Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии Нового времени. Философское сознание и научная революция

Предпосылки для формирования Ф. нового вре­мени связаны  с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф. заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретиче­ского метода.. Два основных направле­ния ф.: Эмпиризм - направление в теории позна­ния к-ое признает чувственный опыт как единствен­ный источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический  (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на пер­вый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его инстинности.

Проблема метода познания и понятие метода субстанции в философии 17 века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц)

Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Он считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, но возможно это только подчиняясь ее законам.. "Знание сила". Предложил новое понимание материи - совокупность частиц. Декарт (1596 - 1650) - французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Мир Д. разделил на два рода субстанций - материальную и духовную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответств. атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте. Бенедикт Спиноза.(материалист). Основная цель фил. - завоева­ние господства над внешней природой и соверш. челов. природы. С. утверждал, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Г.В. Лейб­ниц р азвивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Однако пассивность - производный момент монады.. Форма - нематериальна и представляет целесооб­разно действующую силу, а тело - это механ. сила

Особенности философии эпохи просвещения. Проблема чел-ка и об-ва (Дж.Локк, Дж.Толанд, Д.Юм, Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж. Ламетри)

ЛОКК Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц позна­ния определялисьразными фил по разному. Рациона­листы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым источником знаний(Гоббс, Локк). Юм Сознание также неуловимо как и материя. Человек переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует. По­знать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом объяснить самому себе не дано. Наиболее глуб след в распро­странении идей просвещения оставили Вольтер, Руссо и французские матер-ты. В течение многих десятилетий Вольтер был мыслителем дум, он беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал, чтобы французы приобщались к знаниям, науке. Вольтер не был атеистом, но говорил, что бог все сделал, и жизнь людей определя­ется их деянием. Руссо тоже просвети­тель, но он полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо с гневом обрушился на атеистов и говорил, что он сердцем чувствует бога. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо прозвучал клич «Назад к первобытному обществу». ЛАМЕТРИ (1709–1751), французский философ и медик. он занялся изучением вопроса о взаимоотношении души и тела и пришел к заключению, что душа – всего лишь функция сердца и мозга. он доказывал, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя.Чувственное наслаждение является целью жизни. Дидро

Французский писатель и философ,энциклопедист.

В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: