Найди картинке ее домик

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.  

Комментарий для учителя. Если на уроке выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики при­крепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, симво­лизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом уроке по этой теме.

 

Магазин игрушек.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игруш­ки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.

Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.

 

Загадки.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости (глухости).

 

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето. (Бочка.)

 

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

 

На потолке в уголке

Висит сито,

Не руками свито. (Паутина.)

 

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу

Лезут в воду, Лезут в воду —

И плывут. (Гуси.)

 

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег.)

 

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Горка.)

 

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел.)

 

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода. (Панама, шляпа.)

 

Я на праздник с ним хожу,

 Я в руке его держу.

Это верный мой дружок —

Красный маленький... (флажок).

 

Он признался ножу:

— Без работы я лежу.

 Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог. (Карандаш.)

 

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении данной темы, подобрав соот­ветствующий лексический материал и оборудование.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твер­дые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял —

 На доске следы оставил. (Мел.)

 

Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушеные грибы. (Белка.)

 

Был сперва водой, потом

Прочным сделался мостом. (Лёд.)

 

Длиннохвостые крошки

Боятся кошки. (Мышки.)

 

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

Лето начинается —

В зелень одевается. (Лес.)

 

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет. (Мяч.)

 

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Мишка.)

 

СЛОГ

Чудесный мешочек.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

 

Телеграф.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги. Ход игры.

I вариант. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем
в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете
передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель
произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он
называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит
его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно
выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку
хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е.
произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошиб­ку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

II    вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать
слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу
количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это
могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится
телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

 

Купи игрушку.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предла­гает ученикам «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слово по слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону — она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» иг­рушки, в названиях которых три слога.

В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.  

Комментарий для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т. д. Соответственно изменяется и название игры.

 













Молчанка.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

 

Кто быстрее?

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найден­ные у соперника ошибки.

 

Зоопарк.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слого­вого состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его назва­ние по слогам и определяют количество слогов в слове. По коли­честву слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал. Слон, верблюд, тигр, лев, мед­ведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

 

  Слогшаг.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным коли­чеством слогов. X о д и г р ы.

I вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два
шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.

II вариант. Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Пред­ставитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.

 


Кто уйдет дальше?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: