Каждой согласной свое место

Цель. Развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.

Ход игры. Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым за­кончит работу.

Примерный материал.

к т р -а-я (Катя) -у-ы (куры) -о- (кот) (

р б н л п т

-ы-а (рыба) -и-а (липа)

-о-я (Боря) -е-о (лето)

-е-о (небо) -о-е (поле)

-а-я (баня) -е-я (Петя)

 

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Глухой — звонкий.

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих сог­ласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой — синий, если звон­кий — синий с красной окантовкой.

 

Наоборот.

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их. Ход игры.

I вариант. Учитель называет звонкий согласный — ученик назы­вает парный глухой, или наоборот.

II вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором —  парные глухие (каждый ученик по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости (звонкости). В этом случае ученик за правильный ответ получает два очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

 

Игра с мячом.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры.

I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

И вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

Комментарий для учителя. Эти игры, как и предыду­щие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

 

Тима и Дима.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого — Тима.

Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее учитель сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима — свои, а Дима — свои. Выигрывает та команда, которая не ошибется.

Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима —
в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима
опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима
поднялся на носки и т. д. После двух-трех упражнений командиры
заменяются.       

Комментарий для учителя. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Веня — Феня, Клаша — Глаша.

 





Чья команда победит?

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Учитель вызывает шесть учеников и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое — со звонкой, например: «Заря» — «Сме­на», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пионер» и т. д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Учитель объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «См-ена» — с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не может подобрать слово. За каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.

 

Кто вернее и быстрее?

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Ход игры. Класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактери­зовали их по звонкости (глухости).

Лото.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, вы­делить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

 

Домино.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кук­ла — флаг, флаг — гуси, гуси — дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова — бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому уче­нику хватило по три штуки; наборное полотно. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель берет пластинку домино «ваза — кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешивают­ся и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: