ШАМАН – служитель ранних форм религии, основанных на культе духов и магии. Первобытные религиозные обряды опирались на веру в общение людей, наделенных особыми способностями, с высшими силами. Представления об особенностях служителей культа у разных народов были различными. Это могли быть жрецы или племенные лидеры, целые семьи и кланы, наконец, люди, которые чувствовали в себе особые качества, позволявшие обращаться к сверхъестественным силам. Такими способностями к состоянию экстаза, дающего эзотерическое могущество через непосредственное общение с духами, наделяли шамана. Слово «шаман» азиатского происхождения (возбужденный, исступленный). Обладая личностной силой, он отличался от жреца, который играл роль посредника, ходатая или интерпретатора воли высших сил, или знахаря, который был человеком, способным вызвать своего духа-помощника. Однако оно применяется в широком значении, охватывая такие разные типы, как сибирский шаман, знахарь у американских индейцев, колдун-лекарь в Африке. В Сибири верили, что дух в определенные моменты на самом деле овладевает шаманом. Камлание (ритуал общения с духами) у шаманов сибирских народов (тувинцев, эвенков, якутов и др.) сопровождалось исступленными плясками, чревовещанием, пением и ударами бубна, олицетворявшего собой коня или оленя, на котором шаман якобы перемещался в мир духов. Существовали шаманы, исцелявшие определенные болезни, ясновидящие, а также те, кто должен был управлять погодой. Они занимали высокое общественное положение в тех племенах, где не было организованной религиозной и церемониальной жизни, руководимой жрецами. Шаманство обычно рекрутировало в свои ряды людей с неуравновешенной психикой, способных вызвать входить в состояние экстаза, истерического саморегулируемого припадка игаллюцинаций. У некоторых народов Африки, Азии, Центральной Америки, Полинезии шаманство сосуществовало с другими формами религий. Элементы шаманизма присутствуют в более поздних религиозные системах, например, «радения» в секте хлыстов, ритуалы «зикра» дервишей-суфиев.
Эволюция древнеегипетских пантеонов и мифология
Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.[1] Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции[2].[3].
Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.
Ранние верования
Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицитворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицитворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.
Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Изначально, иерархия богов всякий раз получала переориентацию в зависимости от того, в какой район Древнего Египта переносили столицу, а с солнцем - Pa - отождествлялись главные местные божества. В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников.
Связанно это было с централизацией власти в руках правящего фараона и отождествлении с ним двух главных земледельческих божеств - Осириса и Гора. С Гором (богом плодородия) фараон отождествлялся при жизни, с Осирисом (владыкой загробного мира) после смерти. Древний Египет был развитой аграрной страной, потому именно земледельческие культы и потребности государственного объединения определяли развитие и последующую деформацию религии Египта....