Искусство Рима периода ранней Империи ( 27 г. до н.э. — II век н. э.)

В правление Октавиана Августа римское искусство переживает свой "золотой век". Изменяется внешний облик Рима, так как римляне, осознав полноту власти над другими народами, стремились великолепием архитектуры подчеркнуть силу Империи. По приказу императора воздвигается форум Августа, построенный рядом с форумом Цезаря. Он был задуман и построен как культовый центр с парадными залами для встреч, бесед и собраний и стал важнейшим политическим центром Рима. Форум представлял собой огромный прямоугольник, который окружала стена длиной по периметру около 450 м. Вход в форум образовывала полукруглая арка, изнутри стена была украшена статуями великих деятелей римской империи.

Большое место в жизни Римлян занимали зрелища, поэтому театры, здания для концертов и амфитеатры были обязательной частью античного города. Во времена Октавиана были построены три каменных театров, из которых сохранился в руинах только театр Марцелла (ок 14 г. до н.э.).

Своеобразны по формам гробницы этого времени. Огромный мавзолей Августа 28 г. н.э. был воздвигнут на левом берегу Тибра и представлял собой цилиндр, увенчанный высоким земляным холмом, на вершине которого росли деревья и стояла статуя августа. В центре круглой камеры находился толстый опорный столб, и кольцевые стены создавали пять помещений.

Портретной пластике Рима принадлежит особое место в истории мирового искусства. Никогда в древности скульптурный портрет не достигал такой остроты и художественной правды, как в римском искусстве. Римский скульптор воспринимал человека, как неповторимую индивидуальность и, точно фиксируя внешние физиономические особенности, умел выразить неповторимый характер его душевного склада. Однако мастера ограничивались индивидуализацией только головы и лица; фигура же статуи и грудь бюста всегда трактовались отвлечённо. Это и определяло способ изготовления большей части римских мраморных статуй: в готовую стандартную фигуру вставлялась портретная голова. В "золотой век" Августа окончательно сформировался римский портрет. Изображения цезарей и членов их семей становятся определяющими в скульптурном убранстве сооружений общественного и государственного характера.

В изобразительном искусстве эпохи правления Августа господствовал стиль классицизма. В создании художественного образа римские мастера следовали канонам греческого классического искусства V-IV вв. до н.э. Идеализация черт лица, величавая сдержанность жеста, медленные движения, отсутствие сильных эмоций, спокойствие — наиболее типичные черты августовского классицизма.

Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска. Излюбленной темой стенных картин становятся греческие мифы. Римские художники также используют образцы греческого искусства, но создают произведения в стиле римского классицизма.

Станковый живописный портрет был распространён уже со времён Римской республики. Но в течение I века н. э. живописный портрет в Риме теряет прежнее значение. Однако в восточных провинциях продолжают создавать портреты, о чём свидетельствуют знаменитые фаюмские портреты.

Типичной формой римского живописного портрета является тондо (круг). Такой портрет выглядел как медальон на щите.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: