, Алкмана, еще более загадочные и непонятные, чем сам Пиндар.

Разновидности песен хоровой лирики:

I.    По цели.

1.    Гимны – в честь богов.

1)    Просодий – гимн во время торжественного шествия.

2)    Гипорхема – гимн во время пляски.

2.    Пеаны – в основном в честь Аполлона.

3.    Дифирамбы – в честь Диониса.

4.    Гименей (обрядовая) – на свадьбе.

5.    Френ (обрядовая) – на похоронах.

6.    Энкомия (обрядовая) – хвалебная песнь в честь хозяина пира.

7.    Сколия (обрядовая) – песнь над осушаемой чашей.

II.   По составу хора.

1.    «Отрочьи песни».

2.    «Девичьи песни», парфении – в дорийских и эолийских общинах.

 

Пиндар

В цельном виде дошло только 4 книги эпиникиев, называемых по роду воспеваемых состязаний олимпийскими (1-я книга), пифийскими (2-я книга), немейскими (3-я книга) и истмийскими (4-я книга). Каждую книгу можно делить по видам воспеваемого состязания: сначала – оды в честь победителей на конных состязаниях потом – на кулачных, потом – в честь атлетов. Всего имеем 45 од.

Также сохранились более 300 фрагментов других произведений. Здесь мы находим почти все виды греческой хоровой лирики: похоронные френы, восторженные дифирамбы, торжественные пеаны, парфении, просодии, застольные сколии.

Специфика творчества Пиндара – крупные и торжественные произведения. Все произведения восхваляют победителей на состязаниях, главным образом правителей, но также и разных граждан. Все оды писались по заказу, за плату, поэтому в них говорится о сиракузянах и эгинетах, славившихся тогда богатством.

Оды не содержат лести.

Содержание эпиникиев Пиндара – это область высокого благородства и возвышенной, торжественной величавости. Это – поэзия великого общенационального порядка и строгих дорийский уставов жизни. Восхваляются слава, богатство, здоровье, сила, удача, жизненная энергия.

Религия Пиндара. Его воззрения на богов возвышенны, строги, просты и проникнуты общенациональным сознанием, духом коллективности, широты. Из новой религии он усвоил результаты критической мысли в области мифологии. Поэт избегает тем, которые могут шокировать нравственное чувство. «Бог – это все».

Любимая тема Пиндара – судьба человека. Пиндар говорит об эфемерности человеческой жизни: «Боги и люди – дети одной матери. Безмерно различие в могуществе и силе. Но мы можем приближаться к ним, совершенствуя душу и тело».

Большое место Пиндар отводит патриотическим темам. В одном фрагменте выражена его глубокая любовь к Фивам. Но он был против симпатии Фив к персам; тут он был на стороне Афин.

Язык Пиндара Гораций сравнивает с бурным горным потоком, который мчит камни и разрушает утесы. Сам Пиндар сравнивает себя с орлом. Он пишет эпическим языком с примесью эолийского и дорийского диалектов.

Каждая из 45 од Пиндара имеет свой собственный стихотворный размер.

 

Вакхилид

Племянник Симонида Кеосского.

У него интересны дифирамбы: «Антенориды» - о том, как сыновья героя Антенора сопровождают в Трою Менелая, отправившегося за похищенной Еленой, и «Юноши или Тезей», где Тезей, желая доказать свое происхождение от Посейдона, бросается в море и приносит оттуда кольцо, брошенное в воду Миносом. Восхваление знаменитого афинского героя Тезея, несомненно, говорит о возрастании афинского могущества после греко-персидских войн.

Дифирамб «Тезей» дает увидеть зародыши драмы. Здесь рассказывается о том, как афинский царь Эгей сказал однажды трезенской царевне Эфре, что если она родит от него сына, то пусть он сначала сдвинет камень и добудет из-под него меч, положенный туда им, и пусть она после этого направит сына к нему. Самый дифирамб изображает ожидание Эгеем и народом сына Эгея – Тезея. Хор расспрашивает о приближающемся богатыре. И Эгей дает ему разъяснения.

Вакхилид больше изображает деталей, нежели Пиндар. Таково, например, изображение парения его оды, посылаемой через моря в Сиракузы на крыльях орла.

У Вакхилида проскальзывает пессимизм: «Самое лучшее для смертных было бы не родиться и не взирать на солнечные лучи».

 

Метаморфозы» Овидия: от классицизма к «новому стилю».

«Метаморфозы» - поэма в гекзаметрах, состоит из 15 книг. Это центральное произведение второго периода творчества Овидия. Оно не было окончательно обработано, т.к. перед ссылкой поэт сжег рукопись и она была восстановлена по копиям, хранившимся у друзей. Здесь поэт использовал популярный в эллинистической литературе жанр «превращения» (имеются в виду превращения в животных, растения, неодушевленные предметы и пр.). Овидий создает огромное произведение, содержащее около 250 более или менее разработанных превращений (сказаний, в финале которых - превращение), располагая их преимущественно по хронологии и разрабатывая каждый миф в виде изящногоэпиллия.

Сюжет – вся античная мифология, изложенная систематически и возможно более хронологически:

•     Книги 1-2 – первоначальное превращение, переход от хаоса к оформлению мира как гармонически устроенного космоса. Далее – четыре века: золотой, серебряный, медный и железный.

•     Книги 3-4 – фиванская мифология (Кадм и Гармония, Актеон, Семела, Тиресий), вставные эпизоды (миф о Нарциссе и Эхо, Пираме и Фисбе, Персее).

•     Книги 5-7 – время аргонавтов.

•     Книги 8-9 – мифы времен Геркулеса.

•     Книга 10 – мифы об Орфее и Эвридике, Кипарисе, Ганимеде, Гиацинте, Пигмалионе, Адонисе, Атланте.

•     Книга 11 – миф о смерти Орфея и наказании вакханок, золоте Мидаса, рассказ о Пелее и Фетиде.

•     Книги 12-13 – троянская мифология (12 - Ифигения, смерть Ахилла, битва лапифов и кентавров; 13 – частично: спор из-за оружия между Аяксом и Улиссом и др.).

•     Книги 13-15 – мифологическая история Рима с вкраплением посторонних эпизодов.

После ряда превращений Овидий заканчивает свое произведение восхвалением Цезаря и Августа: оба они боги – покровители Рима. Цезарь вознесен на небо и превращен в звезду, комету или даже созвездие. Август последует за ним.

«Метаморфозы» - не просто сборник сказаний, а единое художественное целое благодаря таланту поэта и его превосходной технике стиха.

Историческая основа «Метаморфоз»: Овидий хотел дать систематическое изложение всей античной мифологии, расположив ее по тем периодам, которые тогда считались вполне реальными. При это он выбирает только мифы с превращениями, и не случайно: возможно, это связано с превратностями судьбы, которыми была полна римская история времен Овидия и от которых у него осталось неизгладимое впечатление. Вероятно, именно беспокойная и тревожная настроенность поэта, не видевшего нигде твердой точки опоры, заставила его и в области мифологии изображать разного рода превратности жизни. Одновременно Овидий далек от непосредственной веры в превращения и даже в мифологию как таковую.

Гаспаров, «От классицизма к новому стилю»:

Жанр поэм о превращениях мифических героев в животных, растения и т. д. также не раз использовался александрийскими поэтами и их римскими переводчиками, но только Овидий в «Метаморфозах» сводит к этому знаменателю едва ли не все ходячие мифы, создав, таким образом, подлинную мифологическую энциклопедию в стихах. В 15 книгах «Метаморфоз» использовано свыше 200 мифов о превращениях; все они тщательно связаны друг с другом то общностью персонажей, то генеалогией, то местом, то временем действия; важнейшие эпизоды идут в условной последовательности мифологической хронологии — от сотворения мира через поколения Кадма, Персея, Геракла, Троянской войны, Энея, Ромула вплоть до превращения Юлия Цезаря в божество; второстепенные мифы вставляются в них то по ассоциации, то как рассказ персонажа или описание изображения; Медея в полете из Иолка в Коринф минует в 40 стихах 15 мест, и с каждым связан какой-нибудь миф о превращении (VII, 350—390).

Как и в «Энеиде», в «Метаморфозах» эпизоды разработаны в технике эллинистических эпиллиев; но там эпизоды сочленены по классическому принципу гармонии и соподчиненности, здесь — по эллинистическому принципу «пестроты»: чередующиеся сцены намеренно разнообразны и по содержанию, и по настроению, и даже по жанровым признакам; в ткань эпического повествования вплетаются и монологи, напоминающие то элегию, то гимн, то любовную песню, и диалоги, напоминающие трагедию (спор Аякса с Одиссеем в книге XII), и письма, напоминающие послания героинь, и отрывки, последовательно выдержанные в тонах идиллии. Как и в «Энеиде», мифологические персонажи осовременены, но если в «Энеиде» современность выступала в самых духовных и возвышенных своих проявлениях, то в «Метаморфозах» — в самых бытовых и будничных: его боги и герои живут и действуют точь-в-точь как те читатели, для которых Овидий писал «Науку любви»; даже самые патетические места мифа Овидий умеет сравнением или метафорой привести к современному фону (так, воины Кадма вырастают из земли, как фигуры на театральном занавесе, выдвигаемом по римскому обычаю из-под сцены). И весь этот легкомысленный калейдоскоп заключен в неожиданно глубокомысленную философскую оправу: начинается поэма величественным превращением хаоса в Космос под действием божественной воли, заканчивается изложением учения пифагорейцев о вечной изменчивости материи и вечной неизменности перевоплощающейся души. Тем самым мифологический эпос Овидия приобретает новое осмысление, тоже в высшей степени характерное для эпохи усиливающихся религиозно-философских исканий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: