Вопрос третий. Рыночная экономика

Текст.

Вопрос первый. Что такое экономическая система?

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Всё в истории человечества насчитывается три экономические системы: традиционная или патриархальная, рыночная и административно-командная или плановая. Применительно к современности говорят также о смешанной и социально-ориентированной рыночной экономике.

Вопрос второй. Традиционная экономическая система.

Это самая первая по времени образования экономическая система. Она существовала в Древнем мире и в Средние века и в развитых странах умерла в эпоху Возрождения, когда родилась рыночная экономика.

Важнейшей особенностью этой экономики является натуральное хозяйство, то есть продукты производятся не для продажи, а для внутреннего потребления.

Натуральное хозяйство – не только особенность традиционной экономики, но и фактор, жёстко ограничивающий возможности её развития. Ведь когда потребности человека удовлетворены, увеличивать производство просто незачем. 

 В Средние века жили по принципу: «Всё рождается дома». Крестьяне сами выращивали себе продукты питания, шили домотканую одежду, строили жилище и т.д. Ремесленники чаще делали изделия на заказ, например, рыцарские доспехи. Торговля была развита только в городах, на рынках, а так же между государствами. В таких условиях товары, то есть продукты, произведённые для продажи, производились очень редко.  
 

 

Другой важной особенностью традиционной экономики является традиционное распределение ресурсов.

Вопрос третий. Рыночная экономика.

Рыночная экономика зарождается в эпоху Возрождения, достигает зрелости в 18-19 веках, хотя и сегодня в ряде стран отчётливо видны черты дорыночных (традиционных) экономических отношений.

Важнейшими чертами рыночной экономической системы являются:

1.   Рынок - товарное производство.

 Товар – продукт, произведённый на продажу.

 

 


2. Свобода производства, т.е. каждый производитель имеет право производить, то, что считает нужным, и в тех количествах, которые он сам определяет, естественно, в рамках закона.

3. Свобода ценообразования, т.е. каждый продавец имеет право продавать, то, что считает нужным, и по тем ценам, которые он сам устанавливает. Однако. Это только кажется, что производитель сам определяет цену товара. На самом деле цена на рынке является результатом молчаливого договора продавца и покупателя.

4. Свобода потребления, каждый имеет право потреблять то, что считает нужным, по доступным для себя ценам.

 Вы, наверное, подумали: «А  разве может быть по-другому?» Представьте себе – может. Несколько раз в недавней истории нашей страны вводилось нормированное распределение продуктов, например, в годы Мировых войн, во время Военного коммунизма. В эти кризисные периоды самые необходимые товары можно было получить только по пайкам, талонам или по карточкам.  

 

 


Может показаться, что в условиях рыночной экономики царит хаос, ведь производство не определяется волей государства. Но на самом деле это не так, рыночное производство регулируется законом спроса – предложения (законам стоимости).

Для того чтобы понять смысл этого закона, нам необходимо дать определение некоторым экономическим понятиям. Предложение – количество товаров и услуг, выставленных на продажу. Спрос – количество людей, готовых купить данный товар по данной цене и в данном месте. Стоимость – во что обошлось производителю производство данного товара. Цена – деньги, которые производитель и продавец планируют выручить за продажу товара.

Предположим, мы начали производство какого либо товара. Если спрос на данный товар сейчас выше, чем предложение, то цена товара будет ниже его стоимости. Мы получим прибыль, равную разнице цены и стоимости, умноженной на количество проданных товаров.

Однако, по мере того, как мы будем развивать производство, рынок будет насыщаться товаром, предложение будет расти, а спрос – падать, т.к. мы будем его удовлетворять. Наступит такой момент, когда предложение будет равно спросу, мы будем вынуждены продавать товар по цене, равной стоимости. Убытков мы ещё не потерпим, но прибыли не получим.

В дальнейшем, если мы не остановим производство данного товара, спрос на данный товар станет ниже, чем предложение. Таким образом, цена товара будет ниже его стоимости. Мы получим убытки, равные разнице стоимости и цены, умноженную на количество проданных товаров.

Таким образом, закон стоимости гласит, что при повышении спроса на товар, при сохранении прежней цены доходы производителя будут расти, а при увеличении предложения и при сохранении прежнего спроса – падать.

? Подумайте, какими способами производитель может увеличить прибыль? Сначала определите экономический фактор, на который вы будите воздействовать, а потом назовите способ этого воздействия.

Сильной стороной рынка, во-первых, является то, что количество производимых товаров и их цена определяется соотношением спроса и предложения или конъюнктурой рынка, а точнее даже самими покупателями, которые «голосуют кошельком» за тот или иной товар. Таким образом, рынок способствует эффективному удовлетворению материальных потребностей населения, а рыночную экономику иногда называют демократической. Во-вторых, рынок способствует развитию техники и экономии на производстве, т.к. прибыль можно получить за счёт снижения стоимости товара, а также за счёт выпуска новых видов товаров, что сразу создаст на них спрос. Это приводит к постоянному увеличению ассортимента товаров. В нашем примере, когда спрос на щётки стал равен предложению, мы могли бы не свёртывать производство, а наладить выпуск новых щёток, например, с электрическими моторчиками.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: