Рыночной экономике при нормальном положении вещей присуща конкуренция между производителями.
Конкуренция – борьба между несколькими производителями, выпускающими однородную продукцию, за сбыт своих товаров, за деньги покупателей. |
Явление, противоположное конкуренции, называют монополией.
Монополия – экономическая ситуация, при которой один производитель производит всю или большую часть товаров и диктует рынку цены и иные условия. |
Для экономики конкуренция всегда хорошо, а монополия всегда плохо.
Это происходит, во-первых, из-за того, что монополист всегда устанавливает монопольно высокие цены на свою продукцию. Ведь купить такую продукцию больше не у кого, поэтому приходится покупать её по цене монополиста. А в случае с конкуренцией производители и продавцы будут бороться за сбыт, за покупателя и им не выгодно будет устанавливать высокую цену. Покупатель всегда будет покупать у того, у кого цена ниже.
Представьте себе, что накануне 8 марта вы пришли на рынок покупать цветы для мамы. Если на рынке много торговом с цветами – вам повезло. Каждая из них будет стремиться, чтобы вы купили цветы именно у неё. Они будут делать скидку. С ними можно будет торговаться. Но если торговка одна (то есть это – монополист) – вам придётся покупать цветы за любую цену, которую она установит. На самом деле, на рынке будет третья ситуация. Торговок будет много, но цены у них будут одинаковыми. Они просо договорились и установили минимальную цену на свой товар. Они сделали это, чтобы не разорять друг друга в конкурентной борьбе. Такой сговор называется картель и также является монополией. Но конкуренция на рынке цветов всё-таки есть. Цены на цветы на разных рынках будут разными. И экономный покупатель сначала найдёт информацию о ценах. А затем уже решит, на какой рынок ему отправиться. |
|
|
Во-вторых, монополия мешает развитию технического прогресса. Только в условиях конкуренции происходит постоянная модернизация производства, так как каждый производитель понимает, что если не он применит новейшие технику и технологию, то это сделают его конкуренты, они улучшат качество своей продукции, смогут снизить цены на неё и разорят его. А вот монополисту вовсе не зачем бороться за качество своей продукции – всё равно купить её можно только у него.
И, наконец, монополия отрицает одно из важнейших прав человека – право на предпринимательство. Ведь если вокруг одни огромные предприятия, как может человек открыть своё маленькое дело?
В каждой цивилизованной стране приняты антимонопольные законы и действуют антимонопольные комитеты, которые следят за тем, чтобы эти законы соблюдались. Есть такие законы и такие комитеты и в России. Однако у нас государство остаётся громадным монополистом в ряде сфер. Например, в добывающей промышленности, в сфере жилищно-коммунальных услуг и др. Именно поэтому мировое сообщество признаёт сегодня Россию страной не с рыночной, а со смешанной экономикой или с экономикой переходного типа.
|
|