Этика бизнеса и деловой протокол
Подготовила студентка 1 курса, ф. МЭО-МЭО, 10 ак. группа - Хаджи Энна Гулам Сарвар
Преподаватель - Мягков Валентин Юрьевич
Понятие этикета и виды этикета
Термин «этикет» (с фр. – l'etiquette) – это форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Правила этикета носят универсальный, международный характер, хотя этикет каждой страны может иметь свои существенные особенности, обусловленные историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.
Особенностью этикета является сочетание формальных правил поведения в заранее определённых ситуациях со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания.
Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достичь взаимопонимания, формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.
|
|
Различают несколько видов этикета:
1.Придворный этикет – строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов и в светском обществе стран с монархической формой правления.
2.Воинский этикет – свод общепринятых правил в армейской жизни, манеры поведения военнослужащих во всех сферах их жизни.
3.Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных, дипломатических мероприятиях (приёмы, визиты, презентации, переговоры и т.д.).
4.Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в общении между собой частными лицами данного общества.
5. Деловой этикет.
Большинство правил общегражданского и делового этикета совпадают. Однако строгому соблюдению правил этикета в деловом мире придаётся большое значение.
Естественно, что хорошее значение и выполнение норм этикета формируют положительный имидж, а игнорирование правил этикета вызывает отрицательное отношение к деловому человеку. От имиджа во многом зависят стремление и желание иметь дело, сотрудничать с тем или иным деловым человеком, фирмой.
Правила приветствия в деловом этикете
Согласно общим правилам вежливости, первым приветствует:
- мужчина - женщину;
- младший - старшего;
- проходящий - стоящего;
- опаздывающий - ожидающего;
- входящий - находящихся в помещении.
Эти нормы, конечно, сохраняются и в деловом этикете, однако деловая сфера вносит свои поправки: здесь пол и возраст, как критерии того, кто кого должен приветствовать первым, отступают на второй план, а на первый план выступает должность.
|
|
Например, секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину), стоящие и беседующие возле дверей высшего учебного заведения студенты первыми приветствуют проходящего мимо ректора и т.п., т.е. на первом месте должность: нижестоящий по должности первым приветствует вышестоящего. Однако и здесь могут быть отступления от правил: например, молодой генеральный директор (мужчина), если он хорошо воспитан, не станет дожидаться приветствия от своего заместителя по финансовым вопросам (женщины), а поздоровается с ней первым, хотя она ниже его по должностному рангу.
Вообще, стоит заметить, что нет строгих правил того, кому с кем следует здороваться первым; обычно в повседневной деловой практике первым здоровается тот, кто первым другого увидел - если нет уж слишком большой разницы и в должностном ранге, и в возрасте.
Приветствуя женщину или старшего по должности или возрасту, мужчина обычно встает - это предписывает светский этикет. Деловой этикет и тут вносит свои поправки: женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника (сотрудницу) вставая, - если входящий значительно выше по должности. То есть в данном случае не важно, кто приветствует - мужчина или женщина, и не важно, кого приветствует - мужчину или женщину; важно другое - лицо нижестоящее приветствует лицо вышестоящее вставанием.
Правила представления
Согласно деловому этикету представить кого-либо - значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.
Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами.
Назвав имя представляемого, следует назвать и того, кому представляем.
Если первое лицо (президент компании, директор, ведущий собрание или совещание) хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен это сделать следующим образом: идет навстречу вновь прибывшему, они обмениваются рукопожатием, после чего президент (директор и пр.) говорит присутствующим: "Позвольте вам представить - господин Сергеев". Новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь прибывший этого не делает, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить четко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать.
При большой разнице в служебном положении представление проходит так: представляющий говорит: "Господин директор, позвольте Вам представить нашего нового молодого сотрудника в отделе рекламы - Сергея Кузнецова".
Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебному положению, может воспользоваться формулировкой: "Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги", не акцентируя внимание на том, кто кому представлен.
После представления, для подтверждения знакомства, обычно принято обменяться несколькими любезными общими фразами, или непродолжительно побеседовать. Инициатива при этом - у женщины или лица более высокой должности, т.е. у того, кому представляли. Однако, если фразы, произносимые при представлении, носят отчетливо "верноподданнический" характер, их может произнести и тот, кого представляли.
Бывают случаи, когда представляющее лицо отсутствует. Следует просто сказать: "Мы с Вами не знакомы, хотя и сидим уже час на этом совещании; позвольте представиться" (или: "Не возражаете, если мы с Вами познакомимся?"). Далее - обмен визитными карточками.
Правила обращения
Не обращаются по имени:
|
|
- к человеку, который старше вас по возрасту;
- к высокопоставленному чиновнику;
- к своему начальнику, если это не служебная традиция.
Согласно этикета обращения, если старший по возрасту или положению просит называть его просто Володей или Вилли, не следует возражать: отказ означает неуважение к дружескому жесту, желанию установить более теплые отношения В отношениях начальника с подчиненными такое панибратство может привести к падению дисциплины и авторитета руководителя, а настойчивость почтенного пожилого человека, предлагающего подростку называть его просто по имени, ставит их в неловкое положение, а его самого — в несколько смешное.
К друзьям родителей следует обращаться по имени и отчеству (в нашей стране), в большинстве стран употребляется обращение «господин + фамилия», например: «Господин Джонсон». Это обращение становится необязательным, если взрослые предлагают детям называть их, скажем, «дядя Сережа», «Таня», «Джимми» или как-нибудь еще в этом роде.