Анимизм
Сам термин «анимизм» имеет латинское происхождение от термина «anima», что означает душа. В религиоведении под термином «анимизм» подразумевается вера в существование душ и духов, т.е сверхъестественных существ, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мертвой и живой природе и такие духи могут оказывать влияние на весь мир, в том числе и на человека. Другими словами, анимизм – это одухотворение или одушевление всего окружающего мира. Впервые термин «анимизм» употребил немецкий исследователь Шталь в своей статье 1608г. в тот период времени под термином «анимизм» он понимал учение о безличном жизненном начале, о душе, лежащей в основе всех жизненных процессов. Наибольшую разработку термин анимизм получил уже в 19 столетии благодаря исследованиям Тайлора. Концепция анимизма неоднократно дополнялась и пересматривалась учеными и в настоящее время анимизм действительно рассматривается как одна из ранних форм религии, но при этом подчеркивается что его появление связано с определенным уровнем абстрактного явления, поэтому анимизм – это одна из наиболее последних религиозных форм, возникших в эпоху первобытности. Самый же последний – шаманизм. Он впитал в себя элементы предшествующих религий. Анимизм развивался в течение длительного периода и в той или иной форме он присутствует практически во всех религиозных традициях. Анимизм делиться на три крупных раздела – архаический анимизм (одухотворение всего окр. мира), спиритуализм (древний мир и Восток. То есть духи, боги и всё такое), монотеизм (ислам, христианство, иудаизм). Ученые также отмечают, что анимизм включает в себя следующие составляющие:
1. Знания о природе и происхождении души
2. Знания о расположении души внутри человеческого тела
3. Знания о нахождении души вне физического тела
4. Знания о пребывании души после физической смерти тела человека (знания о загробном пребывании души)
5. Знания о трансформации души или о её перерождении
Этнографический материал дает большое разнообразие по изучению данного явления и поэтому не случайно исследователи обратили внимание, что кроме анимизма исследователи выдели еще одно направление, которые получило название аниматизм от «animatus» – одушевленный. В религиоведении под этим термином подразумевается вера в единую безличную силу, которая проявляет себя в природе и управляет процессами в ней происходящими. Данный термин был введен в научный оборот английским антропологом Р. Марретом. По его мнению, именно аниматизм являлся начальной стадией духовного развития человечества.
Фетишизм и идолопоклонство
Фетишизм – термин происходит от португальского слова «фецио», что в дословном переводе означает «магическая вещь, амулет», в религиоведении это называется поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются определенные свойства и характеристики (исцеление болезней, охрана от сглаза). Впервые европейцы столкнулись с этим явлением в 18 веке, когда португальцы высадились на побережье западной Африки и увидели эти предметы у местных жителей. Изучение началось в 18-19 столетии, в результате учёные выделили не только первобытный фетишизм, но и указали на его проявления и пережитки у разных народов. Фетишизм в конце 18 начале 19 веке рассматривался как одна из наиболее ранних форм религии, но погребальный обряд и тотемизм древнее, чем фетишизм.
В принципе, объектом поклонения может стать по сути дела любой предмет и поэтому не случайно фетишизм распространен не только в религиозных традициях, но даже на бытовом уровне.
Типы и виды магии
Магия, как ранняя форма религии. Сам термин магия имеет греческое происхождение и в буквальном переводе означает «колдовство», «чародейство». В религиоведении под термином «магия» подразумевается совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы живой и не живой природы, особым способом или особыми методами, которые отличаются от практической повседневной деятельности.
Известный европейский исследователь первой половины XX века в своей работе «Магия, наука и религия46 попытался подробно проанализировать истоки магического мышления и магии в целом. В своих исследованиях Малиновский пришёл к выводу, что магия – это деятельность первобытных людей в условиях повышенного риска. Магия приходит на помощь человеку тогда, когда не известен или когда не существует надежный алгоритм достижения успеха, т.е. магия помогает человеку тогда, когда он не уверен в своих собственных силах. Магические действия прежде всего помогали в первобытную эпоху снять психологическое напряжение в коллективе или у отдельных людей и являлись своеобразным психотренингом, позволяющим людям настроиться на позитивный вариант развития тех или иных событий.
Одна из проблем, которой занимаются исследователи – проблема, связанная с типологией магии и в данном случае большой вклад в разработку этой темы был сделан Токаревым. Он предлагает два подхода к классификации магии по методам воздействия и по целевым установкам. Первый подход, типы магических воздействий:
1. Контактная магия, при которой происходит непосредственное соприкосновение с объектом-носителем магической силы
2. Инициальная магия – магический акт направлен на объект, который не досягаем для субъекта
3. Порциальная магия – опосредованное воздействие на объект через его часть
4. Имитативная магия – воздействие на объект через его подобие
Подход по целевым установкам:
1. Вредоносная магия
2. Военная магия
3. Любовная магия
4. Лечебная магия – была наиболее результативна (т.к. реально использовались травы, настойки)
5. Промысловая магия (хозяйственная) – обеспечение продуктами питания себя (колдовали на удачную охоту, собирательство)
6. Метеорологическая магия – чтобы погода была как надо
Это основные действия по целевым установкам, но Токарев указывает на то, что магия, магические обряды могут быть направлены на достижения фактически любой цели.
В современном российском религиоведении проблема магии в разные исторические периоды достаточно подробно рассматривается представителями московской религиоведческой школы.
Можно выделить два основных подхода к дифференциации магии:
1. Традиционная магия, которая базируется на особенностях магических действий и представлений народов этнографической современности (народы, не достигшие индустриализации, короче почти дикари, вроде)
2. Выделение современных магических представлений (оккультизм)
Фундаментальный принцип магии – это симпатия. Сам термин «симпатия», в буквальном переводе с латинского означает «взаимное сочувствие» или «взаимное влечение». По мнению Леви-Брюля, симпатический принцип магии означает «увлекать за собой», «подбадривать», «учить», но вместе с тем и принуждать.
Известный этнограф Тайлор довольно подробно описал различные симпатические обряды у разных народов мира и в результате он и его последователи пришли к выводу, что магия основывается на том, что вещи благодаря тайной симпатии связаны между собой и воздействуют друг на друга даже на значительном расстоянии. Такая же невидимая связь существует не только между вещами, но и между явлениями природы. Симпатия производит другое важное явление или действие, которое получило наименование «партиципация». Сам термин «партиципация», в буквальном переводе с латинского, означает «влечение к участию». Но и на основе своих исследований, этнографы и религиоведы указывают на то, что можно выделить два основных принципа или две аксиомы магии. Первая аксиома или принцип: подобное производит подобное (закон подобия, который предполагает, что следствие тождественно своей причине). Второй постулат магии заключается в том, что вещи, пришедшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии даже после прекращения прямого контакта (закон соприкосновения и заражения). Указанные два принципа (закона) лежат в основе любой магии независимо от времени/места её существования.
Современные учёные отмечают, что логика магии, также как и мифа – имагинальная (художественная), логика художественного творчества, поэтому в магии ключевую роль играют воображение, аналогии, ассоциации, интуиция и тому подобное.
Закон подобия наиболее полно реализован в так называемой гомеопатической магии, которая направлена прежде всего на управление людьми и погодными явлениями, поэтому такая гомеопатическая магия как правило, согласно этнографическим данным, преследует следующие цели:
1. Обеспечить коллектив мобильной пищей
2. Воздействие на погоду и установление контроля за ней (обряды вызывания дождя)
3. Одержание победы над врагом (военные магические действия)
Закон соприкосновения наиболее полно представлен в так называемой «контагиозной магии», в рамках контагиозной магии предполагается, что всё, что произошло с одной вещью, может произойти и с другой. Контагиозная магия может быть направлена фактически на различные стороны жизнедеятельности человека. По мнению Фрезера, особенности магических действий и мировоззрения в совокупности с мифологическими образами, по сути дела составляли первобытную науку. Фрезер указывает на то, что магия опиралась на определенную концепцию мироздания и по сути дела являлась основным элементом, формирующим первобытное мировоззрение.
Современные исследователи полагают, что магию можно разделить еще на два вида: теоретическая и практическая магия. Теоретическая магия представляет собой определенные воззрения о совокупности правил, которые определяют последовательность событий в мире. При этом, в отличии от учёного, теолога или философа, первобытный маг не подвергал анализу мыслительные процессы, которые обосновывают его действия. Практическая магия включает в себя определенные приёмы и предписания, которым необходимо следовать чтобы достичь своей цели. Способом достижения этих целей является колдовство. В науке теоретическую магию принято называть псевдонаукой, а практическую - псевдоискусством.
Важный момент, на который обращают исследователи, касается магии и науки. При этом ученые отмечают, что фундаментальные допущения магии тождественны воззрению науки, а именно принципу веры в порядок и в единообразие природных явлений. У мага нет сомнения, что одни и те же причины порождают одинаковые следствия. Кроме того, учёного и мага объединяет стремление прикоснуться к тайнам мироздания. В магии нет отрицания общей закономерности в последовательности событий, но зато есть неверное истолкование частных законов, которые такой последовательностью и управляют. И поэтому в магии вместо закона ставится правило и в целом, в деятельности магов или магии не требуется никакого доказательства кроме результативности того или иного мероприятия, в отличии от науки. В науке отрицательный результат – тоже результат.
Магия как и наука, считает все природные процессы жесткими и неизменными и более того, маг исходит из предположения того, что все личностные существа (люди или боги) подчинены именно безличным силам, которые осуществляют всеобщий (тотальный) контроль. Важной проблемой в науке является соотношение религии и магии. Религия предполагает, что ход природных явлений в определенной степени эластичен и изменчив. И поэтому достаточно попросить сверхъестественные существа для того чтобы повлиять на эти процессы. Религия признает за богом личностный характер, поэтому, священнослужитель в отличии от мага не обращается к вещам, а использует их в подсобных символических целях. Кроме того, исследователи отмечают, что между молитвой и заклинанием также существует различие (молитва не адресуется к вещам, а направлена непосредственно к сверхъестественным существам, в то время как маг делает акцент воздействия на материальный мир). Учёные указывают на противостояние между священнослужителями крупных религий и магами, и во многом природа такого противостояния имеет психологическую подоплёку. В данном случае речь идёт о том, что колдуны имеют большую самостоятельность и независимость нежели священнослужители. Существует также еще один подход к классификации магии, в зависимости от морального основания и в результате выделяется так называемая «черная» и «белая» магия. Выделение белой и чёрной магии как раз свидетельствует о наличии дихотомии (противопоставления) белое/черное в структуре «мифологическое мышление».
Белая магия – ориентирована на использование внешних сакральных сил с тем, чтобы совершить определенное позитивное (благостное влияние для отдельного человека или коллектива в целом). Основные функции:
1. Защита от колдовства
2. Обеспечение человека или коллектива продуктами питания (намутить дождик, успешную охоту)
3. Оказание помощи близким (исцеление от болезней, предупреждение болезней (амулеты, обереги))
4. Обеспечение благоприятных родов
5. Совершение специальных очистительных обрядов, призванных избавить человека от следов пребывания в сакральном мире
6. Обеспечение защиты человека или коллектива
Таким образом белая магия охватывает такие сферы, как: врачевание, усмирение стихийных сил природы и обеспечение жизнедеятельности коллектива.
Чёрная магия – претендует на альтернативные характеристики. В частности, черная магия использует сакральные силы для усиления власти самого мага. Выделяется несколько основных функций:
1. Нанесение вреда (душевный, психический)
2. Нанесение увечья, травмы
3. Убийство человека (полная нейтрализация)
4. Устрашение (с целью получение какого-либо дальнейшего результата)
Черная магия во многом ориентирована на причинение психологического или физического вреда и фактически не затрагивает многие другие сферы деятельности магии.
Исследователи также предлагают еще один вид классификации магии в зависимости от количества участников и степени их посвященности. Выделяются несколько подходов:
1. Частная магия – преследует локальные цели и осуществляется индивидуумом или небольшой группой посвященных лиц. Как правило, частная магия может постепенно приобрести характер тайной и эзотерической деятельности.
2. Общественная магия, которая ориентирована на решение крупных социальных (общественных) задач и на широкое участие людей (производственная магия, метеорологическая магия, праздничная магия (календарные обряды))
Второе направление изучения магии как оккультного знания
Сам термин «оккультный» в буквальном переводе с латинского означает скрытый, сокровенный, тайный. Проблемой оккультизма занимались многие исследователи, в том числе и известный учёный Мирче Эллиаде, который отмечал, что термин «оккультный» обозначает нечто неуловимое или недоступное разуму, т.е. выходящее за грань обыденного понимания. Само появление термина «оккультный исследователями относиться к середине XXVI века, а в середине XVII века термин «оккультизм» охватывал уже древние и средневековые науки, которые призваны были накапливать глубинные (фундаментальные) знания и заставлять действовать тайные силы для реализации каких-то задач. Согласно мнению исследователей, в основе оккультизма лежит представление о существовании сверхъестественных сил, с которыми можно вступать во взаимодействие с помощью магии.
Верования и приёмы, которые составляют основу оккультизма, стали формироваться еще в древности, особенно с эпохи античности. Оккультизм основывается на мифе, поэтике, метафорах и символах, поэтому оккультное знание является очень притягательным для многих творческих людей.
Оккультизм – это по сути дела магия, принявшая форму науки и опирающаяся на её достижения и теории. Также как первобытная магия, оккультизм синтезирует знания своего времени и сводит их в единую философскую систему. В то же время, в рамках оккультных наук иногда делались открытия, которые получали подтверждения или дальнейшее развитие в классической науке. Например, занятие алхимией и астрологией.
Оккультизм никогда не развивает связь с мифологической концепцией, хотя и существует вне традиционного содержания мифология. Оккультизм строит собственный миф о человеке и его связи с космосом. Более того, оккультизм декларирует могущество именно человека, достигаемое на основании существования его, так называемого, астрального тела. Оккультная магия базируется на аксиоме, что дух воздействует на материю через опосредованное начало. Большую популярность оккультное знание стало приобретать в XIX-начале XX века особенно после публикации известных книг оккультиста Папиуса (настоящее имя – Жерар Анкосс).
Инициальный культ
Промысловый культ
Наряду с тотемизмом у многих народов можно обнаружить промысловые культы — почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. С промысловыми культами связана вера в воскрешение зверей после смерти.
К таким культам можно отнести культ медведя, распространённый у многих народов Северной и Восточной Азии: гиляков, ульчей, хантов, манси, айнов. Известен он и индейцам Северной Америки. Яркой иллюстрацией культа медведя служит медвежий праздник айнов — коренных жителей острова Хоккайдо (Япония). Охота на медведя была для них одним из основных занятий. Медвежатина употреблялась в пищу, печень животного использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Айны поклонялись медведю и в его честь устраивали праздник, во время которого совершалось ритуальное убийство зверя.
Обряды по случаю умерщвления священного животного почти всегда связаны с верой в то, что оно обязательно оживёт, возродится, хотя бы в других таких же зверях. Миф об умирающем и воскресающем звере широко известен охотничьим народам. У земледельческих народов существует аналогичный миф об умирающем и воскресающем божестве растительности.
Токарев: Промысловым культом называют совокупность любых обрядов, направленных на достижение сверхъестественным путем успеха охотничьего, рыбного или иного промысла, вместе с теми — анимистическими или магическими — представлениями, которые связываются с этими обрядами.
Элементарный вид промыслового культа — это обряды промысловой (охотничьей и др.) магии. Они много раз описывались у народов Северной Азии, Северной Америки и других стран. Приемы охотничьей (или рыбо-ловческой) магии, хотя и очень разнообразные, могут быть сведены к нескольким основным группам: это кол-дование над промысловым инвентарем; охотничьи пляски — подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.
Промысловый культ ведет свое происхождение в основном от тотемизма. Он высвобождается и обособляется в отдельную форму религии не в порядке имманентного саморазвития, а в связи с распадом тех общественных образований, которые были основой тотемической системы. В связи с различными формами разложения первобытной общины промысловый культ принимает то родовые, то семейные, то индивидуальные формы, сплетаясь в отдельных случаях с иными формами религии.
-----------------------------
Очень развит был у народов Сибири промысловый культ -- почитание покровителей охотничьего, рыболовческого и прочих промыслов. Иногда он переплетался с шаманством: шаманы были исполнителями промысловых обрядов и молений (например, у эвенков). Довольно часто, особенно там, где сохранялся наиболее архаический общественный уклад (например, у ительменов и гиляков), промысловый культ составлял основу родовых и семейных обрядов, одна из главных целей которых как раз и заключалась в том, чтобы обеспечить успех охоты, рыбной ловли и т. п. Крашенинников (XVIII в.) видел и описал чрезвычайно интересные, видимо родовые, праздники кита и волка у ительменов. Во время такого праздника изготовляли из съедобной травы и сушеной рыбы большие изображения кита и волка, которые потом разрывали на части и съедали. Крашенинников верно понял смысл этого чисто магического обряда: люди исполняли его, «чтоб им прямых (то есть настоящих.-- С. Т.) китов и волков промышлять и есть, как они с травяными поступали».
Во многих же случаях обряды промыслового культа совершались самими охотниками и рыбаками, перед или после промысла, и не были ни родовыми, ни семейными, ни шаманскими.
Промысловый культ был связан с верой в духов-хозяев, очень характерной для охотничье-рыболовческих народов Северной Азии. Эти хозяева бывают разных рангов. Например, по поверьям юкагиров, у каждого дикого зверя есть свой индивидуальный хозяин, так называемый педьюль. Юкагиры представляют себе его в довольно материальном виде, как хрящевистое затвердение под кожей животного. От воли педьюля будто бы и зависит, послать данное животное под выстрел охотника или нет. Кроме того, есть хозяева целых видов животных -- мойе, которым подчинены хозяева отдельных животных. Есть и хозяева отдельных рек, лесов, гор (погильпе). Все они вместе подчинены трем главным духам-хозяевам -- земли, пресной воды и моря. Все духи-хозяева сами по себе не добры и не злы, но они могут быть дружественны или неблагожелательны по отношению К человеку (охотнику, рыбаку) в зависимости от его поведения: если он проявляет должное почтение к ним, соблюдает установленные запреты, правила охоты, не совершает излишних жестокостей, убивает животных лишь в необходимом количестве, то хозяева милостивы к нему, посылают ему дичь. За нарушение правил они гневаются, наказывают охотника, не давая ему добычи.
Подобные поверья бытуют и у других промысловых народов Севера. Совершенно ясны причины, породившие их. При всей изобретательности охотника и рыбака, при всей искусности их промысловых снарядов и ловушек, при всей меткости их выстрелов, слишком часто им приходится быть рабами случая, чувствовать свое бессилие перед суровой природной стихией, слишком часто приходится голодать и терпеть всякую нужду их семьям. Отсюда и вера в сверхъестественные существа, от доброй воли которых якобы зависит успех и неуспех промысла, а потому и вся жизнь охотника, его жены и детей.
Промысловые духи-хозяева существуют в верованиях народов Сибири по большей части совершенно отдельно от шаманских духов, духов болезней, отдельно от семейных и родовых покровителей. Это понятно, так как корни всех этих фантастических представлений разные. Якуты называют духов-хозяев иччи, отличая их как от злых духов -- абаагы, так и от благодетельных духов -- айыы. Иччи есть у любого предмета природы; они сами по себе не добры и не злы, но с ними приходится иметь дело охотнику на промысле. Из среды этих хозяев выделяются главные -- хозяин тайги Байянай и др., которых особенно почитают охотники, принося им жертвы. У бурят духи-хозяева называются эжин, у алтайцев -- ээзи. У хантов и манси есть вера в лесных духов -- унху.
Интересно, что в верованиях одного из народов Сибири, сохранивших особенно много архаичного в быту, у тавгийцев-нганасан, а отчасти и у их соседей -- энцев, место хозяев природы занимают женские олицетворения -- матери: земли мать, леса мать, воды мать и др. Это, видимо, отголосок эпохи материнского рода.