Если бы кто-нибудь убил вора на месте преступления 5 страница

А десятинники к собе грамот у них не емлют, смотрив да им отдают назад часа того, перед теми же старостами и священники536. А у сельских попов и у дьяконов десетинники грамот не дозирают, потому "что десяцкие священники и старосты Земские грамот дозирают, которые 538дань берут537. 539А у которых грамоты не подписаны или отпустные у которого не будет, и оне срочат ко святителем, а к. десятинником о том не ездят. А которые540 новопришли или новостали, и заещики на них емлют перехожие гривны, да отдают десятинником539. А на болшая утверждения всем святителем, митрополиту и архиепископом, и епископом посылати дозирати с духовным поучением к попом и дьяконом и ко всем православным хрестьяном по всем градом и по селом, коемуждо во своем пределе, соборных священников, добрых и искусных, могущих и иных в духовных542 пользовати541, чтобы церковные чины и божественное пение по всем святым церквам о всем бы было по преданию святых апостол и святых отец, по божественному уставу и по священным правилом, ничтоже претворяюще543. Да святителем же посылати по всем градом и по селом свои грамоты, в котором граде будут архимариты и игумены, и протопопы, коемуждо во своем пределе, чтобы те архимариты и игумены, и протопопы надзирали и досматривали над поповскими старостами, и десяцкими, и надо всеми священники и дьяконы, чтобы жили по священству, и от пиянственнаго пития воздержалися и в конец не упивалися, и от церквах божиих и о церковном пении брегли, о всем по преданию святых апостол и святых отец. 544 А которые священники, поповские старосты и десяцкие, и прочие священницы не учнут беречи о церковных чинех и архимаритов, и игуменов, и протопопов слушати, и им о том о всем писати к святителем; и тем поповским старостам и десяцким священником быти от святителей в великом запрещении по священным правилом544. А из которых градов и из сел в митрополии и во архиепископьях, и епископьях учнут приходити к святителем жалобники о духовных делех и о всяких обидах, и о управах земских по рядным 4 и по духовным грамотам, и по кабалам в займех, и в поклажах 545, и во всяких делех, опричь душегубства и разбоя 546 с пошлиным, и святители повелевают своим бояром и десетинником давати им в тех делех приставов, и они по них ездят547 с приставными. А в приставной пишут быти по цареву Судебнику, а срок им чинят по царевым грамотам, как в них писано. А митрополичим недельщиком на Москве и по всем градом 548 в митрополии и от десетинников по десетинам и по селом ездити с приставными грамотами549 на правду и на обыск о всяких делех от жалобников саму другу, а в дальние места саму третью. А давати на поруки попов и дьяконов и все причты церковные перед десяцкими священники; а без десяцких священников на поруки им не давати. А по мирских людей во всяких делех от жалобников ездити им550 с приставными и на правду и на обыск потому же, а давати их на поруки551 перед земскими старостами или перед земскими552 десяцкими; а без земских старост и без десяцких на поруки их не давати, а от поруки поклонного у них не имати. А срочные553 и обыскные списки во всяких делех у них писати земским дьяком перед теми же старостами и десяцкими или церковным дьяком крепости для и бережения земскаго. А с одновытными по попов и по дьяконов, и по все причты церковные, и по всех людей не ездити и на поруки не давати их. А духовных делех лучится им ехати по кого с записми, и им давати их на поруки перед теми же священники десяцкими и перед земскими старостами и десяцкими. А сроки им чинят перед святители, которой у них в записи написан. А от поруки у них и поклонного не емлют ничего. Такоже всем архиепископом и епископом, коемуждо во своем пределе, потому же устроили, и беречи о том святителем накрепко, чтобы от их людей вперед продажи однолично не было. А на которого недельщика придут жалобники, и о том обыскав, без суда555 доправити втрое по цареву Судебнику. А бояром и дворецким, и десетинником имати с судных дел гривенная пошлина по цареву судебнику о всем. А лишка556 посулов бояром и дворецким, и десятинником, и дьяком не имати. А которой боярин или дворецкой, или десятинник, или дьяк через Судебник лишнее и посулов возмет: и о том обыскав без суда557 теми же старостами и священники558, которые с ними в суде сидят, и иными добрыми людми, да втрое взяти559 и отдати исцу. А которой боярин или дворецкий, или десетинник560, или дьяк вдругие и втретие обличен будет561, и на том втрое взяти без суда да отдали исцом; да боярина от боярства и дворецкаго от дворечества изврещи562, да и поместья у них отписати, и со очей сослати аки непотребных раб; а у десетинников десетина отняти, а у дьяка дъячество; а взятое на них втрое доправити, да отдали исцом, а их от себя отослати, да и протчии страх приимут таковая не творити563. Да митрополиту же и архиепископом и епископом без царева ведома бояр от себя и дворецких не отсылати и в тех место иных не поставляли, кроме прежереченных вин. А у которого святителя изведутся бояре или дворецкие, и им от тех родов изврати, а не будет у них от тех родов, и им от иных родов коемуждо их избирати, да 564 обсылатися с царем; и повелит царь которым быти в боярех или дворецких, и святителем у собя тех и дрьжати, и без царева ведома однолично бояр и дворецких не поставляли. А565 у которых святителей изведутся бояре и дворецкие, а от тех родов или от иных родов таких у них не будет, которым пригоже в тех место быти в боярех и в дворецких: и им о том бити челом царю, чтобы государь пожаловал, изобрел у собя и дал им которым будет пригоже в том чину быти; а без царева ведома однолично бояр и Дворецких не поставляти; да и дьяков им у себя дрьжати с царева же ведома которым будет пригоже с бояры всякие дела делати, чтобы было брежно. И судили бы в божию правду, а посулов бы однолишно не имали, кроме указных пошлин по Цареву судебнику566, и о том святителем над своими бояры и Дворецкими и дьяки бречи накрепко, чтобы у них суд был праведен безо всякие хитрости и коварства, и лихоимства всякого, и продажи, и волокиты безмерные. А тиуном и недельщиком митрополичим и архиепископлим и епископлим с ябедники и с блудницами зговору не чинити, и по зговору священнического и иноческого чину и всех православных крестьян не пpoдaвaтu. А которым будет мужним женам и вдовицам567 и девицам568 силы искати на священническом и иноческом чину и на мирских людех: недельщиком от них на поруки давати перед старостами и перед священники десяцкими, якоже и преди рехом 569; а ставити их перед бояры, и бояре о них святителем возвещают, и святители священнический и иноческий чин соборне по священным правилом сами судят или кому повелят от священных; а бояром их в духовных делех не судити570. А которые тиуны недельщики, стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составливати и продажу чинити священническому и иноческому чину и всем православным хрестьяном, 571 от порук и от поклонного денги имати или что насильством возьмут571, и потом обличени будут многими свидетели, и святители, о том обыскав, известно добрыми свидетели без суда повелевают бояром своим доправливати на них втрое, да исцом отдают по цареву судебнику572; а тиуни с тиунства измещутся, а недельщиков от недель оставливают, да из двора таковых высылают вон, да и прочий страх приимут таковая не творити573. Да в царствующем же граде Москве, в митрополиче дворе, искони вечная тиунская пошлина ведется, глаголема крестец, не вем како уставися кроме священных правил. Изо всей митрополии и архиепископьи, и епископьи изо всех градов руския митрополии, архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, и дьяконы приедет по своей воли своими делы; иные же от них за поруками приедут в духовных делех, овии же за приставом по кабалам и по срочным 574 в боех, и в грабежех, и в прочих различных делех, да живучи на Москве, сходятся на крестец в торгу на Ильинской улице, да наймуются у московских священников по многим святым церквам обедни служити575, да о том митрополичю тиуну являются и знамя у него емлют576: овии на месяц, инии же на два, друзии же множае, и пошлину ему от того дают на месяц по десети денег, овии же по два алтына. А которые 577нe доложи тиуна начнут служити577, и он на них емлет промыты по два рубля, а о том не обыскивает, есть ли у них ставленые и отпустные грамоты578 или нет, и таковая вся кроме священных правил сотворяются. И отныне, и впредь, которые приезжие архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, и дьяконы учнут являтися тиуну и восхотят, наймуючись, служити по святым церквам обедни на Москве, и ему579 у них ставленых и отпустных, и благословенных грамот досматривати старостами поповскими580, и у которых грамоты будут, а приехали за своими делы, бити челом царю и великому князю или митрополиту, или иными делы, а не за поруками ни за приставом, и ни в которой пене, и ему тем знамена давати, и пошлину свою имати по старине. А у которых тех священных грамот ставленых и благословеных, и отпустных не будет, хотя и за своими делы приехали, а не за приставом, ни за поруками и ему тем 581 знамен не давати, потому что у них грамот нет. А которые будет архимариты и игумены, и протопопы, и священноиноки, и священники, дьяконы приехали за поруками в духовных делех и в прочих яелех, а ставленые и благословенью, и отпустные грамоты у них будут, да восхотят на Москве, наймуючися, по святым церквам обедни служити, и ему однолишно таковым знамен не давати, потому что за поруками прехали 582. А которые утаився, да учнут служити без знамен, а приехали за приставом и за поруками, и потом обличени будут, и ему тех приводити к митрополиту, и таковым быти под запрещением по священным правилом. А учнет тиун таковым знамена давати, которые за приставом и за поруками приехали или у которых ставленых и благословеных, и отпустых грамот не будет, и потом обличени будут, и тому тиуну от митрополита в великой опале, да ис тиунства извержену быти, аки неверному и непотребному рабу.

О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ. ГЛАВА 72

О искуплении пленных соборной ответ. Которых окупят царевы послы в ордах и во Цареграде, или в 589 Криму, или в Казани, или в Асторохани, или в Кафи, или сами окупятся, и тех всех пленных окупати из царевы казны. А которых пленных приводят590, православных хрестьян, окупив, греки и турчане, и армени, или иные гости, да, быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати и за то крепко стояти, да их окупати из царевы же казны. А сколько годом того пленного окупу из царевой казны разойдется, и то роскинути на сохи по всей земли, чей кто не буди, всем ровно591, занеже таковое искупление общая милостыня порицается, и благочестивому царю и всем православным великая мзда от бога будет. Якоже рече праведный Енох: "Не пощадите злата и серебра брата ради, но искупуйте его, яко да от бога приимете сторицею". И пророком рече бог: "Не щадите серебра человека ради". Христос же не токмо серебра, но ищу свою повелевает по братии положити. Болши тоя рече любви никтоже не имать, аще кто душу свою положит по оратии своей. И того ради христова слова благочестивым царем и всем православным хрестьяном не токмо пленных окупати, но и душу свою полагати, да сторичныя мзды во он день сподобятся592 не лож бо рекий: "В нюже меру мерите возмерится и вам".

ОТВЕТ О БААГОДЕАЬНЯХ.
И О ПРОКАЖЕННЫХ. И О КОАОСНЫХ.
И О ПРЕСТАР ЕВШИХСЯ.
И ПО УЛИЦАМ В КОРОБЕХ ЛЕЖАЩИХ.
И НА ТЕАЕШКАХ И НА САНКАХ ВОЗЯЩИХ
И НЕ ИМУЩИХ ГЛАВЫ
ГДЕ ПОДКЛОНИТИ. ГЛАВА 73

И о том соборной ответ. Да повелит благочестивый царь всех проклаженных и престаревшихся описати по всем градом, опроче здравых строев593. Да в коемждо граде устроити богадельни мужския и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигдеже главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею. А боголюбцы милостыню и вся потребная им приносят же своего ради спасения. Да приставити к ним здравых строев и баб стряпчих, сколько пригоже будет, несмотря по людем.594 Да над ними приказати священником добрым, да целовальником или градцким людем добрым над ними смотрити, чтобы им насилъства и обиды от стряпчих не было. А священники бы к ним в богадельни мужския и женския приходили, да их поучали и наказывали их страху божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении, да их бы покаивали595 и при конце причащали телу и крови господа нашего, Исуса Христа. А преставльшихся погребению предавали и о них поминали во священных божественных службах. А здравые бы строи с женами по богадельням не жили, а питалися бы, по дворам ходячи, от боголюбцов, якоже и доднесь, а которые возмогут работати, и они бы страды подлежали596.

