Учебной дисциплины «Философия и методология науки»

№ п/п

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятий

Литература

Форма контроля знаний

Лекции Семинары СР
  Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации 20 26 18      
1.1. Статус и предназначение философии в жизни общества 1. Социальный статус философии, ее роль в развитии общества и функции в современном научном познании. 2. Многомерность феномена философии. Типы философского мышления. 3. Природа философских проблем, проблема научности философских основ исследования. 4. Основые исследовательские стратегии постклассической философии. 2 4 2 Дидактические материалы к теме 1.1 Литература к теме 1 Текущая, семинарская
1.2. Философское осмысление проблемы бытия. 1. Проблема субстанциональности бытия и ее философские решения. 2. Онтология об основных формах бытия и их взаимосвязи. 3. Бытие и материя. Современная наука о структуре и фундаментальных свойствах материи. 4. Пространственно-временная организация материального мира. 5. Онтологический аспект научного исследования: основные методологические требования. 2 2 2 Дидактические материалы к теме 1.2 Литература к теме 1.2 Текущая, семинарская, контроль самостоятельной работы
1.3. Философия глобального эволюцианизма. 1. Проблема процессуальности бытия. Материя и движение. 2. Диалектика как философская теория развития. 3. Диалектические законы развития и фундаментальных взаимодействий сущего. 4. Синергетика эволюционных процессов. 5. Актуальные проблемы развития современной научной картины мира. 6. Философия глобального эволюционизма как элемент методологического и эвристического потенциала исследователя. 4 4 2 Дидактические материалы к теме 1.3 Литература к теме 1.3 Текущая, семинарская, контроль самостоятельной работы
1.4. Проблема сознания (мышления). 1. Сознание как предмет философского осмысления, подходы и традиции в исследовании феномена сознания. 2. Философия и когнитивные науки о многомерности, структуре и функциях сознания. 3. Сознание и интеллект. Классическая рациональность об организации мыслительного процесса. 4. Сознание, язык, коммуникация.   2 4 2 Дидактические материалы к теме 1.4 Литература к теме 1.4 Текущая, семинарская
1.5. Познавательный процесс и аксиология его результатов. 1. Онтологические основания теории познания. 2. Диалектика познавательного процесса. 3. Творческий характер познания-исследования. 4. Понимание и интерпретация в рациональной рефлексии. 5. Истина и ее критерии. Истинность и ценность. 2 4 2 Дидактические материалы к теме 1.5 Литература к теме 1.5 Текущая, семинарская
1.6. Проблема человека в философии. 1. Философская антропология о многомерности феномена человека, его сущности и основах бытия в мире. 2. Феномен субъективности, экзистенциального и творческого опыта личности. 3. Свобода и ответственность как условия разумного бытия и факторы творческой деятельности человека. 4. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. 5. Человек в системе социальных коммуникаций.   2 2 2 Дидактические материалы к теме 1.6 Литература к теме 1.6 Текущая, семинарская, контроль самостоятельной работы
1.7. Социальная реальность. Общество как развивающаяся система. 1. Понятие социальной реальности, основные стратегии ее исследования в современной философии. 2. Общество как системный объект философского познания. 3. Базовые факторы социальной эволюции. Основные проблемы социальной динамики. 4. Вариативность в общественном развитии, выбор путей развития общества. 2 2 2 Дидактические материалы к теме 1.7 Литература к теме 1.7 Текущая, семинарская, контроль самостоятельной работы
1.8. Развитие общества как цивилизационный процесс. 1. Понятие и типы цивилизации в истории общества. 2. Формационная и цивилизационная парадигмы в философском анализе истории. 3. Основные концепции и критерии социального прогресса. 4. Феномен глобализации и цивилизационный выбор будущего. 5. Историческое самоопределение Беларуси и основные векторы развития современного белорусского общества. 2 2 2 Дидактические материалы к теме 1.8 Литература к теме 1.8 Текущая, семинарская, контроль самостоятельной работы
1.9. Философия культуры. 1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. 2. Культура и духовная жизнь общества. Формы духовного освоения реальности. 3. Общественное сознание и духовная жизнь общества. 4. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса, новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества. 2 2 2 Дидактические материалы к теме 1.9 Литература к теме 1.9 Текущая, семинарская, контроль самостоятельной работы
  Раздел II. Философско-методологический анализ науки 16 18 6      
2.1. Наука как феномен культуры и форма познания. 1. Понятие науки. Проблемное поле философии науки. 2. Качественные этапы исторического развития науки и обусловливаемые ею типы цивилизационного развития. 3. Специфика научного познания. Типы научной рациональности. 4. Предпосылки становления современной науки, ее функции в индустриальном и постиндустриальном обществе. 4 4 1 Дидактические материалы к теме 2.1 Литература к теме 2.1 Текущая, семинарская
2.2. Структура и динамика научного познания. 1. Метатеоретические основания науки. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания их единство, специфика, гносеологические функции. 3. Понятие и функции научной теории, методологические требования к ее организации. 4. Формы развития научного знания. 5. Диалектика развития науки, системная природа научного прогресса.   4 6 2 Дидактические материалы к теме 2.2 Литература к теме 2.2 Текущая, семинарская
2.3. Методологический инструментарий современной науки. 1. Метод и методология. Многоуровневая концепция методологического знания. 2. Философско-методологическая база научного исследования, важнейшие принципы ее организации. 3. Диалектическая логика как методология научного познания. 4. Обоснование результатов исследования. 5. Методы систематизации научных знаний. 6. Язык науки. Объектный язык и метаязык научного исследования. 6 4 2 Дидактические материалы к теме 2.3 Литература к теме 2.3 Текущая, семинарская
2.4. Наука как социальный институт. 1. Эволюция организационных форм науки и ее современные организационные формы в Республике Беларусь. 2. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Феномен социального заказа НИОКР. 3. Научное сообщество и школы в науке, формы коммуникации в науке. 4. Социальная регуляция научно-исследовательской деятельности, статус ученого в современном обществе.   2 4 1 Дидактические материалы к теме 2.4 Литература к теме 2.4 Текущая, семинарская
  Раздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки. Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания 8 8 4      
3.1. Философия социально-гуманитарного познания 1. Специфика социально-гуманитарного познания. 2. Основные традиции и методологическая направленность социогуманитарного познания (методологический индивидуализм, диалогизм, универсализм, редукционизм, натурализм, этноцентризм, историцизм, психологизм, социологизм, объективизм в обществознании). 3. Принципы материалистического понимания и исследования социогуманитарных проблем. 4. Проблема истины в социогуманитарном познании (исследовании). Истина и ценность, истина и правда. 4 4 2 Дидактические материалы к теме 3.1 Литература к теме 3.1 Текущая, семинарская
3.2. Лингвистические науки как предмет философско-методологической рефлексии 1. Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. 2. Философия языка как методологический регулятив научных исследований в современном языкознании. 3. Проблемы и перспективы освоения междисциплинарных методологий в социогуманитарном познании. 4. Предметно-практическая, методологическая, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации лингвистического исследования. 5. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения. 4 4 2 Дидактические материалы к теме 3.2 Литература к теме 3.2 Текущая, семинарская
  Заключение 8 - 4      
1. Философия и наука на рубеже начала XXI века 1. Проблема «конца философии» в прошлом и настоящем. 2. Критический анализ основных идей философии постмодернизма. Фундаментальные ценности и цели философии в современную эпоху. 3. Глобализация как объект социально-философского осмысления. 4. Прогностический потенциал философии и сценарии будущего. 4 - 2 Дидактические материалы к теме 1(заключение) Литература к теме 1 (заключение) Контроль самостоятельной работы
2. Философия науки и развитие научной рациональности 1. Философия науки как основание развития научной рациональности. 2. Исторические типы философских оснований науки. 3. Ключевые философские основания (принципы, идеалы, нормы) развития современной науки. 4. Государственная идеология Республики Беларусь как регулятив развития современной белорусской науки. 4 - 2 Дидактические материалы к теме 2 (заключение) Литература к теме 2 (заключение) Контроль самостоятельной работы
                                           Итого: 52 52 32     Кандидатская экзаменация



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: