1. Цель, задачи внеурочного занятия (образовательные, развивающие, воспитательные), их взаимосвязь. Осмыслен-ное достижение задач в ходе всего отведенного для внеурочного занятия отрезка времени.
2. Готовность педагога и учащихся к внеурочному занятию: оборудование, наглядные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.
3. Организационная структура: последовательность этапов, дозировка времени, соответствие этапов характеру познавательной деятельности учащихся.
4. Содержание внеурочного занятия: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.
5. Методическое обеспечение внеурочного занятия:
использование разных методов и приемов обучения и воспитания, обоснованность их выбора.
6. Поведение и деятельность учащихся на занятии:
|
|
– порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах;
–ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, внимания, необходимых умственных умений, какие-либо методические ошибки, просчеты педагога).
– отношение детей к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь и т.п.).
7. Характеристика деловых качеств педагога: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; педагогический такт, культура труда и поведения; авторитет педагога, внешний облик педагога (костюм, поза, мимика и т.д.).
8. Речь педагога (грамотность, доступность, логичность, эмоциональность)
9. Психологическая оценка
–психологический настрой перед внеурочным занятием (напр., педагог выражает удивление, шутит, а дети активно реагируют на смену эмоций и проч.) Примечание. Для создания теплой дружеской обстановки педагог использует различные речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу
– соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем.
– учитывает ли педагог индивидуальные и психические особенности детей.
– психологическая дистанция между педагогом и детьми (над, под, рядом, вместе)
10. Общие результаты занятия: выполнение плана занятия; достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей; предложения по дальнейшему совершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.
|
|
НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· спортивно-оздоровительное,
· художественно-эстетическое,
· научно-познавательное,
· военно-патриотическое,
· общественно-полезная и проектная деятельность.
Обозначенные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром при построении соответствующих образовательных программ.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· экскурсии
· кружки
· секции
· студии
· театры
· мастерские
· конференции
· диспуты
· научные общества
· олимпиады
· соревнования
· общественно полезные практики
·
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Методы воспитания – это способы формирования чувств, поведения в процессе решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых с воспитателями. Это способ управления деятельностью, в процессе которого осуществляется самореализация и развитие личности. Они разделены на три группы:
1) методы организации деятельности (методы приучения) –
• приучение,
• упражнение,
• поручение,
• требование,
• создание воспитывающих ситуаций
2) методы формирования сознания (методы убеждения) –
•
пример,
• рассказ,
• беседа,
• диспут,
• лекция;
3) методы стимулирования –
• поощрение,
• наказание,
• соревнование.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Метод обучения следует отличать от средства. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует.
В качестве средств обучения используются учебники, книги, справочники, пособия, технические средства, словари, наглядные пособия.
Отдельные детали метода, его составные элементы называют методическими приемами. Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы.
В настоящее время в дидактике ведутся интенсивные попытки классификации методов обучения. Она имеет большое значение для приведения всех известных методов в определенную систему и порядок, выявления их общих черт и особенностей.
Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).
Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний.
- Словесные методы:
• рассказ,
• объяснение,
• беседа,
• работа с книгой.
2. Наглядные методы:
• наблюдение,
• демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы:
• устные и письменные упражнения,
• графические и лабораторные работы.