ОТВЕТ О ВОТЧИНАХ И О КУПЛЯХ,
КОТОРЫЕ БОГОЛЮБЦЫ ДАВАЛИ
СВЯТЫМ ЦЕРКВАМ НА ПАМЯТЬ
СВОИМ ДУШАМ
И ПО СВОИХ РОДИТ ЕЛЕХ
В ВЕЧНОЙ ПОМИНОК
И В НАСЛЕДИЕ БЛАГ ВЕЧНЫХ. ГЛАВА 75

Да духовным же настоятелем600, архимаритом и игуменом и строителем с соборными старцы и со всею о Христе братьею, коимждо во своей обители известно обыскивати о том, которые боголюбцы давали в монастыри святым церквам свои отчинные села и купли на память своим душам и по своих родителех в вечной поминок. А им по всех тех боголюбцех, которые 602села и купли давали, ставити по них кормы да на их памяти пети собором панахиды самом пастырем, и обедни служити, и братию кормити по монастырскому чину. Да их имена допытався в сенаники написати и поминати их всегда по церковному чину и по божественному уставу. Да тех сел отчинных и купль, которые даваны святым церквам по их душам и по их родителех в вечной поминок без выкупа в наследие благ вечных, и иных церковных монастырских земс, и прочих недвижимых вещей по священным божественным правилом святаго седмаго вселенского собора и прочих святых отец ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти заповеди святых отец. Тамо бо речено бысть о недвижимых вещах, еданных богови в наследие вечных благ, рекше603 села, нивы, винограды, сено - жати, лес, борти, воды, источницы, озера и прочее, еданное богови в наследие благ вечных, никтоже их может от церкви божий восхитити или отъяти, или продати, или отдати. Аще ли кто, забыв страх божий и заповеди святых отец, оболкся в безстудие дерзнет таковая сотворити, аще убо епископ - да извержется из епископья, аще ли игумен, - то из монастыря изгнан будет, яко зле расточающи, их же не собра. Аще ли ин кто от священнического чина убо суще - да извергутся. Мниси же или мирстии человецы в каком сану ни буди - да отлучатся, аки суще осуженики от Отца и Сына и святаго Духа, да устроени будут, идеже червь их не умирает и огнь не угасает и прочее. Правила 12 и 13 глаголет святаго седмаго собор и 5-го святаго собора заповедь604 сице написаша вяликаго нашего града и прочее страшное запрещение не пкмо простым, но и самом царем и вельможам. И того ради страшного прощения святых отец, по священным правилом духовным пастырем подобает хранити и блюсти елика их сила ничтоже претворяюще кроме священных правил. Такоже и впредь, которые боголюбцы учнут давати святым церквам и святым монастырем отчинные605 сели и купли, и денги, и всякие вещи, и прочая недвижимые вещи по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, в наследие благ вечных, и цм по них потому же годовые памяти творити: на их памяти соборне понахиды пети и обедни служити самом пастырем, и кормы на братию ставити по монастырскому чину, и в сенаники имена их писати, и поминати по церковному чину и по божественному уставу ничтоже претворяюще. И тех всех недвижимых вещей, еданных богови в наследие благ вечных, по тем же священным правилом блюсти и хранити елика их сила: ни продати, ни отдати, кроме завещания их, по данным грамотам 1 и духовным их. Аще ли же напишут в своем завещании606, в; духовных грамотах и в данных, а кобудет роду нашему до тое вотчины607, и они вдадут в монастырь святой церкви толико число608, или сице и сице. И таковая недвижимыя вещи отчинныя от монастырей отходят к роду их по их духовному завещанию. А в монастыри святым церквам дают по тем их духовным и данным609 грамотам, колико число написано цены610 безо всякого прекословия на память душам их. И они потому и память творят, и в сенаники имена их пишут, и поминают, доколе оже бог даст и монастырь стоит. До. у которых монастырей земель и сел довольно, несмотря по братству, и мочно прожити, и те бы архимариты и игумены611, и строители, и старцы благочестивому царю не стужали, излишнего не просили, такоже бы и тархалных, и лготных, и о торговлях безпошлинно, и несудимых грамот и угодой но припрашивали. И так де у меня, царя, поймали много по всем монастырем, а братьи во всех монастырех по старому, а инде и старого менши, а ости и пити братьи старого оскуднее, а строения в монастырех ни которого не прибыло и строе опустело. Где те прибыли и кто тем корыстуется? Да чернцы же де и по селом живут да в городе тяжутся о землях, ино достойно ли так быти? И вы бы о всех о тех предиреченных отныне и впредь исправилися и благочестивому царю о таковых не стужали, разве великия нужа, и то с великим упросом и боголюбным молением. А чернцы бы однолично по селом не жили и о землях в ородех не тягалися, а сами бы жили в монастырех и молили ога по чернеческому обету. И по городом не ездили, разве царевы посылки или монастырских ради нужных дел. Которых старцов архимандрит или игумен с собора пошлет, те бы старцы ездили, а собою бы чернцы по городом и по селом не ходили и не ездили. О том бы осте все берегли накрепко, чтобы жили в монастырех вашим пастырством по монастырскому чину.

ОТВЕТ О СВЯТИТЕЛЬСКИХ
И О МОНАСТЫРСКИХ ДЕНГАХ БЕЗ РОСТУ
И О ХЛЕБЕ БЕЗ НАСПУ. ГЛАВА 76

А что святительские казенные денги в росты дают и хлеб в наспы, такоже и монастырские казенные денги дают в росты и хлеб в наспы, и о том божественное писание и священные правила не токмо епископом и прозвитером, и дияконом, и всему священническому и иноческому чину возбраняют, но и простым не повелевают резоимьство и лихву истязати. И того ради отныне по священным правилом святителем и всем монастырем денги давати по своим селом своим хрестьяном без росту и хлеб без наспу того для, чтобы за ними християне были, и села бы их были не пусты. Да о том себе велят писати в книги: сколько на котором денег и хлеба, и сколько в котором селе денег и хлеба в займех. Да держати те книги в казне крепости для. А у которых у святителей или у монастырей изойдется казенных денег и хлеба у своих християн, и они потому же нужным людем дают взаймы денги без росту, а хлеб без наспу с поруками и с крепостьми, или в казенные книги пишут. А у которых монастырей общих и девичих общих, и особь сущих, изойдется денег, и им на те денги купити монастырем земли да тем питатися, а в росты однолично денег не давати по священным правилом.

