Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.
Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.
Комментарий для учителя. Если на уроке выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом уроке по этой теме.
Магазин игрушек.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.
|
|
Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.
Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.
Загадки.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости (глухости).
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (Бочка.)
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
На потолке в уголке
Висит сито,
Не руками свито. (Паутина.)
Перед ними синий пруд,
Хорошо им будет тут.
Прямо с ходу
Лезут в воду, Лезут в воду —
И плывут. (Гуси.)
С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел,
Замерзающую землю
В шубу белую одел. (Снег.)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Горка.)
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел.)
Я с полями, с козырьком,
С лентой алой и цветком.
Я защищаю голову
|
|
От солнца и от холода. (Панама, шляпа.)
Я на праздник с ним хожу,
Я в руке его держу.
Это верный мой дружок —
Красный маленький... (флажок).
Он признался ножу:
— Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог. (Карандаш.)
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении данной темы, подобрав соответствующий лексический материал и оборудование.
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.
Белый камушек растаял —
На доске следы оставил. (Мел.)
Пушистой маленькой хозяйке
Морозы не страшны:
Приберегла она на ветках
Сушеные грибы. (Белка.)
Был сперва водой, потом
Прочным сделался мостом. (Лёд.)
Длиннохвостые крошки
Боятся кошки. (Мышки.)
За долиной на просторе
Он стоит зимою голый.
Лето начинается —
В зелень одевается. (Лес.)
Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч.)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Мишка.)
СЛОГ
Чудесный мешочек.
Цель. Развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.
Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.
Телеграф.
Цель. Развитие умения делить слова на слоги. Ход игры.
I вариант. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем
в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете
передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель
произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он
называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит
его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно
выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку
хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е.
произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.
II вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать
слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу
количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это
могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится
телеграфистом или получает флажок (по договоренности).
Купи игрушку.
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.
Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предлагает ученикам «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слово по слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону — она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» игрушки, в названиях которых три слога.
В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.
Комментарий для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т. д. Соответственно изменяется и название игры.
Молчанка.
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.
|
|
Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.
Подбор слов может быть произвольным и тематическим.
Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.
Кто быстрее?
Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.
Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).
Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найденные у соперника ошибки.
Зоопарк.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.
Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Примерный материал. Слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.
Слог — шаг.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. X о д и г р ы.
I вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два
шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»
Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
|
|
Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.
II вариант. Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.
Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.
Кто уйдет дальше?
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.