Особенности и специфика казахской философии Просвещения. Ч. Валиханов, И. Алтынсарин

Казахская философия — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это — мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке. Ибрай Алтынсарин– казахский просвети­тель, поэт, писатель. Он изучал жизнь казахского народа, причины его отсталости от мировой цивилизации видел в его неграмот­ности. Он разъяснял, что образо­ванная казахская моло­дежь ориентирует свой народ на циви­лизацию. И.Алтынсарин считал прогрессивным для казах­ского народа переход к оседлости, так как осед­лость создает условия для развития торговли, ремесел и повышения материального благосостоя­ния. И.Алтынсарин большое значение придавал трудовому воспитанию школьником и учил детей. И.Алтынсарин мечтал о лучшей и справедливой жизни для народа, призывал людей к граждан­скому согласию. Ч.Валиханов– один из первых ученых Средней Азии и Казахстана. Он исследо­вал многие отрасли науки: гео­графию, историю, этнографию, лингвистику, а также социаль­ную структуру общества. Основными проблемами его науч­ных исследований были история, быт, нравст­венность своего народа, который он любил, верил в его перспективу. Ч.Валиханов понимал прогрессив­ную роль России в судьбе народа Казахстана, питал искреннюю и глубокую любовь к русскому народу. Глубокие научные исследова­ния Ч.Валиханова не потеряли ценности и сегодня. 

Философия Абая К., Нравственно-этнические идеи в «Книге слов»

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29 июля (10 августа) 1845 — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. В основу закономерного развития мира он ставил бога. Он критиковал религии-й фанатизм не как атеист а как истинный мусульманин. Мировозрение Абая многогранно и сложно.Его нельзя оценить однобоко или описать бледными красками. Он поддерживает идею сущес-я окруж. мира вне сознания человека.Этому свидетельствует 43-е слово назидания: «Слушая ушами, видя глазами, прикасаясь руками, пробуя на язык, вдыхая носом, прикасаясь руками чел получает представление о внешнем мире».На ряду с этим в 38-м слове он делает заключение, что животных, чел, даже машины и фабрики сотворил Аллах. В его произведениях прослеживается мысль о жизни, о роли человека,целях и его нуждах. Он призывал учиться. А любил свой народ и он призыва его не стоять на месте не ограничиваться достигнутым        

Казахская философия и общественно-политическая мысль в начале 20 века (С. Торайгыров, Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов).

1-Одним из крупных поэтов и мыслителей начала XX века яв­ляется Шакарим Кудайбердиев.Он писал, что для становле­ния человека необходимы труд, совесть, ми­лость, выдержка, осторожность. Совестливый, милосердный, выдержанный человек на любом этапе общества должен за­нимать достойное место. Ш.Кудайбердиев как философ внес неоценимый вклад в общественную мысль, а в своих стихах воспевал такие качества, как ум, совесть, целеустрем­лен­ность. Человек – большая ценность, эта мысль была основной в их общественной жизни. 2-Одним из крупных деятелей общественной жизни казахского народа был Ахмет Байтурсынов. В 1909 г. за критику колониаль­ной политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда.. Он много сделал и для просвещении казахского на­рода, считая, что, прежде всего, необходимо повысить гра­мотность, обогатить духовный потенциал народа, поднять его до уровня мировой цивилизации. А.Байтурсынов создал новый казах­ский алфавит, написал “Пособие по родному языку”, несколько методических работ, “Новый букварь”, различные хрестоматии и т.д. 3- Султанмахмут Торайгыров - выдающийся казахский поэт-демократ. Лирика Торайгырова подчеркнуто гражданственна, посвящена жизни родного народа. Весьма серьезно относился он к общественной роли поэта, к вопросу о его жизненном предназначении.В отличие от своих предшественников Алтынсарина и Абая он решительно порвал с религией и выступал как страстный критик религии религиозной морали. 4- Мыржакып Дулатов, трагически оборвавшаяся в 1935 году. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, среди которой выделяется А. Байтурсынов, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению. На сложном пути поиска истины были ошибки, неосторожные действия, но была и правда жизни и справедливые требования, созвучные сегодняшнему дню. К сожалению, жизнь этого человека насильственно оборвалась.

Сущность и смысловые ориентиры западной философии 20 века.

Человек стоит на пороге 2000 года. С новым веком люди связывают свои надежды на лучшее будущее, которое будет обеспечиваться невиданными возможностями информационных технологий новыми спосабами коммуникаций, усиливающейся интеграцией народов, наций в решении вопросов мира, экологических и других глобальных проблем. Кардинальные социальные изменения, как правило, сопровождаются и философским поиском, ориентированным на уяснение глубинных проблем человеческого бытия, всей жизнедеятельности человека, пересмотр его ценностных ориентаций. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: