Вопрос 3. Детерминанты экстремизма и меры по противодействию экстремистской деятельности

 

Единственной и универсальной детерминанты экстремизма не существует. Сочетание определенных групп детерминант (исторических, геополитических, социально-экономических, социокультурных, информационных) влечет за собой активизацию и эскалацию экстремистских воззрений в социуме.

К основным факторам, обуславливающим экстремизм относятся:

1. Следствием спада и кризиса всех отраслей производства в России явилась безработица, которая послужила причиной миграционных процессов в первую очередь из регионов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии.

2. Ряд СМИ работают на понижение духовно-нравственного уровня подростков, насаждая насилие, аморализм, примитивное потребительство.

3. Массовая культура внесла большой вклад в развитие предпосылок экстремизма в обществе (в первую очередь среди молодежи), распространяя скопированные не с лучших западных стандартов фильмы в жанре отечественной «чернухи», кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, стимулирующие у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике.

4. Условная мера наказания практически по всем уголовным делам экстремистской направленности лишает своевременной изоляции лиц, пропагандирующих экстремизм и, следовательно, затрудняет применение упреждающих и профилактических мер сотрудниками органов внутренних дел.

5. Отсутствие постоянно действующих специализированных экспертных учреждений (осуществляющих судебно-лингвистические экспертизы) приводит к затягиванию сроков проверки и расследования дела, а также невозможности проведения предварительного исследования материалов, собранных во время проведения участниками экстремистских движений акций протеста, митингов, шествий, печатной продукции с целью установления фактов предусмотренных ст.ст. 280, 282 УК РФ.

6. В соответствии со ст. 15 УК РФ, преступления экстремистского характера, предусмотренные ст.ст. 280, 282, 282.1, 282.2 отнесены к категории преступлений средней тяжести, что не позволяет проведение ряда ОРМ, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина.

7. В настоящее время сеть Интернет осталась за рамками правового регулирования, поскольку не отнесена законодателем к средствам массовой информации. По этой причине невозможно привлечь к ответственности физических лиц и организации за размещение на сайтах экстремистских материалов.

К иным факторам, обуславливающим существование экстремизма, следует отнести:

– основой возникновения экстремистских проявлений служат разного рода конфликты в социальной, экономической, политической и иных сферах общественных отношений;

– в процессе развития экстремистских проявлений происходят изменения природы социального обострения и его переход из одной сферы общественных отношений в другую, из нее - в третью и т. д. Например, длительная невыплата заработной платы (фактор материальный, экономический) способна породить акции гражданского неповиновения.

– существующая ранее эффективная система предупредительных мер была разрушена, авновь созданные российские спецслужбы и правоохранительные органы вынуждены самостоятельно, зачастую независимо друг от друга искать пути раннего предупреждения экстремистской деятельности.

Фундаментом общегосударственной системы мер профилактики экстремизма является стратегически ориентированная последовательная политика, имеющая целью оптимизацию общественных отношений в стране и исключающая возникновение острых антагонистических противоречий между народом и властью, отдельными слоями и группами населения, политическими движениями и партиями.

Правовыми основами деятельности по противодействию экстремизму являются следующие нормативные акты:

– Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

– Федеральный закон от 24 июля 2007 № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;

– Федеральный закон от 10 января 2003 года № 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»;

– Указ Президента РФ от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;

– Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

– Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 года № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

– Приказ МВД Российской Федерации № 1014 (ДСП) «Об утверждении Наставления по организации деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, осуществляющих в пределах компетенции выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений экстремистской направленности».  

– Приказ Минюста РФ от 22 июля 2009 года № 224 «Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма» и иные акты.

Нормы УК РФ, устанавливающие ответственность за экстремизм, работают не вполне эффективно, поэтому необходимо осуществление ряда по совершенствованию правовых основ противодействия экстремизму:

– рассмотреть вопрос о повышении верхнего предела уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.280, 282, 2821, 2822 УК РФ;

– необходимо снизить возраст уголовной ответственности за участие (членство) в экстремистском сообществе (в деятельности экстремистской организации) с 16 до 14 лет;

– предусмотреть уголовную ответственность за хранение материалов экстремистского толка с целью их распространения;

– следует дополнить УК РФ нормами, устанавливающими ответственность за вовлечение в экстремистские организации и сообщества.

– необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу противодействия политическому и религиозному экстремизму.

Основные направления борьбы с экстремизмом:

– осуществление общественного мониторинга экстремизма, его профилактика и нейтрализация на массовом, низовом уровне;

– формирование и укрепление идеологии, исключающей приоритеты какой-либо расы, нации, религии или социальной группы;

– разработка долговременной научно обоснованной программы, направленной на профилактику экстремизма в Российской Федерации;

– проведение профилактических мероприятий по предупреждению антиконституционной деятельности общественных и религиозных объединений, юридических и физических лиц;

– выявление и пресечение каналов финансирования экстремистских организаций различного толка;

– постановка на учет лиц, входящих в экстремистские организации;

– создание в системе государственных экспертных учреждений института судебной экспертизы по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями;

– совершенствованием банка данных экстремистского рода структур (численность, цели, задачи, руководители, вооружение, методы деятельности и т.п.);

– проведение мероприятий по выявлению, оперативному прикрытию, документированию, разобщению и нейтрализации общественных объединений и структур, религиозных центров и отдельных лиц, декларирующих идеи экстремизма, религиозного фанатизма (ваххабизма), национальной и расовой нетерпимости;

– укреплению диалога и взаимопонимания представителей молодежи разных национальностей;

– осуществление надзора за деятельностью исламских учебных заведений;

– повышение уровня координации деятельности государственных и иных структур различного уровня по противодействию политическому, национальному и религиозному экстремизму;

– противодействие распространению информации и литературы, экстремистских материалов, направленных на разжигание межконфессиональных конфликтов;

– создание Всероссийской комиссии по нравственной и правовой оценке зарубежной кино и видеопродукции, печатных изданий экстремистской направленности;

– просвещение граждан по вопросам культурного и конфессионального многообразия и единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом.

Противодействие экстремизму основывается на следующих принципах:

– признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

– законность;

– гласность;

– приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

– приоритет мер, направленных на предупреждение экстремизма;

– сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

– неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Заключение

Противодействие экстремизму в современный период требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных эффективных мер и согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение его проявлений в любых формах.


Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие экстремизма.

2. В чем состоит общественная опасность экстремизма?

3. Каковы особенности личности экстремиста?

4. Каковы основные причины современного терроризма?

5. Раскройте содержание основных мер предупреждения экстремизма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: