Методы организации деятельности

Приучение - побуждение воспитанников к систематическому выполнению определенных действий и выполнение этих действий с целью формирования навыков и привычек правильного поведения. Основная функция методов приучения - выработка привычек правильного поведения. Применяется этот метод в воспитании детей с самого раннего возраста с целью выработки привычек в определенное время укладываться спать, умываться, убирать игрушки, быть вежливым и т.д.

Начинается приучение с показа образца действия и формирования положительного эмоционального отношения к нему. Затем ребенку оказывается помощь в овладении действием, постоянно стимулируется выполнение этого действия (ребенку напоминают о необходимости выполнения действия, одобряют за сделанное). Условиями эффективности приучения являются следующие:

- выполняемое действие должно быть полезным для воспитанника и по возможности полезность его должна быть понятна ребенку;

- действия должны выполняться на основе привлекательного образца;

- для выполнения действия должны быть созданы благоприятные условия;

- действия должны выполняться систематически (всегда при сочетании необходимых обстоятельств), контролироваться и поощряться воспитателем;

- по мере взросления действие должно выполняться на основе осознаваемого нравственного требования как один из этапов достижения определенного идеала.

Упражнение - многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы. Используется этот метод в воспитании учащихся среднего и старшего возраста и является логическим продолжением приучения. Большое значение придавал упражнению А.С.Макаренко. Он утверждал: нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем - в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости.

Поручение - определение воспитанникам и выполнение ими разнообразных заданий воспитателя с целью формирования у них положительных качеств личности. Поручения бывают постоянные и временные, индивидуальные, групповые и массовые.

Высокую воспитательную эффективность имеют при условиях:

- понятность личностной и общественной значимости поручения;

- соответствие возможностям и интересам учащихся;

- возможность воспитанникам при выполнении поручения проявить инициативу, выступить в роли организаторов;

- педагогический контроль выполнения поручения;

- обсуждение результатов выполнения поручения, одобрение успехов воспитателем и коллективом.

Создание воспитывающих ситуаций - формирование обстановки, системы отношений, которые вынуждали бы ребенка (или группу, коллектив) совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников). Например, включение конфликтующих учеников в одну спортивную команду, в одну трудовую бригаду заставляет их сотрудничать, поддерживать друг друга, что «гасит» конфликт.

Требование - прямое эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника и выполнение воспитанником соответствующего поступка или соблюдение конкретного правила поведения. Требования бывают прямые (указание, приказание) и косвенные (совет, намек, просьба), как форма коллективного требования выступает общественное мнение.

Применение требования эффективно при следующих условиях:

- требование должно быть выполнимым;

- предъявленное требование должно быть выполнено;

- выполнение требования должно поддерживаться коллективом и одобряться воспитателем;.

- требования должны осознаваться воспитанниками как общественные.


 Анализ содержания и характера переключения в различных условиях дает основание отнести его к приему, который используется в ходе использования упражнения, приучения, создания воспитательных ситуаций, требования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: