Социально-психологический портрет древних римлян

Раздел 4.

История Древнего Рима

Лекция 1.

Социально-психологический портрет древних римлян.

 

В учебной и научной литературе встречается выражение «античные цивилизации». Это выражение предполагает отрицание различий между Древнегреческой и Древнеримской цивилизацией, между греками и римлянами, создавшими свою историю и свою культуру. Действительно, между ними было немало общих социально-психологических характеристик. И те, и другие осознавали высокую ценность свободы, были гражданами, патриотами своих республик, преданно служили государству и народу, проливали кровь на поле сражения во имя будущего своей страны; и те, и другие вошли в историю как исключительно воинственные народы. Но в мировосприятии, в жизненных ценностях и ориентирах греков и римлян существовало немало различий. Таким образом, если и можно говорить о единой античной цивилизации, то только тогда, когда Греция была завоевана римлянами, и под названием римская провинция Ахайя, вошла в состав Мировой Римской Средиземноморской державы. Но римляне сами оказались в культурном плену у эллинов. Со 2-1 в. до н.э. римская цивилизация развивалась под влиянием греческих культурных ценностей. Это предопределило сближение древнеримского и древнегреческого миров. На протяжении первых 7 веков своей истории, т. е. в царский и республиканский периоды, у римлян не было ничего общего с греками.

Римлянин – воин и земледелец. Эти две основополагающие жизненные цели оказали существенное влияние на социально-психологический портрет:

Римляне воевали на протяжении всей своей истории. Их историческая миссия – завоевывать, повелевать, навязывать свои порядки  всем окружающим народам. Сначала римляне завоевали земли Ла́ция (центральная часть Апеннинского п-ва), затем захватили весь Апеннинский п-ов, позже они обратили свой взор на Западное и Восточное Средиземноморье. В ходе многолетних военных компаний они установили свое господство в Средиземноморье. Все народы современной Европы и значительная часть народов Востока входили в их мировую державу. Поэтому храм бога Януса (бога любого начала, в том числе начала военных действий) открывался всего 2 раза – это значит, что все оставшееся время римляне воевали. Римляне были неприхотливы в быту, жили в скромных хижинах, без роскоши, так как эстетические вкусы их были не развиты, ходили в скромной домотканой одежде серого цвета. Сенаторы нередко ходили босые, им нечего было надеть на ноги. Римлян называли «кашеедами», так как ели они дешевенькие каши, они долгое время не понимали толка в еде. Рим до 1 в. н.э. был глиняным и деревянным городом, напоминавший военный лагерь. Греки, оказавшиеся в плену, не могли скрыть своего удивления, называли римлян варварами и дикарями. Они не могли понять, почему именно этот народ смог завоевать развитую греческую цивилизацию?

Римляне – воины сформировали в себе особые черты характера: это был очень жестокий народ, который пренебрегал компромиссом, любил повелевать, подчинять себе, а свой государственный порядок считать идеальным, образцовым. (любовь к порядку, дисциплине, строгости). Будучи воинами, римляне научились подавлять свои желания, эмоции, подчиняться воле командира. Служили общему делу – процветанию их республики.

Они любили земледельческий труд и не могли представить свою жизнь без него. Они обладали очень высокой культурой земледельческих работ. В Риме появились первые  в истории человечества агрономические трактаты. Авторы давали советы о том:

- какие земли лучше покупать

- сколько орудий труда купить

- сколько рабов приобрести, и каким должен быть их рацион питания

Они хотели знать все тонкости и тайны земледельческой профессии и поделиться своими знаниями. Римляне – земледельцы, как и все люди, связанные с сельским хозяйством, были прижимистые, жадные, любили экономить, отличались практичностью, прагматичностью и рациональным складом ума. Долгое время в Риме не было профессиональных школ. Отцы семейства обучали сыновей писать, читать и считать, считая что этого достаточно, для воспитания хорошего воина и порядочного человека. Не случайно римляне не понимали толка в поэзии. Философы – бездельники, тратят время на бесплодные рассуждения. В Риме не было ни одного театра, так как необходимости слушать и оценивать игру актеров они не понимали. У них все ярко, весело, празднично, буйно, с пролитием крови. Театр не соответствовал римским представлениям о развлечениях. Они ценили те науки, которые имели прикладной характер – геометрию и математику. В Риме появились первые землемерные трактаты.

Римляне были прекрасными строителями – дороги, построенные в царский период, сохранились до настоящего времени в неповрежденном виде, так как для строительства использовалось множество слоев песка, камня, щебня, а так же сырые яйца, которые намертво скрепляли все слои и делали дороги вечными. Архитекторы Рима считаются лучшими в Древнем мире. Впитав в себя все достижения предшественников, живших как на Востоке, так и в Греции, они создали уникальные архитектурные сооружения общественной или гражданской направленности, гигантский амфитеатр Колизей и храм всех богов – Пантеон. Эти постройки были настолько огромны по размерам, что их площадь измерили лишь в 19 в. Римляне заботились о здоровье, предпочитали пить чистую воду, стекавшую с гор или бившую ключом из-под земли. Они создали водопровод с арочной конструкцией – акведу́к. Трубы изготавливались из свинца, так как римляне не знали о токсичности этого металла и о его вреде организму. Поэтому продолжительность жизни римлян – 30 лет, чаще всего они умирали от болезней желудочно-кишечного тракта.

Римский прагматизм и рационализм ярко проявился и в религии. Римляне – индоевропейцы, и у них были тысячи богов. Они были уверены в том, что божественная сила присутствует повсюду и ее надо постоянно почитать. Римская религия  долгое время была прозаична и без о бразна. Без помощи греков римляне не могли создать изображения богов, так как обладали скудоумием. Они даже не придумали рассказов про богов. Изображения римских богов появились в результате религиозного синкретизма, когда римляне отождествили своих, наиболее популярных богов с аналогичными греческими, перевезли статуи греческих богов, сделали с них копии, и по этим образцам начали творить свои первые скульптуры. Но в отличие от греков, римляне дали красоте математические формулы.

Как и все индоевропейцы, римляне уделяли очень большое значение правильности исполнения религиозного ритуала и знали, что любая оплошность или ошибка в жесте, слове, действии, неминуемо вызовет проклятие и гнев богов, которые обрушатся на римскую общину. Именно поэтому в Риме возникло большое количество религиозных коллегий: из уст в уста римские жрецы передавали тайны своей профессии, в которой достигли большого совершенства.

Наиболее известные религиозные коллегии Рима:

Гаруспики – предсказывали будущее Рима по внутренним органам жертвенных животных. Любая патология (отсутствие органов, спаренные органы) свидетельствовала о ближайших неудачах, которые постигнут римскую гражданскую общину.

Авгуры – предсказывали будущее Рима по поведению священных животных – кур. Они настолько хорошо изучили поведение этих животных, что стали манипулировать ими для того, чтобы получать благоприятные знамения или отсрочить события, например, выбор должностных лиц. Они могли долго не кормить животных, а потом дать им зерно и голодные куры жадно клевали еду, а хороший аппетит – хороший признак для будущего Рима. Авгуры могли подтасовывать данные, полученные ими, и это влияло на судьбу Рима, в частности, на сроки назначения  выборов должностных лиц

Выражение «улыбка авгура» - означает скрывать что-либо и мило улыбаться.

Римлянин нередко сам совершал религиозные обряды. Отец, от имени своей большой патриархальной семьи, вступал в контакт с тем божеством, от которого зависела судьба его семейства. Прагматизм римлян проявлялся в том, что они не обладали религиозным фанатизмом и устанавливали с богом деловые отношения по принципу: «Я даю богу, чтобы он дал мне». Римлянин готов был приносить жертвы, вести себя порядочно, но и от бога он требовал ответных действий – он должен был принять жертву и сделать то, о чем его просили. Жадность римлян проявлялась в том, что они никогда не жертвовали богам всего самого ценного, что было в их распоряжении. Например: «Я даю тебе, Бог, три головы, чтобы ты дал мне хороший урожай». Главное соблюсти обряд (главное три). Практичность, скупость, прагматизм – эти далеко не лучшие качества римлян проявлялись даже в отношениях с миром богов.

В Риме долгое время не было театра. Театральные действия для римлян были скучны. Как можно сидеть на одном месте и слушать монологи? В отличие от греков, которые получали истинный восторг от греческого поэтического языка и часами могли слушать ораторов, римляне не знали, как можно отдать столько времени пустому времяпрепровождению.

В Риме была иная, чем в Греции, история, отражающая ментальные характеристики римлян. Греки анализировали историю, чтобы не повторить ошибки прошлого в будущем, выявляли причинно-следственные связи, предсказывали судьбу народа, анализируя факторы развития той или иной древней цивилизации. Римляне не были склонны к анализу, в том числе и сравнительному, римские историки видели истинную задачу в том, чтобы подробно перечислить факты, имевшие место в истории Рима за календарный  год. Недаром, греческих историков  называли анналистами (летописцы). Они записывали историю по годам, не подвергая ее анализу и оценке, отражали последовательность в правильной хронологии. Летописи были очень распространены. Выделялись старшие анналисты – четко фиксировавшие события римской истории (сухие, скучные, не интересные записи, не привлекали внимания молодежи). Римская история не могла быть воспитательницей жизни. Младшие анналисты стали переделывать летописи предшественников, чтобы придать им дидактическую окраску, интерес, поучительность, а получилась фальсификация истории, так как они превращали поражения в победы, история насытилась фактами, которых никогда не было в действительности, До неузнаваемости изменили записи старших анналистов К истории потянулись юноши. Но это Непоправимый ущерб. многие страницы восстановить невозможно, так как Сочинения старших анналистов не сохранились, а младших и поэтому – многие события из истории кажутся невероятны.

Ментальные характеристики римлян отличались от ментальных характеристик греков. Но Греция была завоевана, и начался быстрый процесс эллинизации римского общества, и изменение римского мировосприятия, изменение ценностных установок.

Доказательства:

Римская система ценностей – virtus (виртус) прежде включала в себя:

- добродетель (доблесть)

- благочестие (религиозность)

- верность

- твердость (жесткость)

Под влиянием греков (культуры, образа жизни, ценностей) ви́ртус обогатился образованностью и ученостью. Обеспеченные семьи стремились дать своим детям хорошее образование. Хорошее медицинское образование можно было получить в Александрии – столице птолемеевского Египта. Риторическое образование давали греческие ораторские школы и школы риторов, расположенные в Малой Азии. Римляне стремились получить образование философов, так как в конце эпохи римской республики (во 2-1 веках до н.э.) блестящую карьеру можно сделать исключительно своими речами, притягивая на свою сторону избирателей Юридическое образование получали в самом Риме. Юриспруденция и Право, как наука, возникло в Древнем Риме (отделили гражданское и уголовное право, актуализация  правовых норм изменялись в связи с изменением исторической ситуацией) Существовали школы права, учебники по праву стали образцами формирования европейской правовой мысли в эпоху средневековья. Обучение было платным, время учебы не оговаривалось, учителя брали высокую плату за труд. Римляне ценили образование и отправлять в самых отдаленных школах Средиземноморья.

 

Под влиянием греческой культуры в Риме появился театр, но он всегда отличался от греческого. В Греции театр был священнодействием, любая театральная постановка посвящалась богу Ди о нису. Греки с уважением относились к актерам – богатые  предлагали свои средства на постановку театральных пьес. В Риме театр никогда не был священнодействием – это одна из форм развлечения.

 

 

В Риме к театру относились с пренебрежением относились к актерам – людям с низким социальным статусом. Не смотрели трагедию, могли стерпеть комедию бытового жанра (простачки) Если бы римлянину предложили выбрать театр или амфитеатр, то он выбрал бы второе. Там происходили бои гладиаторов, со зверьми, все динамично. Это приятно, радостно, зрелищно, драматизм. Они повелевали – палец вниз – достоин смерти. Можно насладиться смертью людей. Под влиянием греческой культуры начинает распространяться философия. Это была философия не классического периода. Это была Эпигонская философия, ближе к людям и пыталась подсказать правила устроения судьбы

Учения:

Пифагорейская система чисел

Стоицизм

Эпикурейство

Образованные римляне полюбили и поэзию. Знаменитые поэты «золотого века» - Овидий, Гораций, Вергилий. Прославляли римскую власть. В эпоху империи занятием стал досуг. В обр. обеспеч. Риме давно существовала армия, на полях работали рабы, в управлении было засилье родственников императора. Не требовались образованные люди. Римляне воспринимали досуг по-разному, в силу обстоятельств Для одних – чревоугодие (обжорство) Превратились в изысканных ценителей кулинарного мастерства Во время застолий сменялись до 10 блюд: дикое и домашнее мясо, ядовитые рыбы, жареные рябчики, соловьиные языки – крохотные. Познали толк в слабительных и рвотных. Другие – досуг в самовоспитании, непрекращающейся интеллектуальной деятельности. Собирать, коллекционировать то, что создано человеком. Записывали мысли, фразы – первые систематизаторы. Трудолюбив имена историков По мнению древних римская история римской цивилизации была обречена на гибель. В эпоху империи у них не было целей для существования. В их душах возникли пустоты, заполнялись изнеж, сладострастием, чревоугодием. Обвиняя их, историки не забывали отметить, что они появились под влиянием греков, после знакомства с греческой культурой.

Лекция 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: