Цель и задачи экономической практики
Цель экономической (производственной) практики - закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения, на основе изучения работы органов власти, овладения производственными (функциональными) навыками и передовыми методами управления. В процессе производственной практики студенты приобретают организаторский и профессиональный опыт, приобщаются к деятельности коллектива.
В период экономической практики студенты занимаются изучением органа управления и содержанием его деятельности, предметом ведения.
Основными задачами экономической практики являются следующие:
1. Получение навыков самостоятельной деятельности по профилю выбранной специальности;
2. Уточнение своих представлений о характере своей профессиональной деятельности;
3. Знакомство с элементами системы государственного (муниципального) управления;
4. Знакомство с организацией экономической работы;
5. Изучение стиля, методов и приемов управления;
6. Изучение конкретных приемов делопроизводства, работы с корреспонденцией;
7. Приобретение опыта работы с законодательными документами, нормативно-справочной, распорядительной документацией;
8. Изучение системы учета и отчетности;
9. Анализ деятельности органа управления по решению задачи социально-экономического характера в соответствии с тенденциями социально-экономического развития;
10. Решение предварительных вопросов по будущему трудоустройству.
В период прохождения экономической практики студенты имеют возможность подобрать необходимые материалы для выполнения курсовых работ и проектов в последующий период обучения, наладить условные связи с целью получения и в дальнейшем информации, необходимой при получении знаний и умений на последующих стадиях обучения, включая и дипломное проектирование.
Организация прохождения экономической практики
Учитывая специфику подготовки специалистов экономистов-менеджеров по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», заключающуюся в подготовке специалистов для работы в системе органов государственной (муниципальной) власти, органах местного самоуправления, предпочтительной базой для прохождения экономической практики являются соответствующие органы, и лишь в порядке исключения допускается прохождение практики на предприятиях, организациях, учреждениях различных организационно-правовых форм собственности. Для более успешного прохождения практики организационная работа должна начинаться не позднее четвертого семестра. С этой целью преподавателем, назначенным кафедрой государственного и муниципального управления, проводится собрание студентов третьего курса, на котором разъясняются цели и задачи практики, способы и методы поиска базы практики. Базу для прохождения практики студент обязан найти самостоятельно и проинформировать об этом преподавателя выпускающей кафедры, назначенного руководителем экономической практики, получив от него направление и индивидуальное задание на практику. Настоящие методические указания определяют лишь общие вопросы, связанные с организацией и прохождением экономической практики.
Собранные в процессе практики материалы студент обобщает и представляет в письменном отчете о прохождении практики на выпускающую кафедру.
Одним из непременных условий успешного прохождения экономической практики является соблюдение студентом в период его прохождения правил внутреннего распорядка, охраны труда (техники безопасности), сохранение конфиденциальности информации и имущества предприятия, организации, учреждения.
При получении кафедрой отрицательного отзыва, замечаний с базы практики, она вправе принять решение об аннулировании результатов практики и поставить вопрос об отчислении студента из университета. Повторное прохождение практики, а также продления сроков ее прохождения, как правило, не допускается, и вопрос об этом решается в строго индивидуальном порядке при наличии сугубо уважительных причин. Наряду с результатами аттестации, результаты практики служат для принятия решения об обучении студента на последующих уровнях образования. Непрохождение практики, а также непредставление в установленные сроки письменного отчета о результатах практикума служат основанием для отчисления студента из университета из-за не выполнения требований учебного плана.
Содержание практики
Содержательно экономическая практика включает управленческую и экономическую части.
Управленческая часть включает в себя:
- Общую характеристику и основные функции базы практики - органа системы государственного или муниципального управления (предприятия)
- Организационную и функциональную структуру
- Характеристика объекта управления
- Вышестоящие и нижестоящие органы системы государственного или муниципального управления (предприятия)
- Принадлежность к ветвям власти
- Предметы ведения соответствующей структуры системы органов власти
- Основные положения, деятельности инструкции и т.п.
При выполнении управленческой части практики студенты изучают законодательную базу и нормативно-распределительные документы:
- Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс, в частях, касающихся организации деятельности системы государственного и муниципального управления
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.95
- Другие нормативные документы, функционирующие в системе управления (Указы Президента, Распоряжения Губернатора, Постановления Правительства, Местные законы)
- Устав территориального образования (при его наличии). Например, в Санкт-Петербурге - Устав города
- Схему движения распорядительной документации при выработке и принятии конкретно управленческого решения, (порядок согласования, сроки и т.п.)
Экономическая часть включает в себя изучение:
1) Экономической деятельности, включая стратегическое экономическое планирование, в т.ч.:
- коммерческую,
- инновационную,
- маркетинговую,
- инвестиционную,
- внешнеэкономическую,
- финансовую и др. виды деятельности.
2) Материальное обеспечение деятельности органов управления
3) Социальную защиту и социальные гарантии работникам системы управления
4) Финансовое обеспечение, участие в бюджетной политики, направление экономии бюджетных средств.
При выполнении этой части задания изучается и описывается деятельность конкретного структурного подразделения соответствующего органа власти, используя только доступную информацию с согласия соответствующих руководителей.
Приведенное выше содержание экономической практики является типовым заданием на ее прохождение.
В конце срока прохождения экономической практики студент приступает к оформлению отчета по практике.
Требования к отчету по экономической практике
Письменный отчет о практикуме должен включать:
1. Введение
2. Характеристику базы практики
3. Отчет по управленческой части практики
4. Отчет по экономической части практики
5. Заключения (критические замечания, выводы и предложения по организации и содержанию практики)
6. Список литературы
8. Приложение (формы документов, организационная схема и т.п.)
Отчет пишется (печатается) на одной стороне листа бумаги формата А4 с соблюдением общепринятых правил оформления (поля, нумерация страниц, схем, таблиц, выделение заголовков, ссылки на использованную литературу и т.п.). К отчету должен быть приложен отзыв руководителя практики от предприятия (учреждения) а также могут быть приложены иллюстрационные материалы (фотографии, альбомы, проспекты, плакаты и т.п.)