ОТВЕТ О КРОВОЯДЕНИИ
И УДАВЛЕНИНЫ НЕ ЯСТИ. ГЛАВА 91

Также правило 67 святаго вселенского шестого собора возбраняет всем православным удавленины и крови ясти, сииречь колбасы. Правило 67-е. Божественное писание заповедало есть удалятися от крови и удавленины, и от блуда. Нецыи бо угождения ради чревняго кровь коего любо животного хитростию никакою сотворят снедно еже глаголют колбасы, и тако кровь ядят. Подобно запрещаем таковым. Аще убо кто кровь отныне животного ким любо образом ясти начнет или удавленину, аще есть причетник - да извержется, аще ли мирский человек - да отлучится. И того ради благочестивому царю повелети по всем градом свою царскую заповедь послати и по торгом многажды кликати, чтобы у давленых тетеревей и утиц, и зайцов668 не возили667, и православные бы християне удавленины зайцов и тетеревей, и утиц удавленых не покупали, и удавленины бы и всякого животного крови не яли, тем бы себя не оскверняли и бога тем не гневили, и боялися бы священных правил запрещения. Да не осуждени будут отлучением от всякия святыни. Также и священнический чин да не постражет конечным извержением по тем же священным правилом.

ОТВЕТ О ИГРИЩАХ
ЕЛЛИНСКАГО БЕСОВАНИЯ. ГЛАВА 92

Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание669 против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улииам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, еще же и пьянством. Подобна же сему творят во днех и в навечерии рождества Христова, и в навечерии Василия Великаго, и в навечерии богоявления. А инде иным образом таковая неподобная дела творят в троицкую суботу. И заговев Петрова посту в первый понедельник, ходят по селом и по погостом, и по рекам на игрища. Тая же неподобная еллинская бесования творят, и тем бога прогневают. В неведыи согрешают простая чадь. Никим же возбраняеми и обличаеми ни запрещаеми, ни от священник наказуеми, ни от судей устрашаеми таковая творят неподобная дела святыми отцы отреченная. Вместо же сего бесования отныне и впредь подобает крестияном на таковая святыя и честныя праздники и посты к церквам божиим на молитву упражнятися и песньми божественными услаждатися, и святаго почитания божественного со вниманием слушати, и на божественных литоргиях со страхом стояти, и потом брашном и питием в домех своих учреждатися вкупе, о бозе ликовствующе со священническим чином и со други своими и маломощных питающе, и веселящеся в славу божию, а не пьянством, якоже и в прочия господьския праздники. И того ради по священным правилом и по заповеди святых отец отныне и впредь всем православным християном на таковая древняя еллинская бесования не исходити ни во градех, ни по селом, ни по рекам. И о том благочестивому царю по всем градом и по селом своя царская заповедь учинити, чтобы православные християне на таковое бесование еллинское: впредь не сходилися и чтобы то еллинское бесование отныне и впредь божиею благодатию и в твое христолюбивое царство попрано было до конца. И о том о всем еллинском бесовании и игрании свидетельство от священных правил сице написахом. Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 5/ запрещает всякое играние. Толк. Пятьдесятное убо правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми. 51 правило всякое играние возбраняет и отметает и причетникам, и простым людем. Такоже и упивание в пьянство. Не предаде господь бог пити вина в пьянство, но в веселие, иже в печали сущим и в жестоких скорбех пребывающим, и многим попечением утомляющимся или во многих болезнех, на здравие сущим или на мало отдохновение в великих недузех изнемогающим. Люто бо есть пьянство, сего ради отречено бысть. Не упивайтеся, - рече бо, - вином, в нем же есть блуд. Но и от корчемническаго делания и служения клирицы возбраняются по 9-му правилу тогоже святаго шестого собора. Праздность бо и пьянство, и играние всему злу начало есть и погубление велие. Сего ради отрицают вся божественная писания и священныя правила всякое играние, и зерни, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смыки, и сопели, и всякое гудение,670 и глумление, и позорище, лясание670. Рече бо господь: "Горе вам, смеющимся ныне, возрыдаете и восплачете". И святых апостол правило 42 и 43 глаголет. Епископ или презвитер или диякон на игры упжняйся и на пьянство, или да престанет, или да извержется. Такоже и поддиякон, или чтец, или певец творяй, или да предмет. или да извержется. Такоже и простым человек. И новая заповедь глаголет. Аще епископ или презвитер, или диякон, или поддиякон, и прочий от причетник игры творяй, или приобшаяся играния творящим, или приседя, или позор, или лов зряй - отлучатся всякия священныя службы и пищи даяния своего лишаются. И уставляетжеся ему время некое к покаянию. Аще достоин внутрь времени, явится покаявся, паки приходит в свой степень, милости бо ради и человеколюбия божия сподобляется, паки священнического степени в немже аще кто бысть. Аще ли же по времени покаяния в таковая же возвращается и упражняется - совершенно изгоняется от причта. И паки в новых глаголет второе завещание первого гранеси. На три лета тем от службы отлучитися и покаянием очищатися, и тако восходити на священныя своя степени. Сокращаетжеся тем и умаляется время покаяния милости ради божия и человеколюбия, аще во страсе божий пребудут. Писано бо есть: "Страхом господним всяк уклоняется от зла".

ОТВЕТ О ТОМ ЖЕ ЕЛЛИНСКОМ БЕСОВАНИИ
И ВОАХВОВАНИИ
И ЧАРОДЕЯНИИ. ГЛАВА 93

Правило 61 и 62 святаго шестого собора святых отец возбраняет к волхвом ходити и запрещает православным християном поганских и еллинских обычаев и игор, и плясания, и плескания, и над делвами, сиречь над бочками, и корчагами квас призывающее. и грохочюще, и прочих неподобных дел творити. И о всем о том толк. 61 правило. Иже последуют поганским обычаем и к волхвом или ко обавником ходят, или в домы своя тех призывают, хотящий уведати от них некая неизреченная, такоже и кормящей и хранящей медведи или иная некая животная на глумление и на прелщение простейших человек, и иже в получай веруют и в родословие, рекше в рожданииы, и в обояния, и иже глаголются облаки гонящей, таковая творящим повеле святым собор 6 лет запрещения дали.. Якоже за 4 лета - да стоят с припадающими. Друзии же 2 лета - да стоят с верными. И тако да сподобятся божественных даров. А ще же неисправлении пребудут, и по запрещении еллинских сих хитростей не останутся, от церкви всячески всюду да ижденутся. о волсвех же и о обавницах реша богоноснии отцы и иерковнии учитилие. Паче же инех Златоустый глаголет. Яко волшествующец и обавление творящей, аще и святыя Троица имя нарцают, аще и святыя призывают, аще и знамение честного креста Христова творят, бегати подобает от них и отвращатися. О том же еллинском бесовании тогоже правило 62. Каланты и вота, и врумалия еллински и греческим языком глаголется еже есть первые дние коегождо месяца, наипаче же марта месяца, празднование велие торжественно сотворяюще, и играния многая содевашеся по еллинскому обычаю. Се же собор всех сил и подобных сим играния творящих отметает и запрещает. Сице же и женская в народех плясания яко срамна суща и на смех и на блуд воставляющц многих. Такоже мужем и отроком женским одеянием не украшатися, ниже просто женская одеяния носити. Ни женам в мужеска одеяния облачатися, но комуждо подобная своя одеяния имети и от сего познаватися. Такоже неподобных одеяний и песней плясцов и скомрахов и всякого козлогласования и баснословия их не творити. Егда же вино топчют или егда вино в сосуды проливают, или иное кое питие сливают, гласование и вопль велий творят неразумнии по древнему обычаю еллинская прелести. Елиннскаго бога Диониса, пьянству учителя, призывают и, гласящи великим гласом, квас призывают, и вкус услажают, и пьянство величают. Се же святый собор сих всех не повелевает творити. Неповинующихжеся - запрещает. Пребывающих же в том, аще причетницы суть - изметает, аще мирстии суть - отлучает. К сим же прочти и святых апостол правило 42 и 43 и иже в Лаодикии собора правило 53 и 54, и собора иже в Трулле правило 24 и 50 и 51, и иже в Карфагене собора правило 60 и 61. Инде же 64 и 65 и 15 правило тогоже карфагенскаго собора глаголет. Яко чада священническая позорища не творят, ниже созирают позорствование. Се же и всем християном предано есть, яко идеже хуление бывает - не приходити. И новыя заповеди Устинияна царя последующе священным правилом в 37 главизне отрицают играние всякое и позорствование творити всем священным епископом и презвитером, и дияконом, и поддияконом, и четцом, и певцом, и прочим причетником, и иноком прочим. О том же еллинском бесовании правило 65 шестого собора. Вжизаемыя огнища в новыя месяца от неких пред своими де дате льни цами и пред домом яже и прескакати нецыи по некакому обычаю древнему блудят, отселе престати повелеваем. Иже убо таковое что сотворит, аще клирик будет - да извержется, аще же простец - да отлучится. Писано бо есть в четвертом царстве: "И созда Манасие требник всему воинству небесному пред двема дворы дому господня и проведе чада своя по огню, и вошнествование, и вражаще, и сотвори волшебницы и угадателей, и умножи сотворити злое пред господем671, якоже прогневати его". Толк. Нецыи же пред храмы своими идеже купят или продают, или пред враты домов своих пожар запалив прескакаху по древнему некакому обычаю. И се упражняюще отцы повелевают, аще убо обрящется причетник таковое нечто творя - да извержется, мирский же человек - да отлучится, ибо и Манасия царь, сквозе пламень провед чада своя и волшествуя, разгневи бога. Толкование тому же. Сей святый собор многия обычая древняя возбрани и отмета, якоже глаголемыя каланды и иная многая отверже. Такоже и сия, иже марта месяца и в прочия новыя месяцы волхвования сотворящая, или в великий четверток труд полагают в древо, и то древо иже имать в обоих концах труд, концы полагают во два древа, и той огнь вжизают во вратех или пред враты домов своих, или пред торговищи своими сюду и сюду. И тако сквозе огнь проходяще с женами своими и с чады своими по древнему обычаю, волхвующе, якоже писано есть в четвертом царстве о Манасии цари, иже сквозе огнь проведе чада своя, вражаше и волхвуяше, и разгневи бога. Всякое волхвование отречено есть от бога, яко бесовское служение есть. Сего ради собор сей отныне таковая творити не повелел есть и запрещает причетником - извержением, простым же - отлучением.

ОТВЕТ, В КОТОРЫЕ ДНИ
СУД НЕ СУДИТСЯ
И ПОЗОРИЩЕ НЕ БЫВАЕТ.
СЕДЬМЫЯ ГРАНИ ГЛАВА I. ГЛАВА 94

Шестая заповедь повелевает, яко праздни суть, иже преже пасхи 7 дний и 7 дний по пасце, и день прежде рождества Аристова, и святаго богоявления, и страстей святых апостол день, и всякие недели, и в таковы дни позорище не бывает, ни суд судится в /5 дней, иже преже пасхи и по пасце, ни людский долг, ни особнии, ни стязуются. 17 заповедь повелевает в ту 15 дний свобожения и в пекленицах, идеже пекутся хлебы, работати, и продати, и еже от них поминания составляти. 50 заповедь тояже грани, глава 25 рече, яко в 40 дний святаго поста и в день святыя пасхи разбойницы мучатся. О немже свидетеля рещи подобно паче всех Исаврий. 3-я же заповедь 4-я грани 1-х книг свитка рече, яко в день святыя пасхи никтоже не затворяется в темницы и никтоже связывает, токмо прелюбодей и блудник, и восхищая девицу, и гробный тать, и отравник, и куяй втайне переперы, сииречь с подмесы, и убийца, и мучитель, ecu бо сии всегда по вине своей приемлют. Прочий же единою токмо помиловани бывают. О том же глава 4. Аще приспеет праздник царский, в неделю рекши воспоминание дни рождения его, или рожение сына и дщери его, или некое от таковых, прелагается позорище на ин день. Позори же дея, в неделю воинства лишен будет672 и имение его разграбити. Позывая на судище, преступив закон, тоже постражет 672. Подобно же есть совещевати и раздрешати в неделя673. Рече же в книгах первых заповедей 2 и 1 3, яко жидове в су боту и во иныя их праздники ни плотских работ не творят, рекше ни ядят, ни пьют, ни пекут, ни варят, и ничтоже иного творят, ни людских ради, ни особных вин, не позываеми суть на судище, ни сами християн ни позывают.

 

 

Соборное Уложение 1649 года В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и 67великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, вдвадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыясвоея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшимИосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, исо архиепископы,  и с епископом, и со всем освященным Собором, иговорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думнымилюдьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, иСвятых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны тестатьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьивыписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великихкнязей росийских, и отца его государева, блаженныя памятивеликого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеяРусии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и наземские дела собрать, и те государьские указы и боярскиеприговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи впрошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено,и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи потому же написати и изложити по его государеву указу общимсоветом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, отболшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во  всяких делехвсем ровна. И указал государь царь и великий князь АлексейМихайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром,князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену ВасильевичюПрозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому,да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову. А для того своего государева и земского великогоцарьственного дела указал государь, по совету со отцем своим ибогомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всеяРусии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и 68из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, такжевсех городов, из дворян и из детей боярских взяти из большихгородов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов спятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостейтрех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека,а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов почеловеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государевоцарьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьмиутвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, понынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь былини чем нерушимы.    И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловичавсея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской стоварыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и изградских законов греческих царей, и из старых судебников прежнихвеликих государей, и из указов блаженные памяти великагогосударя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, ииз боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, иво указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано,и те статьи написав вновь к государю приносили. И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа,государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русиисамодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом,патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и соархиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры,и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, ивыборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве ииз городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно инеподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на списоки закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому ивсея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, иархимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своимгосударевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборнымдворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцкимлюдем Московского государьства и всех городов Росийского царства.А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, изакрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да ФедоруГрибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы 69и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по томуУложению. И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловичавсея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейшийИосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, иархиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весьосвященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, ивыборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкиелюди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с тогоУложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книгинапечатана сия книга. А как то Уложение по государеву, цареву и великого князяАлексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и вто время в ответной полате, по государеву указу сидел бояринкнязь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди. ГЛАВА I                                                              70 А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ 1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русскойчеловек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего ИисусаХриста, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу иПриснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Егоугодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будетсыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,зжечь. 2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во времясвятыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургиисовершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что онтак учинит, казнити смертию безо всякия пощады. 3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ноецерковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говоритинепристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу иепископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, итем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про товедомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за туего вину учинити торговая казнь. 4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого нибуди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнитисмертью же. 5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинититорговая казнь без пощады,  и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое. 6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божииударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да нанем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие. 7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за 71бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, итому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церквиБожии никакова бесчинъства не было. 8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю ивеликому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великомугосподину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, имитрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своихделех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковномупению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходитина молитву. И православным християном подобает в церкви Божиистояти и молитися со страхом, а не земная мыслити. 9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьскоеповеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, вцеркви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех битичелом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколькогосударь укажет. ГЛАВА II                                                             72 О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬа в ней 22 статьи 1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьскоездоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, ипо тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что онна царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и таковапо сыску казнить смертию. 2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотяМосковским государьством завладеть и государем быть и для тогосвоего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьскоговеличества с недруги учнет дружитца, и советными грамотамиссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевымнедругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, иликакое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по томуизвету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника потому же казнити смертию. 3. А будет кто царьского величества недругу город здастизменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ныхгосударьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про тодопряма, и таких изменников казнити смертию же. 4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, илидворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, исыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безовсякого милосердия. 5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти нагосударя. 6. А жены будет и дети таких изменников про ту их изменуведали, и их по тому же казнити смертию. 7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про 73измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, чтоони тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакованаказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им,что государь пожалует. 8. А будет после которого изменника останутся дети, а жилите его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, ипро измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчиныбыли свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин неотъимати. 9. А будет кто изменит, а после его в Московскомгосударьстве останутся отец, или мати, или братья родные, илинеродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с нимивместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про таковаизменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род егопро ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что онипро измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, ивотчины и поместья их и животы взяти на государя. 10. А будет про них сыщетъся допряма, что они про изменутого изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья ивотчины и животов у них не отъимати. 11. А будет которой изменник быв в котором государьстве,выедет в Московъское государство, и государь пожалует его, велитему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а ввотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему неотдавать. 12. А будет кто на кого учнет извещати великое государеводело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чимне уличит, и сыскать про такое государево великое дело будетнечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, какгосударь укажет. 13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, иликакое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, иликрестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем ихне уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокоенаказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди икрестьяне. А опричь тех великих дел ни  в каких делех такимизветчиком не верить. 14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказыватьгосударево дело или слово, а после того они же учнут говорить,что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за 74собою государево дело или слово, избывая от кого побои, илипьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдатьтому, чей он человек. 15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поимавприведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому,кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из егоживотов, что государь укажет. 16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело,или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время влицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати ипоставить с и(ы)зветчиком с очей на очи, и против извету, прогосударево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, ипо сыску указ учинить, как о том писано выше сего. 17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, илиизмену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое делозатеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего быдовелся тот, на кого он доводил. 18. А кто Московского государьства всяких чинов людисведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп изаговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государюцарю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или егогосударевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам иприказным людем. 19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество вкаких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государюи его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам иприказным людем, про то не известит, а государю про то будетведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется прото допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады. 20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскомувеличеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных ина ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и наприказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого неграбити и не побивати. 21. А кто учнет к царьскому величеству, или на егогосударевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и вгородех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого 75ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, илипобивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнитисмертию безо всякия пощады. 22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы иприказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иныхчинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором,и хотели их убити; а те люди, на кого они отпишут, учнут битичелом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что онископом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к нимнемногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них вгородех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми.Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках квоеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их посыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которыена них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание,что государь укажет. ГЛАВА III                                                            76 О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВАБЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО 1. Будет кто при царском величестве, в его государеве двореи в его государьских полатах, не опасаючи чести царскоговеличества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит,учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про тодопряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и посыску за честь государева двора того, кто на государеве дворекого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на тосмотря иным неповадно было впередь так делати. А кого онобесчестит, и тому указати на нем бесчестье. 2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзостиударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тотего бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева дворапосадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на немдоправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на немтому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же зачесть государева двора посадити в тюрму на шесть недель. 3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю,или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя ранытот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмертиубьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. Ахотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойцапо тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитогокабалныя долги. 4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни будиоружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука. 5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на 77кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы втюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие иувечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, чтоему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати дотех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненойобможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тотраненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию. 6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или гдеизволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и излуков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государевауказу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе неходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объездекого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же. 7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде,учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и истого оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинитинаказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму. 8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех,и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити.А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнетв государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти нагосударя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет. 9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что нибуди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом.А будет того же татя с краденым в государеве дворе поймаютв другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму.А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворев третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря инымнеповадно было воровати, в государеве дворе красти. ГЛАВА IV                                                         78 О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ 1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровскиили в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказныхписмах что переправит своим вымыслом, мимо государева указу ибоярскаго приговору, или думных и приказных людей и подъяческияруки подпишет, или зделает у себя печать такову, каковагосударева печать, и такова за такия вины по сыску казнитисмертию. 2. А будет кто воровством же учнет отъимати государевыпечати от государевых грамот, или от иных каких приказных писем,и те государевы печати учнет к иным каким воровским писмамприкладывати, или будет кто учнет какия писма воровством женаряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу,и того казнити смертию же, а писмам его нарядным ни в чем неверити. 3. А будет кто такия писма зделав умрет, а после его теписма объявятся у племяни, или у прикащиков его, и то его племя иприкащики учнут по тем писмам о каком деле государю бити челом, ипро них сыскати, каким обычаем те им писма досталися, и где ихвзяли, и про то они ведали ли, что те писма нарядные. Да будетпро них в сыску скажут, или они и сами в том повинятся, что онипро то ведали, что те писма воровские, нарядные, а держали они иху себя для своих пожитков и корысти, и тех людей по тому жеказнити смертию. 4. А будет про них в сыску скажут, что они те нарядные писмадержали у себя не ведая того, что они зделаны воровски, и их зато смертию не казнити, только тем нарядным писмам ни в чем неверити, и суда по них ни на кого не давати. ГЛАВА V                                                              79 О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ 1. Которые денежные мастеры учнут делати медные илиоловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в сереброучнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государевеказне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое делоказнити смертию, залити горло. 2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у когозолотое и серебреное дело, и учнут в золото и в серебро мешатимедь же и олово и свинец, и их по сыску за то бити кнутом. А чтоони кому учинят убытка тем, что в золото, или в серебро подмешаютмеди, или олова, или свинцу, и то на них доправя отдати тому,кому они такой убыток учинят. ГЛАВА VI                                                             80 О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА 1. А будет кому лучится ехати из Московского государьствадля торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ноегосударство, которое государство с Московским государством мирно,.и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам опроезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А вгородех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякогозадержания. 2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоредавати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том наних будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за тобыти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, ито на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком. 3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжияграмоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московскоегосударьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил беспроезжие грамоты самоволством для измены, или для иного каковадурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государствобез государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыскинакрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил ви(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или дляиного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнитисмертию. 4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ноегосударство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не дляизмены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на тосмотря иным неповадно было так делати. 5. А которых порубежных городов в уездех государевыдворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и 81поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими с порубежнымиземлями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкуюсторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государевусторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне ипомещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския иНемецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжихграмот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им тогов вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими спорубежными людми живут смежно. 6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинникипочают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и импро то извещати государю, и в городех о том воеводам подаватиизветныя челобитныя, и людей своих и крестьян приводити. Авоеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскиватипро них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том кгосударю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указусажати в тюрму. ГЛАВА VII                                                        82 О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЬСТВА С Польским и с Литовским и с Немецким и с и(ы)нымиокрестными государствы у государя царя и великого князя АлексеяМихайловича всея Русии вечный мир и докончание. 1. А будет которыми мерами с которым государьством уМосковского государства война зачнется, или в которое времяизволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу,и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с нимивсяких чинов ратных людей, и для тоя службы велит государь своимгосударевым ратным людем всего Московского государства дати своегосударево жалованье, и на то государево жалованье ратным людемденги збирати со всего Московского государства, а побор положитисмотря по службе. 2. А в которых местех в то время ратным людем на государевеслужбе быти, и на которой срок им на государеву службу приехати,и о том посылати в городы к воеводам и к приказным людемгосударевы грамоты, и велети ратных людей на государеву службу вуказныя места высылати безо всякого мотчания. А ратным людем,идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людемникакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ниу кого безденежно не имати. 3. А будет ис тех ратных людей лучится кому что купити себеи лошадям корму, и они бы те кормы у всяких людей покупали прямоюценою, а в полях бы хлеба и в запертых лугах сенных покосов нетравили, чтобы однолично от ратных людей никому нигде никакованасильства не было. 4. А в которое время у всяких помещиков и вотчинников луги 83будут незаперты, и в то время ратным людем, идучи на государевуслужбу, на лугах ставитися у всяких людей беспенно. А в котороевремя луги будут заперты, и им ставитися и на запертых лугах отдороги на одну сторону поперег в пять сажен беспенно же, а далепяти сажен от дороги в тех запертых лугах не ставитися, и травыне толочити, а лошадьми не травити. А луги всяким людем запиратис Троицына дни. 5. А у которых людей служилые люди, идучи на государевуслужбу, учнут покупати людския и конския кормы, и тем людемпродавати ратным людем людския и конския кормы прямою ценою, алишних денег на ратных людех ни за что не имати. 6. А будет которые ратные люди, идучи на государеву службу,учнут каким людем насильство чинити, а по суду сыщется про тодопряма, и тем людем наказание чинити смотря по вине, и убыткидоправити, и отдати тем людем, кто чем изобижен. 7. А будет которые люди учнут ратным людем продавати людскияи конския кормы дорогою ценою, и тем людем по суду и по сыску, потому же наказание чинити, а лишнее взятое отдавати. 8. А которые государевы ратные всяких чинов люди будут нагосударево службе в полкех, и государева служба им по розборуслужити мощно, а они не дождався отпуску з государевы службызъбегут, и им за побег чинити указ, кто збежит в первые, и егобити кнутом, а будет тот же збежит в другие, и его бити кнутомже, да поместнаго окладу у него убавити пятьдесят четвертей, даденег с поместного его окладу со ста четвертей по рублю, а будетон же збежит в третьие, и его бити кнутом же, да у него же отнятипоместье и отдати в роздачю. 9. А будет с службы збежит иноземец, или иной какой кормовойчеловек, или стрелец, или казак, или даточной человек: и техсыскивая и чиня им жестокое наказание, бив кнутом, выслати их нагосудареву службу в полки к воеводам с приставы. А незаслуженоежалованье на кормовых людех и на стрелцах и на казаках правити поросчету, а даточных беглых людей только в сыску не будет, и затех даточных беглых людей правити на тех людех, чьи те люди сслужбы збегут, за всякого человека по двадцати рублев. 10. Да и бояром и воеводам без государева указу ратных людей 84з государевы службы не роспущати, и посулов и поминков не имати. 11. А будет бояре и воеводы без государева указу ратныхлюдей з государевы службы учнут отпущати, и посулы и поминъкиимати, а сыщется про то допряма, и бояром и воеводам за то чинитижестокое наказание, что государь укажет. 12. А будет кто на бояр и на воевод в посулех учнет битичелом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма,и тем за боярское и за воеводъское бесчестие и за ложное ихчелобитье чинити жестокое же наказание, что государь укажет. 13. А будет которые ратные люди на государеве службе учнутбити челом бояром и воеводам о отпуске з государевы службы, своимдомовным разорением, или людским побегом, или иным каким самымнужным делом, и бояром, и воеводам про тех ратных людей сыскиватив полкех дворяны и детьми боярскими, и всяких чинов служилымилюдьми, и имати про них у служилых людей допросные речи за ихруками, и по сыску ратных людей з государевы службы отпущати навремя для самых нужных дел. 14. А в которое время про воинских людей будут вести, и потем вестям чаяти воинъских людей приходу, и в то время згосударевы службы ратных людей ни для каких дел не отпускати. 15. А которые служилые люди на государеве службе написаныбудут у кого в сотне, и тех служилых людей сотенным головам безгосударева указу и без воеводскаго ведома, для своей корысти, никуды не роспускать. 16. А будет которой сотенной голова отпустит куды из сотнисвоея кого нибудь без государева указу и без воеводского ведома иза то сотенным головам, сказав им вину при ратных многих людех,чинити наказание, бити батоги, да вкинути в тюрму, чтобы на тосмотря иным сотенным головам неповадно было так делати. 17. А будет которые служилые люди учьнут государю битичелом, что им за старостию, или за увечьем, или за болезнию нагосудареву службу итти не мочно, и в их бы место велел государьбыти на своей государеве службе детем их и братии и племянником ивнучатом беспоместным, которые в государеву службу поспели, агосударевы службы не служат и ни в какия чины не написаны, и тех 85челобитчиков на Москве и в городех осматривати. Да будет поосмотру тем служилым людем на государеве службе впрям застаростию, или за увечьем, или за болезнию быти не мощно, и темслужилым людем в свое место, на государеву службу велети посылатисо всею своею службою и с запасы детей своих и братию иплемянников и внучат беспоместных, которыя в государеву службупоспели, в восмьнатцать лет, а ни какия государевы службы неслужат, и не в какия чины не написаны, а менши осминатцати летникого им на службу в свое место не посылати. А будет у них такихдетей и братей и племянников и внучат не будет, а самим им никоторыми делы на государеве службе за болезнию или за старостиюбыти не мощно, и у них взяти на государеву службу даточных людей,или денги, смотря по их поместьям и вотчинам и по прожитком. 18. А будет которые служилые люди учнут бити челом государю,чтобы им на государеве службе не быти, и скажутся стары и увечны,или болны, а по осмотру на государеве службе им быти мощно итаких на государеву службу высылати самих. 19. А будет которой служилой человек, будучи на государевеслужбе, з бою збежит к себе домов, а воеводы на него о томотпишут к государю, и у таких за тот побег ис поместных их и изденежных окладов убавити половина, да у них же ис поместей ихвзяти на государя половину же, да им же за то чинити наказание,бити кнутом нещадно. 20. А будет кто, будучи на государеве службе в полкех, учнетизменою ис полков переезжати в неприятелския полки, и внеприятельских полкех сказывати про вести и  про государевыхратных людей, и в том на него кто известит и сыщется про тодопряма, и такова переезщика казнити смертию, повесити противнеприятельских полъков, а поместья его и вотчины и животы взятина государя. 21. А будет у кого, у ратных людей, на государеве службезапасов и конских кормов не станет, а на торгу в то время хлебныязапасы и конские кормы продают дорогою ценою, и ему тою ценоюзапасов и конских коръмов, за своею скудостию, купити будетнемочно, а для ратных людей по указу царьского величества и повоеводскому розсмотрению будет в то время хлебным запасом иконским кормом положена указная цена, дешевле торговые цены, и 86тот, у кого на государеве службе запасов и конских кормов нестанет, учнет бити челом государю, чтобы ему купити у когохлебных запасов и конских кормов для его скудости по указнойцене, и воеводам с таким челобитчиком к тем людем, у кого онприсмотрит хлебныя запасы и конския кормы, посылати приставов, ивелети хлебныя запасы и конския кормы, у тех людей имати поуказной цене. А велети хлебныя запасы и конския кормы имати поуказной цене у тех людей, у которых хлебныя запасы и конскиякормы будут в лишке, за их домашними росходы. А у кого будетхлебных запасов или конских кормов, сверх домашних росходов, влишке не будет, и у таких хлебных запасов и конских кормов поуказной цене не имати. И без воеводского ведома и бес приставовдля хлебных запасов и конъских кормов ратным людем ни к кому неходити, и насильством хлебных запасов и конских кормов по указнойцене ни у кого не имати, и дворов, где они учнут стояти, неразоряти, и городьбы около дворов и огородов не жечь и непустошити, и в поле всякого хлеба нарочно не травити. 22. А будет кто служилые люди, будучи на государеве службе,учнут у кого имати хлебныя запасы и конския кормы насильством,или учнут кого грабити, или дворы и огороды, где они стоят, учнутпустошити, или иныя какие убытки кому делати, и в том на нихбудут челобитчики, а сыщется про то допряма, и на тех людех, ктокому какия убытки учинят, те убытки правити вдвое. 23. А для дров и для всякого лесу, что надобно будет настановое строение, ездити служилым людем в помесные и в вотчинныелеса поволно, а явки с них вотчинником и помещиком, чьи те леса,не имати. А в засечныя и в и(ы)ныя заповедныя леса им ни почто неездити, а возити служилым людем дрова и всякой лес на становоестроение про себя, а не на продажу. 24. А будет кто ратные люди, будучи на государеве службе,или кто и не ратные люди, едучи куды проездом для своих дел,станут на поле близко хлеба, и лошадьми хлеб потравят ивытолочат, или какой хлеб пожав свезут к себе на станы лошадям накорм, и на том за потравленой хлеб велеть до правити денги вдвоебезо всякия пощады, по той цене, чим тот потравленой хлеб оценятсторонние люди, да им же за то чинити наказание по разсмотрению. 25. А будет кто служилой человек, будучи на государеве 87службе, похочет у кого хлебныя запасы, или конския кормы покупатиуказною ценою, а у него и своих запасов и конского корму с егоросход будет, и таким хлебных запасов и конских кормов по указнойцене покупати не велети. А будет он какия запасы у кого поуказной цене и возмет, а сыщется про то допряма, что у них иопричь того свои запасы и конския кормы есть, и на тех за такиявзятыя запасы правити денги, против указныя цены вдвое, и отдатитем людем, у кого они те запасы ложно купили, чтобы на то смотряиным неповадно было так делати. 26. А будет на государеве службе у кого у служилых людейлошади отг

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: