Система Римского права

Социально устройство и государственное управление в Древнем Риме

Изначально древние римляне жили в условиях первобытно-общинного строя. Население делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию, а 10 курий (100 родов) составляли трибу. Соответственно, население Рима делилось на три трибы — Рамны, Тиции и Луцеры. Внутри общества не царило равноправие: люди по своему материальному положению делились на две группы — патрициев и клиентов, т. е. богатых и бедных. Патриции были наиболее полноправны. Они пользовались поддержкой своей курии и рода, могли влиять на порядок управления через куриатные собрания. Кроме того при Ромуле действовал такой совещательный орган, как Сенат. В него входили сто человек благородного происхождения из царской дружины.

Тем временем население Рима разрасталось, и жителями государства стали становиться и чужестранцы. Иноземные люди были свободны, т.е. не относились к категории рабов, но им было запрещено пользоваться политическими правами и занимать политические посты. Не коренное население Рима стало именоваться плебеями.

В период правления царя Сервия Туллия в результате преобразований было удовлетворено основное требование плебеев — оно получили право участвовать в народном собрании, что сделало их полноправными членами римского общества.

Во времена республики общественный строй Рима был весьма сложен. Основными общественными группами были рабовладельцы и рабы. Тем не менее класс рабовладельцев тоже не был однородным. В нём соседствовали две верхушки: патрициата и плебса.

Стать гражданином Римской республики можно было в случае рождения от римлян, усыновления чужестранца римским гражданином, отпущением на волю раба или пожалования римского гражданства целым народам или отдельным лицам. Стоит заметить, что женщины в Древнем Риме были лишены каких бы то ни было политических прав. У рабов был шанс получить свободу, но его политические и гражданские права были ущемлены. Например, он не мог служить в армии или быть избран на какую-либо государственную должность.

Кроме того существовали ещё две категории населения: латины (не имели римского гражданства, но могли совершать сделки на территории Рима) и перегрины (не имели политических прав, при торговле руководствовались особыми нормами права).

В ходе борьбы патрициев и плебеев в Риме сложился устойчивый государственный аппарат. Римская республика имела три основных органа управления: народное собрание, Сенат и магистратура.

Народные собрания или комиции были трёх видов: центуриатные, трибутные (местные) и куриатные. Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле, где консул выносил на голосование вопрос. Голосование проходило по центруриям (по сотням), одна центурия была равна одному голосу.

В трибутных комициях принимало участие всё полноправное население округа. Главной задачей таких собраний было избрание трибунов (должностных лиц).

Куриатные комиции — собрания патрицев по куриям. В царскую эпоху эти комиции решали вопросы войны и мира, избрания царей. В эпоху республики они потеряли своё политическое значение, сохранив право решения вопросов, связанных с отношениями родов и фамилий и дел религиозного характера.

Основным органом власти был Сенат. Изначально в Сенате было 300 человек, позже — 600. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил и запрещал почитание новых богов, управлял провинциями, наблюдал за государственным имуществом, формировал бюджет и т. д.

Магистратурой называлась совокупность всех должностных лиц республики. Магистратуры разделялись на ординарные (выборные) и экстраординарные (назначаемые).Самыми высшими магистратами считались консулы. Их было всего двое.

Важную роль в Древнем Риме играли цензоры. Они занимались распределением граждан по разрядам, исходя из их материального состояния.

В период монархии установлению императорской власти поспособствовал Октавиан Август. Он обладал широкими правами:

       •      накладывать вето на распоряжения всех магистратов;

       •      наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоёванных областях;

       •      издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда;

       •      стал главным блюстителем культа.

Период правления Октавиана августа стал начальным этапом принципата, при котором верховный правитель получает наименование принцепса, т.е. первого в списке сенатора, открывающего и закрывающего заседания).

Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией. Принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и становились одновременно консулами, цензорами, народными трибунами и первосвященниками. При прицепсе существовал личный Совет, состоявший из императорских чиновников. Личный совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.

Провинции делились на императорские и сенатские. Императорские управлялись избранными императором легатами, а сенатские — проконсулами и пропреторами. По факту сенатские правинции имели двойное подчинение — Сенату и императору. Такой режим правления историки назвали двоевластием или диархией.

После прекращения такого двоевластия в пользу принцепса возник доминат. Император стал считаться неограниченным властителем и власть народного собрания полностью перешла к нему. Со временем император стал осуществлять и законодательные полномочия.

В период домината:

       •      империя была разделена на 12 диоцезов, которые в свою очередь подразделялись на провинции;

       •      были созданы пограничные войска;ё

       •      введены налоги и полноценная монета.

Развивалась система импертаторского чиновничества. Существовало три категории должностей:

       •      придворные (важнейшие должности)

       •      гражданские (сфера управления территориями)

       •      военные

Система Римского права

Система римского права сложилась в ходе длительной юридической традиции. Первые дошедшие до нас письменные источники Римского права — законы римских царей. Один из наиболее значимых— Свод законов двенадцати таблиц, который относится к середине V века до н.э.

Римское право делилось на право публичное (jus publicum) и право частное (jus privatium).

Публичное право — нормы права, которые охраняют интересы государства и общества в целом, определяют правовое положение государства и его органов. Для него характерен принцип, что нормы римского публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц, поэтому нормы публичного права являются императивными(обязательными). Римское публичное право имело в своей структуре 3 раздела: права и обязанности чиновников; права и обязанности священников и уголовное право.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:

1. квиритское (цивильное) право (jus civile);

2. преторское право (jus praetorium);

3.«право народов» (jus gentium).

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.
Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.

Поэтому рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: