О уничтожении приговору 1 страница

1. Оное уничтожение приговаривающих, ради следующих притчин

бывает:

(1) Когда челобитчик более пунктов, как ответчику предложено, докажет, и судия не имев оных, на его дело приговор учинил;

(2) Ежели судья над таким делом, о котором в суде спору нет, приговор же учинит; (3) Ежели на такое дело, на которое еще не ответствовано, приговор

учинит;

(4) Буде челобитчик и ответчик оба присягать похотят, а судья прежде

присяги их приговор учинил;

(5) Когда приговор противогласящийся или

(6) Когда оный нагло против прав есть.

2. Когда приговор причиною, которою нибудь из сих опорочен, тогда

оный от челобитчика или ответчика уничтожен быть может, и не имея

в себе силы, ко исполнению не приидет.

3. Вышепомянутый приговор от вышняго судьи, когда ему от челобитчика или ответчика оный объявлен будет, опровергается.

О оглавлении приговоров в наказаниях и казнех

1. Обыкновенныя телесныя наказания суть то, егда кто ношением оружия, сиречь мушкетов, седел, також заключением, скованием рук и ног в железа и питания хлебом и воды точию или на деревянных лошадях, и по деревянным кольям ходить, или битьем батогов.

2. Жестокие телесные наказания в наших пунктах разумеваютца, егда кто тяжелым заключением наказан, или сквозь шпицрутен и лозы бегати принужден; таков же, егда от палача (кнутом) бит и запятнан железом или обрезанием ушей, отсечением руки или палцов казнен будет, то ж ссыланием на каторгу вечно или на несколко лет.

3. Наказание смертные чинятца застрелением, мечем, висилицею, колесом, четвертованием и огнем.

4. Легкое чести нарушимыя наказания суть, егда которой начальной человек чину извержен или без заслуженого жалованья и без пасу (или отпускного писма) от полку отослан, или из государства нашего выгнан будет.

5. Тяжелое чести нарушение, которого имя на висилице прибито, или шпага ево от палача переломлена, и вором (шелм) объявлен будет.

Надлежит знать всем, как с тем поступать, кто чести лишен, шелмован (то есть из числа добрых людей и верных извергнут):

1. Ни в какое дело ниже свидетельство не принимать.

2. Кто такого ограбит, побьет или ранит, или у него отьимет, у оного челобитья не приимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судитися будет.

3. В кампании не допускать, и единым словом, — таковый веема лишен общества добрых людей, а кто сие преступит, сам может наказан быть.

Артикул воинский купно с процесол1 надлежащий судящим.

Напечатася повелением царского величества в

Санктпитербурхе лета господня 1715, апреля 26 дня.

СПб.. 1715. С. 1-73.

 

 

О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах.
Именной указ. 1714 года, марта 23.

 

Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский и протчая, и протчая, и протчая.

Объявляем сей указ всем подданным нашего государства, какого чину и достоинства оныя ни есть.

Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение, а имянно:

(1. О податях). Например, ежели кто имел тысячу дворов и пять сынов, имел дом доволной, трапезу славную, обхождение с людми ясное, когда по смерти ево разделитца детем ево, то уже толко по двести дворов достанетца, которыя, помня славу отца своего и честь рода, не захотят сиро жить, но каждой ясно (хотя и не так), то уже с бедных подданных будет пять столов, а не один, и двести дворов принуждены будут едва не то ж нести, как тысяча несла (а государственныя подати — податми), от чего не разоренье ли суть людем и вред интересам государственным, ибо податей так исправно не могут платить двести дворов в казну и помещику, как тысяча дворов, ибо (как выше писано), с тысячи один господин (а не с двусот дворов), который пятою долею доволен будет, а в протчем облегчит крестьяном, которыя исправнее в казну и господину подати платить могут. И тако от того разделения казне государственной великой есть вред и людем подлым разорение.

(2. О фамилиях.) А когда от тех пяти по два сына будут, то по сту дворов достанетца, и тако далее умножаясь, в такую бедность придут, что сами однодворцами застать могут, и знатная фамилия, вместо славы, поселяне будут, как уже много тех эксемпелев (образцов) есть в российском народе.

(3. О непотребности). Сверх обеих сих вредителных дел, еще и сие есть, что каждой, имея свой даровой хлеб, хотя и малой, ни в какую пользу государства без принуждения служить и простиратца не будет, но ищет всякой уклонятца
и жить в праздности, которая (по святому писанию) материю есть всех злых дел.

Напротиву ж того.

(На 1-ю) Ежели недвижимое будет всегда одному сыну, а протчим толко движимое, то государственныя доходы будут справнее, ибо с болшаго всегда господин доволнее будет, хотя по малу возмет, и один дом будет, а не пять, (как выше писано), и может лутче льготить подданных, а не разорять.

(На 2-ю) Фамилии не будут упадать, но в своей ясности непоколебимы будут чрез славныя и великия домы.

(На 3-ю) Протчия не будут праздны, ибо принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и протчим. И то все, что оныя сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть.

Чего ради за благо изобретено чинити по сему, как обявлено ниже сего.

I.

Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.



II.

Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет.

Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет.

А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.

А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству болшому сыну в наследие, а движимое другим равною частию разделено будет.

То ж разумеется и о дочерях.

III.

А кто бездетен, и оный волен отдать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похощет дать сродником своим, или и посторонним, и то в его произволении будет.

А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род: недвижимое одному, по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит, равным образом.

IV.

Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимые, у того и движимаго имения части других в сохранении да

cтраница 297
будут до тех мест, пока ево братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской — до осмнатцати, а женской — до семнатцати лет.

И в те уреченные лета должен тот наследник их, братей и сестр, кормить и снабдевать и учить всех грамоте, а мужеской пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь.

А потом, когда выдут те лета, то им каждой персоне дать его жребей по духовной сполна, не зачитая издержек, учиненных (на них) в вышереченные лета.

V.

И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать и движимыя имения долями описывать.

Буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелех.

А покамест наследники недвижимых вещей до дватцати лет возраста своего не придут, а другия, оставшияся в движимых имениях обоего пола до вышеписанных лет не приспеют, никаким их писмам или записям не верить, которые прежде тех лет явятца у кого.

И дабы кадеты обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летех, того для неволно в брак вступать ранее, мужеского пола до дватцати, а женского — до семнатцати лет.


VI.

Ежели которая девица, возраста своего по осмнатцати летех, у брата своего жить не похочет, то оная, взяв долю имения своего, отойти от него вольна при свидетелех же.

А буде у него жить похочет до своего замужества, или и вовсе (есть ли замуж не пойдет), и то да будет в ее воли.

VII.

А для возобновления фамилеи, в которой фамилии мужеска полу останетца один, прочии же от нисходящей и восходящей линии того рода все вымрут, кроме женска полу, которых едина или несколко осталося в девицах или замужные, то помянутой последней оной фамилии повинен все недвижимые вещи, которые ему по наследию пришли, отдать в наследие единой из оных, кому похочет, замужней, вдове или девице; однакож с таким изяснением, что муж замужней повинен принять прозвище того, от кого получить недвижимое (оставя свое), он и его наследники, а девице или вдове не посягать за такого, который не приимет прозвания.

И для того прежде в брак не вступать, а женатым не укреплять недвижимых, пока оной писменного обязателства не подаст, где те дела ведомы, что он оное прозвание примает вечно
себе и наследником своей линии. Ежели же никто из них прозвания оного не приимут, тогда недвижимое все повинно будет взять на государя, кроме движимого, которое в разделении оставляется предявленным образом.


VIII.

А у кого будут дети от разных жен, а за матерми их были приданые поместья и вотчины, а отец их учинит наследником одного, и та воля отеческая на его токмо отеческие недвижимыя имения, а в матерних быть наследником детям их.

Тем же образом чинить и женскому полу, которая будет иметь детей от разных мужей.

И тако сей указ (пункт) должен в действителной быть силе до тех мест, донеле же оные дети, которые родились до сего указа, в недвижимых приданых матерей своих наследниками будут, ибо впредь с недвижимым приданым уже никого не будет.

IX.

Которая жена после мужа останется бездетна, то и недвижимое мужа ее имение да будет по смерть ея или по пострижение.

А как умрет или пострижетца, тогда недвижимое мужа ея отдать одному фамилии ево не ис кадетов, но из наследников ближнему, а приданыя ея деревни, которые у нее есть, да возвратятца в род ея таким же образом. А прочие мужа ея и ея имения, естьли она без завету умрет, да возвратятца одни мужа ея в род ево; а другие, что ея, сродником ея ближним, кому надлежит, всем равною частью, кроме тех, кому недвижимое приидет.

А буде оная вдова замуж выдет, то недвижимое перваго мужа ея имение возвращено будет в род ево, одному старшему по линии, как выше обявлено, а от протчего все при ней да будет. И сей пункт имеет силу против осмаго пункта.

X.

А буде за кем обявятца какие деревни и земли, укрепленые для каких ни будь причин, а владеют теми деревнями и землями те люди, чьи те деревни и земли были, а за кем укреплены и те люди теми деревнями и землями не владеют, а иные и владеют за причиною малолетства и вдовства и сиротства, и таковым деревни и земли возвращать по прежнему обыкновению.

И в том дается сроку на год, а офицером и салдатом, обретающымся в армеи и которые пребывают в чужих краях, на два года, чтоб могли оные деревни и земли или за ними укрепить или обявить.

А буде в такое время кто не исправится, и тем деревням и землям быть за тем, кто ими ныне владеет, невозвратно.

XI.

У которых деревни и земли заложены до сего указу и просрочены, или и не просрочены, и те деревни и земли выкупать по прежнему указу.

А буде кто не выкупит, записывать за заимодавцы по тем крепостям, с платежем прежних пошлин.

XII.

А с сего указу кто принужден будет из недвижимых продать вотчину или поместье, или иное что, и за то имать пошлины с рубля по гривне для того, чтоб никто ничего из недвижимого вымыслом для укрепления не продавали.

А буде перепродаст кто что из оного меншим детям (обоего пола, которые не наследники недвижимым) без платежа денег, как прежде сего делали, или иным каким вымыслом, а о том кто на него донесет, и то недвижимое, которое в перепродаже явится, отдать тому доносителю.

XIII.

Выкуп вотчин и поместей и протчего недвижимого должен быть тем, которые оным наследники будут по линеи ближнии, а не кадетом их.

И при выкупе за новоприбылое строение взятье по скаскам отставить, а платить по свидетелству и по осмотру, наложа настоящую правдивую цену, во что стало.

XIV.

Сей указ не на прошедшие времена, но с сего 1714 году действо свое имеет.

И хотя в прошедшия два месяца какие розделы где и зделаны, то оныя переделить по сему указу.

А тем, которыя до сего году, быть так, как учинены, толко даетца воля отцам и матерем, ежели хотя за несколко лет детей своих и разделили, а ныне похотят по сему указу переделить, и то да будет в их воле.

XV.

Когда кто из кадетов дворянских фамилей захотят итить в чин купеческой, или какое знатное художество, также за сорок лет (с подлинным свидетелством к указом, подписанным от тех, где оне ведомы) своего возраста и в духовныя, то есть в белыя священники, то тем, которыя в сие вышеписанное вступят, не ставить ни в какое безчестье им и их фамилиям ни словесно, ни писменно.

XVI.

А буде явятца какие дела впредь, что сим указом решить их невозможно, и о тех делех доносить на писме в Сенате, где на то положены будут особыя пункты и выданы будут в народ печатью, как и сей указ.

А не дождався новаго указу, отнюдь не вершить, (под потерянием всех своих пожитков и ссылкою), хотя и право покажетца, дабы тем не дать злым вымышленикам свои мины устроить.

 

 

О ДОЛЖНОСТИ ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОРА    (1722г., апреля 27)    [Извлечение]                                      1. Генерал-Прокурор повинен сидеть в Сенате и смот-реть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и вовсех делах, которыя к Сенатскому разсмотрению и решениюподлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряниявремени, по Регламентам и указам отправлял, разве какаязаконная причина к отправлению, ему помешает, что всезаписывать повинен в свой журнал. Также накрепко смот-реть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершались,но самым действом по указам исполнялись, в чем он дол-жен спрашивать у тех, кто на что указы получил, испол-нено ль по них в такое время, в которое начало и совер-шенство онаго исполнено быть может, и буде не исполне-но, то ему ведать надлежит, для какой причины, невоз-можность ли какая помешала, или по какой страсти, илиза леностью, и о том немедленно Сенату предлагать дол-жен для чего повинен иметь книгу, в которой записыватьна одной половине, в которой день какой указ состоялся,а на другой половине записывать, когда что по ономууказу исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочияобстоятельства нужныя вносить.                       2. Также должен накрепко смотреть, дабы Сенат в сво-ем звании праведно и нелицемерно поступал; а ежели чтоувидит противное сему, тогда в тот же час повинен пред-лагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они,или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабыисправили, а ежели не послушают, то должен в тот часпротестовать, и оное дело остановить, и немедленно до-несть Нам, если весьма нужное, а о прочих в бытностьНашу в Сенате, или помесячно или понедельно, как указиметь будет. Також надлежит Генерал-Прокурору в доноше-ниях явных, которыя он будет подавать Нам, осторожно иразсмотрительно поступать, дабы напрасно кому безчестияне учинить; таким образом, ежели увидит какое дело, хо-тя и противное ему пока                           жется, да неясно, или два вида имеющее, то протестациеюостановя, не тот час доносить, но посоветовать, с кемон за благо разсудит; и ежели увидит, что подлинно так,или более изъяснить и сумнение миновать не может, тодоносить Нам, однакож более недели в том не мешкать, аежели зело ясно, то немедленно доносить в нужных, а впрочих, как выше описано, також немедля более недели ж,не отговариваясь никакими нуждами, разве Мы будем в от-лучении, то однакож письмом в то ж время написанным, инемедленно с нарочным послать. А ежели какое неправоедоношение учинит по какой страсти: то будет сам нака-зан, по важности дела.                               3. Должен смотреть над всеми Прокуроры, дабы в своемзвании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чемпреступит, то оных судить в Сенате, и должен все Проку-рорския доношения предлагать Сенату и инстиговать, чтобпо них исполнено было 1, також ежели на Прокуроров бу-дут доношении, что они звании своих истинно и ревностноне исполняют: то их в суд представлять Сенату ж.     ПСЗ, т. VI, ь 3979.                                                                                    О ФОРМЕ СУДА     (1723 г., ноября 5)    [Извлечение]                                      Понеже о форме суда многие указы прежде были сочине-ны, из которых ныне собрано, и как судить надлежит, то-му форма яснее изображена, по которой во всяких делах,какого б оныя звания не были, исполнять должно, а не постарым о том указам, ибо в судах много дают лишняго го-ворить, и много ненадобнаго пишут, что весьма запреща-ется, и не надлежит различать (как прежде бывало) одинсуд, другой розыск, но токмо один суд, и судит следую-щим образом:                                         1. Как челобитныя, так и до ношения писать пунктами,так чисто, дабы что писано в одном пункте, в другом бытого не было.                                        2. А когда время придет суда, тогда изготовить двететради, прошивныя шнуром, и оной запечатать, и закре-пить Секретарю по листам, из которых на одной писатьответчиков ответ, на другой истцовы или доносителевыулики.                                               3. Когда станут честь первой пункт, тогда отвечатьсловесно, а письменнаго ответа отнюдь не принимать (адля памяти записку, по чему отвечат, в руках тогдаиметь не запрещается) на оной только, а не на все, и нетолько посторонняго, но ниже о других пунктах говорить,ниже обличать ответчику того, кто бьет челом или доно-сит в каких его противных делах, кроме того пункта обо-им, то есть ответчику и истцу (а доносить очистя всесвои пункты, по чему судьи по вершении зачатаго следо-вать, или ежели не их суда отослать должны), но толькосвое дело очищать против пунктов.                    5. Надлежит прежде суда (кроме сих дел; измены, зло-действа, или слов противных на Императорское Величестваи Его Величества фамилию и бунт) дать список ответчикус пунктов, поданных от челобитчиков, для ведения ко оп-равданию, таким образом, призвав ответчика пред суд, иему самому отдать оной список; на котором пометить всемсудящим число, в котором стать к суду, дабы неделя пол-ная та копия в ответчиковых руках была (кроме тех дней,в которые поруки по себе собирать будут) и взять у негореверс, что он копию получил и должен на положеннойсрок к суду стать без всякой оговорки. А ежели усмотре-но будет, что у того ответчика на толикое число, сколь-ко в челобитье истцо-                             ве показано иску, движимаго и недвижимаго имения не бу-дет, то собрав по нем поруки, которым в том иску можноверить, что ему до вершения того дела не съехать, и всборе тех порук сроку более недели не давать; а будепорук по ком не будет, то держать его под арестом. Аистцу також дать билет за руками судящих, что он долженстать на положенной срок в суде со всеми к тому искупринадлежащими письменными документами или доказатель-ствы, и для того не надлежит ему сроку давать, когда онскажет, что документы его не при нем, но в других горо-дах или местах обретаются, но разве в таких случаях,ежели ответчик такия отговорки во оправдание себе при-несет, о которых истец и чаять не мог, но принужден бу-дет оное письменным свидетельством опровергнуть, то втаком случае истцу для положения такого, при нем необ-ретающегося, документа судье давать поверстной срок 1изо всего его челобитья токмо одинакова. А буде истецна тот ему данной срок документов не положит: то вер-шить то дело по обретающимся в деле обстоятельствам...    6. Но понеже много того бывало, что от бездельныхябедников челобитчиков или ответчиков чинились просроч-ки одному от другаго, и тем их обвиняли таким образом,что пред самым сроком, когда ответчику или челобитчикук суду становиться, тогда истец или ответчик ябедничес-ки учинит один на другаго в другом Приказе челобитье,по которому в тот срочный день того  туда захватят, итако он просрочится, и тем обвинены бывали, и другихподобных тому коварста много было. Того для ныне пове-левается сим, что хотя тот, кто обязан на срок к судустать, истец или ответчик и взят будет в другой срок покакому нибудь делу, то оные должны объявить о себе, ипоказать ответчик копию с челобитной, а истец билет,данные им за руками судящих, что уже обязан прежде тотдень, где в суде стать, по которому объявлению должнысудьи того захваченнаго немедленно послать в то место,где он прежде обязан стать к суду, ежели не Государс-твенное до него дело; а ежели Государственное дело, тооб нем тотчас дать знать письменно в тот суд, где онпрежде обязан, что он в том месте обретается, дабы емуто в просрочку не было поставлено, и он бы тем не былобвинен; а когда оной очистится в том, тогда его отос-лать в то место, где он обязан от показанной копии илибилету. И ежели в котором суде, видя помянутую копиюили билет, а задержат его не в Государственном деле, тобудут наказаны яко пре-                           1 Срок, определенный числом дорожных верст, считаяпо определенному количеству верст в сутки для прибытияв известное место.                                                                                       ступники указу; а ежели хотя и в Государственном делезадержан будет, а известия против вышеописаннаго неучинят, то жестоким штрафом наказаны будут, как в концесего изображено. Равным же образом и те наказаны будутяко преступники указа, которые кроме судных мест кого скопиею или с билетом каким нибудь образом ведая удер-жат, или из того места увезут. А ежели истцу или ответ-чику приключится болезнь в то время, когда к суду статьобязан:                                              тогда немедленно должен дать о себе знать в суде,что заболел, по чему из суда должен послать осмотретьтрех Членов, и с ними, буде где есть Доктор или Лекарь,а буде где нет, то в вину не ставить, и срок переменитьпо разсмотрению, а ежели притворно объявит, что болен,то его неволею взять в суд. А ежели ответчик или истецк суду не станет на положенной срок, и не объявит о се-бе, для чего не стал, то его сыскивать таким образом:первой день с барабанным боем, и указ публиковать, что-бы явился к суду в неделю, и когда по прошествии неделине явится, того обвинить; и буде по ком есть поруки,править иски на поручиках, а буде порук вет, брать издвижимого и недвижимаго их имения; а ежели по прошест-вии недели кто и явится, а законной причины, для чегоон на срок не явился, не покажет, таких винить же, ииски править по вышеописанному ж. Буде же в таком слу-чае покажет законныя причины, а именно:              1) Ежели от неприятеля какое помешательство имел;    2) Без ума стал; 3) От водянаго и пожарнаго случая иворовских людей какое несчастие имел; 4) Ежели родителиили ж,ена и дети умрут, о тех сыскивать, правду ли онпоказал, и буде явится правда: то ему в вину не ста-вить, но следовать дело его по указу.                7. Челобитчикам же и ответчикам дается воля, вместосебя посылать в суд, кого хотят, он прекословить не бу-дет.                                                 8. А по окончании допросов по истцах брать поруки,что им до вершенья дела не отлучаться (сии поруки братьпо таких, у кого нет пожитков довольно, как о том писа-но выше). А когда дело изследовано все будет, тогдасделать выписки пунктами ж, и прочесть каждому и велетьподписать по пунктам челобитчику и ответчику каждому насвое, для того все ли писано; и буде будут спорить, чтоне все, или инако выписано, то те пункты подписанные отних предложить им, и буде что неисправно, исправить; акогда подпишут, тогда приговоры подписывать на каждомпункте для решения по Государственным правам, приводясамые приличные пункты к тому решению; а ежели по неп-риличным пунктам решение учинено будет: то судящие ни-жеписанным штрафом наказаны будут.               

ПСЗ, т. VII, ь 4344.                          

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Учреждения для управления губерний 1775 г.
Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни императрицы Екатерины Вторыя учреждения для управления губерний Всероссийския империи
Глава I Примерный штат губернии
1. Коликое число душ в губернии примерно полагается. Дабы губерния, или наместничество, порядочно могла быть управляема, полагается в оной от трех до четырех сот тысяч душ. 2. Определение генерал губернатора Для управления же губернии или наместничества полагается государев наместник или генерал губернатор. 3. Определение губернатора.   В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества или губернатор. 4. Учреждение правления губернского. В губернии учреждается правление наместническое или губернское. 5. О присутствующих в правлении. В наместническом правлении заседает государев наместник или ге­нерал губернатор, правитель наместничества или губернатор с двумя со­ветниками. 6. Учреждение уголовной палаты. В губернии учреждается палата уголовного суда 7. О присутствующих в уголовной палате. В палате уголовного суда заседает председатель один, два советника и два ассессора. 8. Учреждение гражданской палаты. В губернии учреждается палата гражданского суда. 9. О присутствующих в гражданской палате.          В палате гражданского суда заседает председатель один, два советника и два ассессора. 10. О определении губернского землемера. В губернии определяется губернский землемер. 11. Учреждение казенной палаты. В губернии учреждается палата для домостроительных дел и управления казенных доходов императорского величества. 12. О присутствующих в казенной палате. В казенной палате заседает порутчик правителя или вице губернатор, директор экономии или домоводства, один советник, два ассессора, и один губернской казначей. 13. Учреждение верхняго земскаго суда. В каждом наместничестве или губернии учреждается верьхний земский суд, а буде обширность наместничества того требует, то дозволяется учредить в наместничестве более одного верьхняго земскаго суда. 14. О присутствующих в верьхнем земском суде. В верьхнем земском суде заседает перьвый и вторый председатель и десять заседателей. 15. О разделении губернии на провинции. Буде нужда того требует, то наместничество или губернию разделить на области или провинции. 16. О разделении губернии на уезды. Наместничества и области разделяются на уезды, или округи. 17. Примерное число душ в уезде. В уезде, или округе считается от дватцати до тритцати тысяч душ. 18. Учреждение уезднаго суда. В каждом уезде, или округе учреждается уездный, или окружный суд. 19. О присутствующих в уездном суде. В уездном, или окружном суде заседают уездный, или окружный судья и два заседателя. 20. Учреждается дворянская опека. При каждом уездном суде учреждается место под названием: дворянская опека. 21. О присутствующих в дворянской опеке. В дворянской опеке председает уездный дворянский предводитель, и заседают уездный судья и его заседатели. 22. Учреждение нижняго земскаго суда. В каждом уезде, или округе учреждается нижний земский суд. 23. О присутствующих в нижнем земском суде. В нижнем земском суде заседает земский исправник, или капитан, и два или три заседателя, смотря на обширность уезда. 34. Учреждение нижней расправы. В губернии учреждается по усмотрению генерал губернатора, соображаясь с обширностию наместничества и обстоятельствами разнообразных уездов, для однодворцов и прочих, у каждых от десяти до тритцати тысяч душ, по одному суду под названием: нижняя расправа. 35. О присутствующих в нижней расправе. В нижней расправе заседает расправный судья и восемь заседателей, из коих двое отсылаются для заседания в нижнем земском суде, и двое для заседания в совестном суде по делам до их селений касающимся. 36. Учреждение верьхней расправы. В губернии, где учреждена одна, или более, нижняя расправа, там учреждается и суд под названием: верьхняя расправа, и буде обширность наместничества того требует, то дозволяется учредить в наместничестве более одной верьхней расправы. 37. О присутствующих в верьхней расправе. В верьхней расправе заседают перьвый и вторый председатель и десять заседателей. 38. Учреждение приказа общественного призрения. В каждом наместничестве или губернии учреждается по одному приказу под названием: приказ общественного призрения. 39. О присутствующих в приказе общественного призрения. В приказе общественного призрения председает губернатор сам и заседают двое заседателей верьхняго земского суда, двое заседателей губернского магистрата, да два заседателя верьхней расправы. 40. Учреждение совестного суда. В каждом наместничестве учреждается по одному суду под названием: совестный суд. 41. О присутствующих в совестном суде. В совестном суде председает судья совестного суда того наместничества, и заседают по дворянским делам двое дворян, по городовым делам двое граждан, по расправным делам двое поселян. 42. Определение губернского прокурора и губернских стряпчих. При наместническом правлении и при палатах определяется губернский прокурор, губернский стряпчей казенных дел, и губернский стряпчей уголовных дел.
Глава II О чинах
47. Губернатор четвертого класса. Правитель, или губернатор, буде чина выше того не имеет, считается в четвертом классе за уряд, пока в должности пребывает. 48. Виц губернатор, председатели палат, пятого класса. Порутчик правителя, или виц губернатор, председатель палаты уголовного суда, председатели палаты гражданского суда, буде чина выше того не имеют, считаются в пятом классе за уряд, пока в должности пребывают. 49. Советники правления и палат, директор экономии, губернской прокурор, перьвый и вторый председатель верьхняго земскаго суда, и судья совестного суда, шестого класса Советники наместнического правления, советники палаты уголовного суда, советники палаты гражданского суда, директор домоводства, советник казенной палаты, губернской прокурор, перьвый и вторый председатель верьхняго земскаго суда и судья совестнаго суда, буде чина выше того не имеют, считаются в шестом классе за уряд, пока в должности пребывают. 50. Дворянской предводитель, верьхняго земскаго суда заседатели и прокурор, губернские стряпчие, губернского магистрата председатели, верьхней расправы председатели, совестнаго суда дворянские заседатели, седьмого класса. Дворянской предводитель; верьхняго земскаго суда заседатели и прокурор, губернской стряпчей казенных дел, губернской стряпчей уголовных дел, губернского магистрата перьвы и вторый председатель, верьхней расправы перьвый и вторый председатель, совестнаго суда дворянские заседатели, буде чина выше того не имеют, считаются в седьмом классе за уряд, пока в должности пребывают. 51. Ассессоры палат, губернской казначей, верьхняго земскаго суда стряпчие, губернского магистрата прокурор, верьхней расправы прокурор, уездный судья, городничей и губернской землемер осьмаго класса. Ассессоры палат, губернской казначей, верьхняго земскаго суда стряпчей казенных дел, и стряпчей уголовных дел, губернского магистрата прокурор, верьхней расправы прокурор, уездный судья, городничей и губернской землемер, буде чина выше того не имеют, считаются в осьмом классе за уряд, пока в должности пребывают. 52. Земской исправник или капитан, расправный судья, уездного суда заседатели и уездный казначей девятого класса. Земской исправник, или капитан, расправный судья, уездного суда заседатели и уездный казначей, буде чина выше того не имеют, считаются в девятом классе за уряд, пока в должности пребывают. 53. Дворянские заседатели нижняго земскаго суда, городской глава, заседатели губернского магистрата, мещанские заседатели совестнаго суда, стряпчие казенные и уголовные губернского магистрата и верьхней расправы, в десятом классе. Дворянские заседатели нижняго земскаго суда, городской глава, заседатели губернского магистрата, совестнаго суда, мещанские заседатели, стряпчие казенные и уголовные губернского магистрата и верьхней расправы, буде чина выше того не имеют, считаются в десятом классе за уряд, пока в должности пребывают. 54. Губернского города городового магистрата перьвый и вторый бургомистр и уездный стряпчей одиннадцатого класса. Губернскаго города городового магистрата перьвый и вторый бургомистр и уездный стряпчей, буде чина выше того не имеют, считаются в одиннадцатом классе за уряд, пока в должности пребывают. 55. Городовых магистратов бургомистры и губернского города городового магистрата ратманы вторагонадесять класса. Городовых магистратов перьвый и вторый бургомистр и ратманы губернскаго городового магистрата, буде выше чина того не имеют, считаются во втором надесять классе за уряд, пока в должности пребывают. 56. Городового магистрата ратманы и бургомистры в посадах третьягонадесять класса. Городового магистрата ратманы и бургомистры в посадах, буде чина выше того не имеют, считаются в третьем надесять классе за уряд, пока в должности пребывают. 57. Городские старосты, судьи словеснаго суда и ратманы в посадах, четвертагонадесять класса. По городам старосты, судьи словесного суда и ратманы в посадах, буде чина выше того не имеют, считаются в четвертом надесять классе за уряд, пока в должности пребывают. 58. Сельские заседатели верьхней и нижней расправы, нижняго земскаго суда и совестнаго суда, не считаются в классах и проч. Заседатели верьхней и нижней расправы, нижняго земскаго суда, и совестнаго суда сельские заседатели не считаются ни против которого класса, но пока в должности пребывают, то без суда да не коснется до них наказание ни от кого; по прошествии же срока да почтутся они перьвыми в селениях своих между их равными.
Глава III Порядок определения в должности
59. Наместник, правитель, порутчик правителя определяется отимператорского величества. Государев наместник, или генерал губернатор, правитель, или губернатор, порутчик правителя, или виц губернатор определяются от императорского величества. 60. Председателей палат и верьхняго земскаго суда. Сенат избирая, докладывает императорскому величеству. Председателей палат, председателей верьхняго земскаго суда, Сенат, избирая достойных людей на каждое порожнее место по два, внесет о том доклад к императорскому величеству, и ожидает повеления. 61. В правление и в палаты советников и ассессоров определяет Сенат. В наместническое правление и в палаты советники и ассессоры определяются Сенатом. 62. Экономии директор, губернской казначей, оба председателя губернского магистрата, оба председателя верьхней расправы определяются по представлению губернского правления Сенатом. Экономии директор, губернской казначей, перьвый и вторый пред­седатель губернского магистрата, перьвый и вторый председатель верьх­ней расправы определяются по представлению наместнического прав­ления из достойных людей Сенатом. 63. Судья совестного суда наместничества выбирается судебными местами, и определяется генерал губернатором. В судьи совестного суда наместничества определяется выбором каждого судебного места той губернии, один к тому способный, совестный, разсудительный, справедливый и безпорочный человек, которого всякое судебное место особо представляет государеву наместнику, и сей из тех представленных определяет одного быть судьею совестного суда того наместничества. 64. Уездный предводитель дворянства выбирается дворянством. Уездный предводитель выбирается дворянством чрез всякие три года по балам.
Глава IV О должности государева наместника
81. Должность генерал губернатора. Должность государева наместника, или генерал губернатора есть следующая: строгое и точное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест и людей о исполнении законов и определеннаго их звания и должностей: но без суда да не накажет никого; преступников законов и должностей да отошлет, куда по узаконениям следует для суда, ибо 82. Государев наместник не есть судья, но оберегатель законов и проч. Государев наместник не есть судья, но оберегатель императорскаго величества изданного узаконения, ходатай за пользу общую и государеву, заступник утесненных и побудитель безгласных дел. Словом сказать, нося имя государева наместника, должен он показать в поступках своих доброхотство, любовь и соболезнование к народу. 83. Благоустройство и законное удовольствие каждого от его попечения зависят. Благоустройство в наместничестве, споспешествование в исполнении законов и способ к удовольствию каждого законным образом от попечения генерал губернатора зависят. 84. Пресечение роскоши разорительной и жестокостей. Как государеву наместнику благочиние, или полиция градская и сельская подчинены, то он имеет пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче роскошь безмерную и разорительную, обуздывать излишества, безпутства, мотовство, тиранство и жестокости. 85. О истреблении волокит по делам.            Государев наместник долженствует вступаться за всякого, кого по делам волочат, и принуждать судебныя места своего наместничества, решить такое то дело, но отнюд не мешается в производство онаго; ибо он есть яко хозяин своей губернии, а не судья. 86. В случае несправедливого решения о пересылке дел в Сенат и к императорскому величеству. Естьлиб в судебном месте определено было что несправедливо, то государев наместник может остановить исполнение, и доносить Сенату, а о времени не терпящих делах и императорскому величеству. Сие наипаче касается до дел уголовных в присуждении к отнятию у кого жизни или чести, и по таким делам исполнение и вовсе быть не должно не донеся генерал губернатору. 91. О заседании государева наместника в Сенате. Государев наместник, или генерал губернатор, когда приедет в столицу, заседает в Сенате в общем собрании, и в том департаменте, где ведомы дела его ведомства, и в оном бывает он ходатаем по делам вверенного ему наместничества, и имеет голос, так как и прочие заседающие в Сенате.
Глава V О должности губернскаго, или наместническаго правления
94. О председателе и заседателях наместнического правления. Генерал губернатор есть председатель правления, с ним заседает губернатор с двумя губернскими советниками; когда же генерал губернатор и губернатор вне губернии бывают, тогда виц губернатор заступает место губернатора. 95. Власть наместнического правления. Правление наместническое есть то место, которое управляет в силу законов именем императорского величества всею губерниею, обнародывает и объявляет по всюды в подчиненных оному областях законы, указы, учреждения, повеления и приказания императорского величества, и выходящия из Сената и из прочих государственных мест на то власть имеющих. 96. Должность наместнического правления. Наместническое правление бдение свое прилежно простирает, дабы законы были везде исполняемы, взыскание чинит со всех непослушных. 102. О правителе, или губернаторе. Во время отлучки из наместничества государева наместника, правитель или губернатор отправляет свою должность по данным губернаторам наказам, и отправляет переписку с прилежащими к его губернии соседними внутренними и внешними провинциями. О пограничных же переписках губернатор, так как и генерал губернатор уведомляет Коллегию иностранных дел. 103. О советниках губернского правления. Два советника определяются в губернское правление для вспоможения губернатору. Они разсуждением своим уважают дело, и по том исполняют положения губернаторския. Буде же случится, что губернаторския приказания не соответствуют пользе общей, или службе императорского величества, или нарушают узаконения, и губернатора разсуждениями от того отвратить им не можно, тогда советники долженствуют внести в правление письменно свое мнение, и генерала губернатора и Сенат о том уведомить; но приказаний губернаторских отменить не могут, и по оным исполнять обязаны. 104. О губернском прокуроре и о стряпчих. Наместническое правление имеет губернскаго прокурора, губернскаго стряпчаго казенных дел, и губернскаго стряпчаго уголовных дел. Сии стряпчие приносят свои жалобы в наместническое правление по их должностям, и буде жалоба уважения достойна, тогда губернатор прикажет им жалобу производить, где по существу дела надлежит.
Глава IX О должности казенной палаты.
121. О сочинении погодно реэстров о доходах, и о доставлении сведения о доходах и расходах государственному казначею.         Казенная палата сочиняет погодно верный реэстр о доходах каждого уезда той губернии, и старается, дабы сии реэстры были исправны и точны, и доставляет все сведение о доходах и расходах той губернии к государственному казначею. 123. Казенная палата получает от уездного казначея ведомости. 1. О собрании доходов. 2. О недоимках. 3. О употреблении доходов. 4. О остатке за штатным расходом. 5. О хранении денежной казны. 6. О целости денег. Казенная палата в разсуждении доходов и расходов каждого уезда получает от уездных казначеев следующия ведомости: 1 е. все ли казенные доходы собраны, или 2 е. за чем доход не собран, 3 е. куда доходы употреблены, 4 е. естьли за штатным расходом остаток, 5 е. где те остатки и 6 е. все ли на лицо и таковою ли монетою, каковою в приход вступили.
Глава X О палатах вообще
124. Палаты решат по законам. Палаты да не решат инако, как в силу государственных узаконений. 125. Палата посылает указы в подчиненныя ей места.       Палата да не пошлет указы токмо в подчиненныя ей места. 126. Палатския решения объявляются при открытых дверях. Палатския решения не инако объявляются, как прочтением при открытых дверях решительного определения той палаты.
Глава XI О должности уезднаго казначея
134. О определении уезднаго казначея. В каждом уезде определяется по одному казначею. 135. Должность уезднаго казначея. Уездный казначей имеет в ведомстве своем казенные сборы того уезда, и уведомляет о приходе и расходе денег казенную палату той губернии, то есть, 1. все ли казенные доходы того уезда собраны, или 2. за чем не собраны и с кого, 3.куда доходы употреблены, 4. есть ли доходы в остатке за штатным расходом, 5.где те остатки хранятся и 6. все ли на лицо и таковою ли монетою, каковою в приход вступили. 136. Уездный казначей не собирает денег, и не распоряжает доходами, но ведет щеты и бережет деньги. Уездный казначей не имеет власти сам собирать ни распоряжать казенными доходами; но он есть хранитель тех денег, кои в казну приносятся, и ведет порядочныя приходный и расходныя книги.
Глава XII О зборе с народа и о доходах императорскаго величества
138. Казенные денежные сборы следуют к уездному казначею, хлеб же и сено в магазейны. Всякий род сбора законами установленный с каждого уезда, буде денежный, да отдастся в кладовыя уезднаго казначея теми самими, кому сбор платить следует, или их поверенными в указанный срок; буде хлеб или сено, да отдадут в магазейны императорского величества. 139. По окончании срока сбора казначей по силе 123 статьи посылает ведомости в казенную палату и реэстр о не доимках в нижний земский суд для взыскания. По окончании срока сбора уездный казначей долженствует уведомить казенную палату, как о том в 123 статье предписано. О недоимках же посылает реэстр в нижний земский суд для взыскания. 140. Казенная палата по окончании срока сбора сочиняет два реэстра, перьвый о исправном сборе, вторый о недоимках, и посылает оные в наместническое правление, откуда чинится приказание о взыскании. Казенная палата по прошествии всякого срока сбора из ведомостей уездных казначеев сочинить имеет два реэстра, в перьвый вносит перечень по уездам исправных, а во вторый перечень же неисправных плательщиков, и буде есть, и не доимку каждого уезда. Оба реэстра посылает казенная палата в наместническое правление, откуда по второму реэстру о недоимках посылают не мешкав в нижний земский суд приказание о взыскании. 141. Нижний земский суд о недоимках посылает приказание к неисправным плательщикам о взносе недоимок и расписок о приеме в четыренедельный срок. По получении реэстра о недоимках, нижний земский суд посылает в недоимочное место неисправным плательщикам приказание, чтобы в четыренедельный срок недоимочный сбор был внесен, куда надлежит, и данныя им расписки о приеме к суду представлены были. 142. О взыскании недоимок на месте после четыренедельною срока. Буде же в четыренедельный срок не внесутся недоимки, и расписки о приеме к суду представлены не будут, тогда земский исправник сам должен ехать в то место, где учинилась недоимка, и оную собирать. 143. Земский исправник имеет власть напоминать уездному казначею о исполнении его должности.            Буде же уездный казначей станет мешкать в приеме сбора, или в отдаче расписок о приеме, и на него в том жалоба будет нижнему земскому суду, тогда земский исправник должен казначею напомнить о исполнении его должности, и о том уведомить казенную палату, дабы не исправные по мере их вины и воздаяние получить могли.
Глава XIII О хранении денежной казны императорскаго величества
158. Подтверждается иметь реэстры о приходах, и приходныя и расходныя книги содержать по законам. Подтверждаем, чтоб вступающим деньгам иметь исправные реэстры, и приходныя и расходныя книги содержать по законам. 159. Держать кладовую дневную записку, и что в нее вносить. Повелеваем при всякой денежной кладовой содержать кладовую дневную записку, и в оной записывать не токмо в какой день, месяц и год, сколько денег положено и вынуто, и при ком именно, но и когда кто и за чем в кладовую входил. 160. О месячном свидетельстве казны и о репорте куда надлежит. Повелеваем при окончании каждого месяца не токмо по приходным и расходным книгам, но и по реэстру и по кладовой дневной записке свидетельствовать денежную казну. Казначеи же репортовать имеют в губернскую казенную палату, все ли деньги на лицо в кладовой, или буде чего не достает, то по каким обстоятельствам. 161. По окончании полугода присылать счеты в казенную палату. Повелеваем по окончании каждого полугода присылать счеты для ревизованы в казенную палату той губернии.
Глава XIV О должности верьхняго земскаго суда
181. Члены верьхняго земскаго суда докладывают по жребию. Когда в верьхний земский суд в тяжбах от истца и ответчика все утверждающая правости их грамоты, или словесныя доказательства на бумаге написанныя поданы и от них преданы властному решению верьхняго земскаго суда, (то же и по уголовным делам) тогда не исключая председателя, заседатели того департамента, в котором дело гласно, жребий кидают между собою, кому из них достанется по сему делу докладывать собранию. 182. По окончании доклада приступают ко мнению. По окончании доклада, когда судии совершенно поняли как существо, так и обстоятельства предлагаемого им дела, по достаточному уважению и зрелому испытанию околичностей, без медления приступают к решению, и начнутся мнения. 184. Как поступать в случае разделения голосов судейских. Понеже всякое решение дела не инако да учинится, как точно в силу узаконений и по словам закона, и следовательно бы в решении разногласия быть не долженствовало; но буде где при решении паче чаяния разделение голосов судейских в гражданском деле окажется, то постановляется во 1. Что большинство голосов дело решит. 2. Буде голоса разделены наровно, тогда голос председателя дает перевес. 3. Разногласие да внесется в особенный протокол, который не инако откроют, как тогда, когда дело потребуется для ревизии в палату. 185. О трех сроках заседания каждого года. Верьхний земский суд заседание свое имеет всякий год трижды, выключая воскресные и табельные дни, перьвое от 8 числа генваря до страстной недели, второе после Троицына дни до 27 июня, а третие от 2 октября до 18 декабря. 186. Верьхний земский суд начинает срок заседания прочтением реэстра делам. При открытии всякого срока заседания, верьхний земский суд во перьвых прочтет реэстр делам к его решению подлежащим. 187. Порядок решению дел. К решению же возьмут в гражданском департаменте после казенных и общественных дел, дела по нижеследующему порядку: 1. Дела должников для безопасности заимодавцев. 2. Дела о контрактах и о купчих. 3. Дела о недвижимых имениях. 4. Дела тяжебныя людей живущих от верьхняго земскаго суда в дальнем разстоянии. 5. По том прочие споры по разсмотрению судей. 6. На конец пространныя дела, и буде возможно, то верьхний земский суд до разъезда своего из судебного места очистит решением реэстр так, чтоб ни единое дело не осталось. 190. Во время распущения верьхняго земскаго суда остается по два члена в каждом департаменте. Когда верьхний земский суд не в собрании, тогда заседают по месячно по два члена в каждом департаменте, кои ни решить дела, ни обнародований ни каких делать не могут, но резолюции временный, а не решительный по текущим делам дать могут. 192. О прокуроре и стряпчих. При верьхнем земском суде находятся. Прокурор. Стряпчей казенных дел. Стряпчей уголовных дел.
Глава XXV О приказе общественнаго призрения и его должности
379. О присутствующих. В приказе общественного призрения председает губернатор сам, и заседают два заседателя верьхняго земскаго суда, два заседателя губернского магистрата, да два заседателя верьхней расправы. 383. О верных и точных приходных и расходных книгах. Приказ общественного призрения ведет весьма верныя и точныя приходный книги о всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание которого установления сколько по годно расходится, сочиняет по годно особливыя расходныя исправныя книги, кои отсылаются для ревизии в казенную палату всякий раз, когда о том от государева наместника прислано будет повеление. 393. О сроке заседания приказа общественного призрения. Приказ общественного призрения имеет один срок заседания в году, а именно от 8 генваря до страстной недели.
Глава XXVII О прокурорской и стряпческой должности
404. О должности вообще губернского прокурора и губернских стряпчих. Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка законами определенного, и в производстве и отправлении самых дел. Они сохраняют целость власти, установлений и интереса императорского величества, наблюдают чтоб запрещенных сборов с народа ни кто не собирал, и долг имеют истреблять по всюды зловредные взятки. 405. Должность губернского прокурора 1. Что губернскому прокурору наблюдать при получении новых узаконений. Когда присланы будут новые общия узаконения, или учреждения, или указы в губернию, или наместничество, тогда для записания в книгу законов, учреждений и указов, губернское правление и палаты выслушивают на перед заключения губернского прокурора, сей предложит им тогда новоизданный закон, учреждение или указ, с каким узаконением сходен, или каким узаконениям противен, или в отмену, или в поправление, или дополнение которых. 2. Как губернский прокурор злопотребления противныя узаконениям долженствует отвращать. Буде губернский прокурор где усмотрит злоупотребления противныя законам, учреждениям или указам, то долженствует о том [прилично по тому случаю] напамятовать, и уведомить наместническое правление и генерал прокурора, дабы злоупотребление поправлено было. 3. При начатии срока, губернский прокурор велит рочесть для возобновления в памяти приличныя статьи узаконений. При начатии срочного заседания, губернский прокурор велит прочесть те статьи из законов, учреждений, или указов, о коих мнит, что нужно возобновить в памяти для наивящшаго соблюдения в силу присяги, порядка и правосудия в присутственных местах, но чтение таковое да не продолжится более получаса. 4. Десять статей, о коих губернский прокурор долженствует доносить наместническому правлению. Губернский прокурор долженствует доносить наместническому правлению все то, что до сведения его дойдет, касательно до губернскаго правления обязанности, а именно 1. о не точном где в судебном месте исполнении законов, учреждений и указов, 2. буде где в наместничестве есть непослушание, или ропот, 3. о ленивых в исполнении должности, 4. о медлении в исполнении повелений, 5. о медлении по делам в производстве, 6. о нарушении правил благочиния и о всяком причиняющемся многим соблазне, законам противном поступке, вине, или преступлении, 7. о запрещенной торговле, или о помешательстве законам противном дозволенной торговле, 8. о нарушении общей тишины, 9. о нарушении в верности присяги, 10. о казенном и общественном ущербе. 5. Губернский прокурор смотрит, чтоб власть одному месту порученная не переходила в другое, и как ему поступать в случае медления в исполнении. Губернский прокурор прележно смотрит, чтоб в наместничестве одно место не присвояло себе власти и отправления дел учреждениями другому месту порученных, и чтоб дела вершились, а вершенныя дела скоро и безостановочно самым делом по решении исполнены были; и для того губернский прокурор должен спрашивать весьма часто, исполнено ли [в такое время, в которое начало и совершенство онаго дела исполнено быть может] и буде не исполнено за чем, то губернский прокурор напоминать должен о исполнении, и за тем в случае медления поступать, как в 4 пункте предписано. 1. Буде случится сомнение, до которого места дело надлежит, или о узаконении, то выслушивать заключения губернского прокурора и проч. Буде случится дело такого существа, что из онаго родится сомнение, или запрос в которое место, или до какого места производство надлежит или во всяком ином деле, где у судей родиться может о узаконении сомнение, то сообщается то дело губернскому прокурору, и выслушивают его заключения прежде решения, и по том решать дело. Подобныя же заключения губернский прокурор обязан сообщать генерал прокурору, и от него принимать поправления, дабы по всюды одинокое понятие принимали о общих установлениях. 2. Буде которое дело случится и частное и общественное, или частное и до казенного интереса касается, то выслушивают заключение губернского прокурора. Буде случится дело такого существа, что оно вместе и частное и общественное, или частное, но касается и до казенног интереса, то сообщится губернскому прокурору, и выслушивают его заключение прежде решения. 8. Оба губернские стряпчие даются губернскому прокурору для совета. Губернскому прокурору для совета определяются губернской стряп­чей уголовных дел, и губернской стряпчей казенных дел, и почитается, что они все трое едиными устами говорят. 9. Губернскому прокурору и стряпчим ни кто речи не перебивает. Губернскому прокурору, или губернским стряпчим ни кто да не перебивает речь, но терпеливо и в молчании да выслушивают их заключения и предложения по должности. 10. Губернское правление и палаты посредством прокурора и стряпчих сносятся и проч. Наместническое правление и палаты посредством губернскаго прокурора и губернских стряпчих сносятсясообщениями, и для того губернский прокурор и губернские стряпчие во всякое время входят как в наместническое правление, так и в палаты. 11. Губернскому прокурору подчинены прочие прокуроры и стряпчие и проч. Губернскому прокурору подчинены как прочие прокуроры, так и стряпчие того наместничества, и он должен принимать от них доношения, и об оных предлагать, где надлежит. 12. Губернский прокурор, будучи око генерал прокурора, повинен доносить ему о неисправлении кем должности. Буде губернский прокурор усмотрит за кем не исправление должности, то повинен доносить о том не токмо генерал губернатору, но и генерал прокурору; ибо во всех делах губернский прокурор есть око генерал прокурора. 13. Губернский прокурор попечение имеет о содержащихся под стражею людях. Губернский прокурор попечение имеет о прокормлении под стражею содержащихся, и чтоб дела сих людей скорее решение получили, и они бы скорее отправлены, или выпущены были; и для того губернский прокурор должен ходить чаще по тюрьмам по крайней мере единожды в неделю, а именно по пятницам после обеда, дабы посмотреть состояние в тюрьме содержащихся, и доходит ли до них все то, что им определено, и содержат ли их сходственно их состоянию и человеколюбию. 406. Должность губернскаго стряпчаго казенных дел и губернскаго стряпчаго уголовных дел 1. Губернские стряпчие служат губернскому прокурору советом, и именем его предлагают заключения. Губернский стряпчей казенных дел, и губернский стряпчей уголовных дел, как в 8 пункте должности губернского прокурора предписано, для того определяются, чтоб губернскому прокурору служить советом в случающихся делах его должности, и чтоб вместо губернского прокурора и именем его предлагать заключения в палатах. 2. В случаях сомнения губернские стряпчие советуют с губернским прокурором, буде же все трое не одного мнения, то голос губернскаго прокурора перевес дает. В случаях сомнения, до которого места дело надлежит, или в сомнении о узаконениях, о которых в 6 пункте должности губернского прокурора упомянуто, губернский прокурор и губернские стряпчие посоветовав между собою, общим мнением решат сомнение; буде же все трое не одного мнения, то губернского прокурора голос перевес дает тому мнению стряпчаго, к которому он пристанет. 3. О предметах стряпческой должности и проч. Губернских стряпчих должность есть 1. дать заключения сходственныя с сохранением общаго законами установленного порядка, 2. производить жалобу, не смотря на лицы, яко истцу: губернскому стряпчему казенных дел по казенным делам и по делам нарушающим общий порядок, или противным власти и присяжной должности; губернский же стряпчей уголовных дел производит жалобу яко истец, по уголовным винам и преступлениям нарушающим законы, всякий раз там, где истца нет, но доказательства имеет, истцами же губернские стряпчие не инако бывают, как донеся о том на перед наместническому правлению, и показывая оному по делу тому свои доказательства, и получая от наместнического правления дозволение. 4. Губернские стряпчие имеют право требовать сообщения всякого дела в их должность входящего. В разсуждении порученной должности, губернские стряпчие право имеют требовать в том месте, где они определены, сообщения всякого дела касающагося до их должности, как например: дела касающияся до казенного интереса, или ущерба, в спорах о землях, казенный земли и права они защищать долженствуют, дела нарушающих общий порядок, или противныя власти и должности, дела касающиеся до запрещенного сбора с народа, или зловредные взятки, дела касающияся до общества, дела малолетных, кои опекунов не имеют и прочия сему подобныя в должность их входящия или касающияся до оной, отнюдь не входя однако в дела между частными людьми, не касающияся до вышеписаннаго в сем пункте. 5. Губернские стряпчие по сообщенным делам и по делам, в коих они по должности своей истцами, какия права имеют. По сообщенным делам, или когда которой губернский стряпчей сделался истцом, тогда по свойству дела он право имеет предложить суду, и требовать или личной присылки к суду ответчика, или его поверенного, или представления ответчикам на место в присутствие, или судебного повеления, посадить ответчика под стражу, буде преступление такого рода, что законы сие повелевают, или наложения пени, или учинения выговора, или иных судебных приговоров по свойству дела: одним словом, губернские стряпчие право имеют по делам их должности производить в судебном месте, где они определены, жалобу, прозьбу, просить следствия по производству дела, и до сочинения приговора предложить, чего в производстве не достает, переносить решеное дело из нижних судов в верьхние, смотреть и бдение иметь о сохранении порядка каждому месту предписанного, и чтобы истцы и ответчики надлежащее к суду и судьям почтение сохраняли, чтоб присутственныя места собирались в свое время и заселения имели в повеленное время, в случае же подозрения по делу на которого заседателя, буде сам не удержится от присутствия, они ему о том прилично напоминать могут, чтоб пени в надлежащее время взысканья были, а они сами за всякое упущение подлежат двойному денежному взысканию, они же мирят споры и ссоры могущий произойти как между судей, так и между тяжущимися, когда о том дойдет до них требование. 6. Губернские стряпчие как поступать имеют в тяжебных и уголовных делах в разсуждении губернскаго прокурора. В тяжебных делах губернский стряпчей может производить дело и без согласия губернскаго прокурора, выслушивая однако же его заключение. В уголовных же делах и в интересных губернский прокурор письменно даст свои заключения, по коим губернские стряпчие поступать должны. 7. Губернским стряпчим запрещается по делам до их должностей надлежащим подавать советы, кому бы то ни было, или быть за кого хожатыми. Губернским стряпчим запрещается по делам до их должностей и до казенного интереса касающимся подавать советы, кому бы то ни было, или вместо кого быть хожатыми. 8. Губернский стряпчей уголовных дел когда представить имеет свои заключения по начатому делу и когда ему представить донос, или доносителя. Губернский стряпчей уголовных дел когда увидит производство и вины ответчика, тогда тот час суду представит свои заключения; буде же суд оправдает ответчика, тогда губернский стряпчей под опасением потеряния своего места, обязан представить ответчику донос и доносителя, буде ответчик того требовать будет, дабы ясно и явно было, что губернский стряпчей уголовных дел не есть поклепатель невинности. 9. Губернский прокурор и стряпчие выходят во время решения дела из присутствия. Губернские стряпчие и губернский прокурор во время решения дела из присутствия выходят, судебныя же места решат все дела по точной силе и словам закона, не смотря ни на чьи требования, или предложения. 10. Губернские стряпчие один другого место заступает, и чему подлежат по гражданским и уголовным делам, буде кого поклеплют. Губернские стряпчие в случае нужды один другого место заступает, когда которого нет, за пустое же вчинание иска повинны они платить все протори и убытки, лишиться своих мест, и вытерпеть то наказание, под которое кого подвести старались, буде явится, что с умысла кого поклепали. 407. О должности прокуроров и стряпчих при верьхнем земском суде, губернском магистрате и верьхней расправе вообще Причины определения прокурора и стряпчих при верьхнем земском суде, губернском магистрате и верьхней расправе. Понеже для споспешествования правосудия, и для сохранения доброго законами установленного порядка в судебных местах, сколь в разсуждении судей, столь и в уважение истцов и ответчиков полезно есть, когда судебныя места снабдены нарочными людьми, коим предписано и коих долг есть быть взыскателями исполнения узаконений, наказания преступлению, а невинности защитою; и для того определяется в верьхнем земском суде прокурор, стряпчей казенных дел и стряпчей уголовных дел, в губернском магистрате прокурор, стряпчей казенных дел и стряпчей уголовных дел, в верьхней расправе прокурор, стряпчей казенных дел и стряпчей уголовных дел. 408. О должности прокурора при верьхнем земском суде, губернском магистрате и верьхней расправе. 1. Как верьхних судов прокуроры злоупотребления противныя узаконениям долженствуют отвращать. Буде которого из сих судов прокурор усмотрит злоупотребление противное законам, учреждениям, или указам, то долженствует о том [прилично по тому случаю] напамятовать, и уведомить губернского прокурора, дабы злоупотребление поправлено быть могло. 2. При начатии срока прокурор велит прочесть для возобновления в памяти прилинныя статьи узаконений. При начатии срочного заседания прокурор велит прочесть те статьи из законов, учреждений, или указов, о коих мнит, что нужно возобновить в памяти для наивящшаго соблюдения в силу присяги, порядка и правосудия в присутственных местах, но чтение таковое да не продолжится более получаса. 3. Десять статей, о коих прокурор долженствует доносить губернскому прокурору. Всякий прокурор долженствует доносить губернскому прокурору все то, что до сведения его дойдет, касательно до наместнического правления обязанности, а именно: того верьхняго суда, или губернского магистрата, или в подсудном ведомстве, 1. о не точном в судебном месте исполнении законов, учреждении и указов, 2. буде где есть непослушание, или ропот, 3. о

double arrow