Изобразительное искусство

Искусство древней Италии, а затем Римской империи объединяется под названием искусства Древнего Рима, история, которой охватывает время с 8 в до н. э. до последней четверти 5 в н.э.

Историю римского искусства можно разделить на три основных периода:

Время этрусского господства (8 - 5 вв. до н.э.)

Римской республики (4 в. до н. э. - 30г. до н.э.)

Римской империи (930г. до н. э. - 476г. н.э.)

В этрусско-архаический период на территории Средней и отчасти Северной Италии главенствовал союз этрусских раннерабовладельческих городов - государств. Искусство Италии проходило целиком под знаком этрусских традиций.

 Искусство Римской республики развивалось главным образом на территории Средней Италии; к концу этого периода рабовладельческие отношения достигли полного развития, и Римская республика подчинила себе не только Италию, но и почти все Средиземноморье.

Архитектура Римской империи развивалась на всей территории огромного государства, охватывавшего в период своего подъема не только все средиземноморье, но и значительную часть Европы, Передней Азии и Северной Африки.

История искусства Древнего Рима

Рим от лат. Roma возник (по античному преданию) в 754 - 753г. до н. э. Существует легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.

Культура Рима (философия, мифология, науки, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство) представляет собой завершающий этап развития античной культуры. В своем развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции.

Если для древних греков главное значение имели нравственно-воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции его полезность государству. Для римлянина искусство являлось одним из средств разумной организации жизни.

Творческий гений римлян наиболее проявился в памятниках архитектуры. На рубеже ІІІ -ІІ веков до н.э. именно римские строители впервые использовали прочный и водонепроницаемый бетон - одно из выдающихся достижений римского зодчества. К І в. бетон прочно вошел в строительную практику.

Римляне не только восприняли лучшие достижения искусства других народов, но и внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира.

Этрусское искусство

Под именем этрусков известен народ, живущий в 1 тысячелетии до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и Древний Рим – соседи и ровесники: обе культуры возникли в 8 веке до н.э. Тогда же в Южной Италии и на Сицилии греки начали строить свои первые города. Все три народа, не считая многочисленных племён, укоренились на Апеннинах одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии. Они были опытными земледельцами, осушали болота, превращали их в плодородные земли, широко использовали искусственное орошение. Отважные и опытные мореплаватели они вели оживлённую торговлю с Египтом и Финикией, Карфагеном и городами Великой Греции, Испанией и Сицилией. Мощные крепостные стены городов этрусков, их дороги и каналы говорят о высоком развитии строительной техники.

Во главе городов-государств Этрурии стояли цари и рабовладельческая знать, из среды которой выделялось влиятельное жречество. Часто аристократы, используя отряды наёмников, совершали набеги на соседние земли для захвата добычи или порабощения населения. К 6 веку до н. э. складывается союз, объединивший двенадцать крупнейших городов Этрурии. Религиозным центром этой федерации был храм бога Вольтумны, близ города Вольсинии, где ежегодно происходили традиционные празднества, и главы городов избирали верховного жреца.

С 6 века до н. э. На цивилизацию этрусков всё большее воздействие оказывает через греческие колонии на юге Италии эллинская культура. Этруски заимствовали греческий алфавит, театральное искусство и мифологические представления Древней Эллады. По греческому образцу начали чеканить золотые монеты. Аристократы Этрурии увлекались чёрнофигурными и краснофигурными вазами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие великолепные произведения греческой керамики. Подобно грекам, этруски поклонялись двенадцати богам,но в их религиозном мировоззрении особую роль играли божества смерти и загробного мира, а так же гадания по молниям, полёту птиц и внутренностям жертвенных животных. Главное место в пантеоне этрусков занимала триада верховных богов – Юпитера, Юнона и Минерва, которых почитали во многих городах под их этрусскими именами. В их честь строили храмы с тремя целлами. Учение о мироздании, разработанное этрусскими жрецами, имело сходство с греческими легендами, но в ещё большей степени – с вавилонскими сказаниями о сотворении мира. С культурой древневосточных народов сближает этрусков и расцвет заупокойного культа. С ним связаны самые ранние памятники искусства Этрурии – погребальные терракотовые урны со скульптурно исполненными крышками, которые относятся к концу 7 и началу 6 века до н. э. В них хранили пепел умершего. Чаще всего крышки украшены фигурками воинов или изображениями человеческой головы. Массивную голову мужчины с резкими и грубоватыми чертами можно увидеть на урне, найденной близ города Кьюзи.

Широкое распространение получили в пластике этрусков большие терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках. Так, на саркофаге второй половины 6 века до н. э. Из Цере мастер изобразил семейную пару знатных этрусков. Опираясь на подушки, они возлежат на пиршественном ложе. Рука мужчины покоится на плече женщины. Их торсы переданы объёмно, тогда как нижняя половина фигуры, скрытая одеждой, выглядит совсем плоской. Образы, созданные ваятелем, привлекают изысканной декоративностью и тщательной отделкой деталей. Художественные приёмы, которыми пользуется скульптор, явно говорят о его знакомстве с произведениями греческих мастеров эпохи архаики.

Храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Архитекторы Древней Эллады в 6 5 веках до н. э. строили преимущественно храмы типа периптера из известняка и мрамора. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании – подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал главный фасад здания. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространёнными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умение делать статуи из обожжённой глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине 7 века до н. э. В 6 веке до н. э. Терракотовая пластика достигает необычайного совершенства. Большой известностью пользовались мастера из города Вейи. Один из них, знаменитый Вулка, был приглашён в Рим, где исполнил терракотовые украшения для храма Юпитера Капитолийского (рубеж 6 и 5 веков до н. э.)

Вулке принадлежала и декоративная скульптура храма Аполлона в Вейях. Крышу здания увенчивали акротерии, среди которых была и многофигурная композиция, представлявшая сцену спора Геракла с Аполлоном из-за оленя. От неё сохранились торс Геракла, голова Гермеса, туловище оленя, часть статуи Артемиды и большая, в рост человека, фигура Аполлона – выдающийся образец этрусской пластики. Правильные черты лица с прямой линией лба и носа, нарядно завитые локоны, удлинённые и косо поставленные глаза, радостная улыбка и орнаментальный узор складок одежды сближают Аполлона с образами греческой скульптуры эпохи архаики. Однако, сравнивая Аполлона из Вей с архаическими куросами, нетрудно заметить, что первый представлен в движении, в то время как вторые – неподвижны. Если эллинские ваятели уделяли основное внимание пропорциональному построению фигуры, её архитектонике, то этрусский мастер стремился уловить выразительность позы.

В 7 – 6 веках до н. э. мастера Этрурии создали оригинальную керамику, которая пользовалась известностью во всех странах Средиземноморья. Амфоры, кувшины и чаши, сделанные на гончарном круге, подвергали обжигу так, что прокопчённая глина приобретала чёрный цвет. Такая техника получила наименование «буккеронеро», что значит по-итальянски «чёрная земля». Затем вазу полировали горячем камнем и украшали то оттиснутыми рельефными изображениями, то рисунками, процарапанными по тускло блестящей поверхности, то скульптурными лепными фигурками животных или птиц.

Этруски в совершенстве овладели приёмами обработки драгоценных металлов и научились изготовлять удивительные по красоте и виртуозной тонкости работы ювелирные изделия. Они знали технику Зерни, делали ожерелья из янтаря, покрывали миниатюрные серьги мельчайшими крупинками золота, украшали золотые браслеты ажурной филигранью – тончайшими золотыми проволочками, узоры из которых напоминают кружева. Например, нагрудное украшение женщины, найденное в Пренесте в гробнице конца 7 века до н. э. На небольшой золотой пластинке художник искусно припаял сто тридцать семь золотых фигурок, изображающих сфинксов, птиц с девичьей головой – гарпий, львов и коней. Каждая из них исполнена из двух тиснёных половинок и обильно украшена зернью. Ряды зверей и чудовищ, чередуясь, заполняют поверхность пластинки. Богатство образов и игра светотени создают яркое декоративное впечатление.

Высокого совершенства достигла и техника бронзового литья. Изображение зверей и фантастических животных особенно увлекали этрусских скульпторов. Около 480 года до н. э. неизвестный мастер создал статую химеры. Её представляли в виде козы с львиной головой и змеиным хвостом. С необычайной убедительностью воплощён в бронзе облик чудовища. Вытянув передние лапы и изогнув спину, химера злобно оскалила свою пасть. Из спины животного вырастает голова козы, в рог которой вонзились зубы дракона Образ огнедышащей химеры, одного из созданий греческой мифологии, воплощал в сознании этрусков страшную стихию подземного мира.

К памятникам искусства Этрурии относится знаменитая в истории Рима статуя Капитолийской волчицы. Мифы рассказывают, что двух братьев- близнецов, которые якобы в 754 году до н. э. основали город Рим, в детстве вскормила волчица. В память об этом событии на Капитолии, одном из семи римских холмов, в конце 6 или начале 5 века до н. э. была установлена статуя. С большой наблюдательностью скульптор изобразил тело хищного зверя с втянутыми боками и выступающими сквозь кожу рёбрами. Пасть волчицы оскалена, уши настороженны, упруго напряжены передние лапы. Фигурки детей рядом с волчицей не сохранились. Совершенное мастерство в изображении животных делает скульпторов Этрурии лучшими анималистами в античном искусстве.

Подобно древним египтянам, этруски украшали росписями стены гробниц. Сами гробницы либо высекали в скале, либо возводили из камня и насыпали над ними курган. Их внутренние помещения часто имитируют комнаты домов этрусской знати.

Римская республика

Город Рим, возник, по преданию, еще в 8 в. до н.э. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной тремя холмами - Капитолием, Палатином и Квириналом, где и образовалась центральная площадь Древнего Рима - Римский форум (форум Романум). Форум имел назначение торговой и общественной площади, его облик сложился уже ко 2 в. до н.э. В дальнейшем к форуму Романум примкнули еще 5 форумов (форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна).

Монументальные сооружения этого времени строились главным образом из каменных пород - известняка, туфа, частично из мрамора. Зодчие Рима этого времени полностью овладели греческими архитектурными ордерами.

Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны два круглых храма богини Весты, построенные во 2 - 1 вв. до н. э. один из них был сооружен на берегу Тибра, на так называемом Бычьем форуме, второй - в 30 км к востоку от Рима в Тиволи (древнем Тибуре). В этих храмах применен стиль, излюбленный стиль римлян, воспринятый ими в Греции.

В этом же стиле выполнен круглый храм, посвященный Геркулесу - Победителю (Ів. до н.э.) Долгое время его считали храмом богини домашнего очага Весты. Храм выполнен из мрамора. Десятиметровой высоты колонны с коринфскими капителями придают изящество и красоту небольшому храму. Перекрытие храма конусообразное, которое лежит непосредственно на капителях колонны.

К І в. до н.э. относится небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме, представляющий собой уникальный образец раннего римского храма псевдо- периптерального типа с ионическими колоннами. Главная ось здания подчеркнута глубоким портиком, опирающимся на 6 колоны и лестницей ведущей к нему. Здание стоит на высоком подиуме, стены сложены из туфа, а колонны из твердого травертина.

На форуме Романум во второй половине 1 в. до н.э. Юлием Цезарем была построена базилика Юлия, (базилика греч. basilike - царский дом - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на три, пять продольных нефов, рядами столбов или колонн; при этом главный средний неф выше боковых) крупное административно - судебное здание - вторая по размеру в Риме.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве Рима периода Республики получил доминирующее значение портрет, рано развивается станковая картина повествовательного характера, декоративная стенная живопись, исторический повествовательныйсюжет.

Портрет. Характерным для республиканского портрета является небольшие размеры бюста, захватывающего половину плеч и срезанного сразу под ключицей.

Согласно сложившемуся культу предков, знатные римляне чтили умершего родственника. Они заказывали скульптурные изображения покойного и хранили эти портреты в специальных шкафах. Изображения воспроизводили только голову, часто далекую от портретного сходства. С конца 2 в. до н.э. с лица покойного стали снимать восковую маску, по которой делалась отливка, точно передающая черты умершего. Задача римского скульптора сводилась к тому чтобы "открыть глаза" и добавить к маске затылок, (без выявления структура черепа и его индивидуальных форм).

Портреты республиканского времени почти всегда изображают исключительно мужчин, очень пожилого возраста. Портретные изображения женщин, юношей и детей можно встретить на надгробных стелах. Известна семейная стела, изображающая поясные бюсты мужа, жены и мальчика - сына.

С развитием общественной жизни, с ростом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется в Риме почетная статуя римлянина, закутанного в тогу («тогатус»). Большой широкий плащ - тога одет поверх туники и драпирует всегда одинаково. Перекинутая через плечо тога образует три группы округлых складок: на груди у пояса, у колен и внизу.

Примером того служит статуя римлянина с портретами предков в руках.

Композиционно статуя "тогатуса" очень проста, это прямо стоящая фигура с опорой на одну ногу и со слегка отставленной другой.

Живопись. Главным источником наших сведений о римской живописи с древнейшего периода и до начала 3 в. до н.э. являются письменные данные. Живописцем Фабием были расписаны стены храма Богини Спасения, Пакувий украсил картинами храм на Бычьем форуме. Но наиболее показательны для этого периода батальные композиции, т. е. картины с изображением сражений. Они должны были точно воспроизводить местность, где происходила битва, расположение войск и т. д.

Декоративные росписи. В период Римской Республики в живописном оформлении внутренних помещений жилого дома использовались два приема росписи:

Первый помпеянский стиль (открыт в Помпеях 2 в. до 80-х г. до н.э.) подражает облицовке цветными мраморами и яшмой. Все архитектурные детали: пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры исполняются на стене объёмно из штукатурки и потом расписываются.

С 80 г. до н.э. в Италии появляется новая система декорации стен, так называемый "второй стиль", существовавший до первых десятилетий 1 в. н. э. (20-х г.).

Стены комнат не обрабатываются объемными архитектурными деталями, а оставляют совершенно гладкими. Архитектурные же детали: колонны, пилястры, сложные карнизы, ниши - все это изображено средствами живописи. В декорации стен вводятся картины на тематику греческих классических художников.

Например, знаменитая стенная роспись второго стиля из дома богатого римлянина на Эсквилинском холме на тему приключений Одиссея (ок 80 г. до н. э.) или фрески "Виллы мистерий" в Помпеях и из виллы Боскореале (сер. 1 в до н.э.). «Вила мистерий», насчитывающая 60 комнат, получила своё название по росписи стен одного из залов. Считается, что образцом для подражания римскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник (мистерию) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядит крылатая богиня с хлыстом в руке, обнажённая танцовщица и коленопреклонённая девушка, припавшая к креслу женщины властного облика.

Римская Империя

С падением республиканского строя и установления империи перед искусством Рима встала задача прославления императора и возвеличивания его власти.

Образ властителя олицетворял силу и мощь Рима. Поєтому скульптура в изображениях императоров при сохранении портретного сходства прибегали к сознательной идеализации.

Идея величия Рима нашла наиболее яркое выражение в грандиозных памятниках архитектуры созданных в эпоху Империи в І - ІV веках. На первый план в римском зодчестве выступает подчеркнутая монументальность сооружений. Строительство преследовало определенную политическую цель подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя в памяти потомков. Императоры соперничали, друг с другом возводя ансамбли площадей, административные здания и зрелищные  сооружения.

Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала "хлеба и зрелищ", императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75 - 80 годах и в средние века получил название Колизей от лат. слова "колоссеум" (колоссальный) или амфитеатр Флавиев. В плане он представляет гигантский овал. Амфитеатр был рассчитан на 56 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть на бои гладиаторов и цирковые представления. Центр Колизея занимала арена в форме эллипса размером 86 на 54 м. под ареной находились клетки для зверей, комнаты для раненых и убитых гладиаторов, а так же водопровод. С его помощью арену запомнили водой и на ней разыгрывались морские сражения. Размеры арены позволяли выпускать одновременно до трех тысяч гладиаторов. По верхнему ярусу шла гребенка огромных деревянных мачт, на которые в жару натягивали тент. Высота внешней, ограждающей стены достигала 48,5 м. Многотысячная толпа зрителей входила в Колизей через восемьдесят арок нижнего яруса и попадала в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене Колизея. Кольцевые галереи повторялись в двух верхних ярусах и служили местом отдыха для зрителей или убежищем на случай грозы.

240 огромных арок в три яруса окружали колоссальный эллипс. Каждая арка была обрамлена полуколоннами, а между ярусами протянуты антаблементы. В первом ярусе полуколонны дорические, напоминающие колонны Парфенона. Однако, в Греции колонна - это опора, а в Колизее полуколонны - лишь декорации: они прилеплены к стене, чтобы замаскировать ее толщину. Во втором ярусе полуколонны ионические, в третьем коринфские. В арках некогда стояли сотни статуй. Они поражали не красотой, а количеством, рассказывали не о красоте и совершенстве свободного человека, как статуи Греции, а о непреклонной силе и могуществе тех, кто поставил их здесь правильными рядами, словно солдат. Это и не случайно. В Греции человек - мера всех вещей, в Риме - песчинка.

Аркада (франц. arcade) - ряд равных по величине арок, опирающихся на столбы или колонны.

Свод - перекрытие здания, имеющее криволинейные очертания составляют основу конструкции Колизея, он столь же характерен для зодчества Рима, как колонна для архитектуры Греции, это вклад Рима в историю мировой архитектуры.

Форму арки римляне использовали и для создания триумфальных памятников, прославляющих победы полководцев и императоров. Одна из лучших триумфальных арок была воздвигнута над священной дорогой, ведущей на Римский форум, в 81 году в память о победе императора Тита над восставшей Иудеей. Сложенная из мрамора арка высотой в 20 м служила постаментом для бронзовой скульптурной группы, которая изображала императора и сопровождающую его богиню Победы на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Высокий пьедестал, на котором, стоит арка, и четыре стройные полуколонны, изящными капителями на ее фасадах, подчеркивают благородную красоту памятника.

Над пролетом арки высечена посвятительная надпись, которая говорит, что сенат и римский народ воздвигли арку божественному императору Титу. Широкий пролет арки (5м 35 см.) украшали рельефы с изображениями триумфального шествия императора Тита. На одном из них император, едущий на колеснице, на другом - римские легионеры несут драгоценные трофеи из иерусалимского храма.

Арка увенчивает не столько победу над Иудеей, сколько самый триумф Тита.

Арки так же использовались при строительстве акведуков, водопроводов, которые доставляли в городе чистую воду из горных источников. Если на пути водопровода встречались реки или овраги, строители воздвигали аркады, которые поддерживали водопроводный канал. Лучше других акведуков сохранился Гардский мост (1в.) (от названия реки Гар, приток Роны). Общая длина водопровода составляла 50 км, но от него осталась лишь трехъярусная аркада, проходящая над долиной реки Гар, она имеет 273м в длину 49м в высоту.

Гордский мост - идеальный образец кладки из тесаного камня. Блоки известняка тщательно пригнаны один к другому, без связующего материала. Пролеты арок достигают 20м, а центральная арка имеет пролет в 24,4м.

Римляне высоко ценили свои архитектурные сооружения, но особенно гордились акведуками. Они утверждали "акведуки - главное свидетельство величия Римской Империи".

Типичным для Рима монументом прославляющий императора является сохранившаяся до наших времен колонна Траяна.

Тридцати метровая (29,73м) колонна, которую венчает дорическая капитель, сложена из семнадцати цельных барабанов каррарского мрамора.

Ее основанием служит мраморный куб высотой в 5,5 м внутри колонны проходит винтовая лестница из 185 мраморных ступеней. На вершине колонны первоначально находился орел, а после смерти Траяна там установили бронзовую статую императора, которая в эпоху средневековья была уничтожена (в 16 в. ее заменила статуя св. Петра, покровителя города Рима). Общая высота колонны со статуей составляет 38м. Лента рельефа обвивает колонну 23 завитками, расширяясь при удалении от зрителя (0,89м внизу и 1,25м вверху) размеры изображений тоже растут в расчете на равную видимость. Рельеф был раскрашен и представлял как бы гигантский полуразвернутий свиток - отчет о победоносных походах. Издалека рельеф, украшающий колонну Траяна, производит впечатление орнаментального узора.

В сценах рельефа - 2500 разнообразных фигур. Между ними были искусно спрятаны окна, служившие для освещения лестницы, проходящие внутри колонны. Во всех важнейших эпизодах войны скульпторы подчеркнули выдающуюся роль Траяна: изображение императора повторяется 90 раз. Рельеф колонны Траяна представляет собой уникальный памятник римской скульптуры.

С именем зодчего Аполлодора из Дамаска из Сирии, связан, как думают многие ученые, другой выдающийся образец римского зодчества - Пантеон императора Адриана, построенный в 120 – 125 годах. Его название переводится с греческого как "Храм всех богов".

Пантеон - круглое в плане здание, перекрытое куполом (ротонда) имеет внутренний диаметр 43,2м с верхним отверстием 8,92 м; портик с 16 коринфскими колоннами (высотой14м, 8 из них по фронту) служит входом в Пантеон, высота здания 42,7м.

Круглая стена здания толщиной в 6,2м стоит на массивном фундаменте, она выполнена в кирпично-бетонной технике. Внутри стены оставлены пустоты для облегчения ее веса. Восемь массивных опор - полонов соединенных между кирпичными арками, поддерживают купол. Наружная часть здания была покрыта белой штукатуркой, купол - позолоченный бронзой. Пол Пантеона выложен мраморными плитами, а стена разделена на два яруса: нижний украшают лоджии (лоджия - открытая галерея, примыкающая к зданию) с коринфскими колоннами и глубокие ниши, где в древности стояли статуи. Верхний был расчленен пилястрами (плоский вертикальный выступ в стене, обработанный в форме колонны) из драгоценного цветного мрамора, которые в 18 веке были заменены современными украшениями.

Пантеон поражает своей гармонической красотой, диаметр здания Пантеона равен его высоте, а высота стены, несущей купол составляет половину высоты Пантеона. Купол изнутри представляет точную полусферу, он украшен пятью рядами кессонов (квадратные углубления на потолках, сводах и куполах) перспективно уменьшающихся, создают ощущение высоты и легкости. Сквозь отверстие в центре купола в храм льётся поток света. Вплоть до конца 19 в. купол оставался непревзойденным по своей величине, а сам Пантеон в течение столетий служил образцом здания, перекрытого куполом.

Неотъемлемой частью городской жизни в Римской империи были общественные бани - термы. В Риме к ІV веку насчитывалось 12 больших императорских терм и сотни, частных бань. Они служили местом отдыха и развлечений. Посещение терм входило в повседневную жизнь римлянина.

Самыми грандиозными в Риме были термы Диоклетиана, вместимостью около 3000 человек.

Термы Каракаллы несколько меньше диоклетиановых, построенных в 211 - 216 годах.

Размеры терм Каракаллы (363 - 535 м). Главное здание - 216 на 122метра, занимало 2,5 га; диаметр кальдария 34м. Термы вмещали 1800 человек одновременно. Главное здание стояло на обширной искусственной террасе. Со всех сторон его окружал парк с аллеями и цветниками, в нем был устроен стадион с трибунами для зрителей и отдельные здания для библиотек, музыкальных и литературных концертов. В главном здании терм по центральной оси располагались открытый бассейн с холодной водой (фригидарий), величественный парадный зал площадью в 2700 м,, теплая баня (тепидарий) и круглая парильня (кальдарий). Справа и слева от оси главных помещений находились вестибюли, залы для раздевания, открытые перистильные дворы, где занимались гимнастическими упражнениями. С замечательным искусством спланирована система водоснабжения и отопления в термах. Вода в бассейнах могла быть заменена и нагрета за несколько минут. Термы Каракалы считались одним из чудес Рима.

 Крупное последнее сооружение Рима - базилика императора Максенция (около 310 г). Это судебно-административное учреждение, в котором протекала деловая жизнь города, превосходило все более рание базилики своими колоссальными размерами и безупречностью конструктивного решения. Прямоугольное в плане здание имело 100м в длину и 76м в ширину. Архитектор решил создать перекрытие над огромной площадью в 6000 кв. м и использовал для этого различные типы сводов. Внутри базилика делилась на три нефа, центральный имел 35м в ширину, столько же в высоту и был перекрыт, как в термах Каракалы, трех пролетным крестовым сводом, чей вес равнялся 7 тыс. тон. Этот свод поддерживали восемь мощных столбов, к которым примыкали монолитные двадцатиметровые колонны, и зрителю казалось, будто они несут тяжесть свода. Центральный зал был значительно выше боковых, и в его продольных стенах, под самыми сводами, были прорезаны окна.

Каждый из боковых нефов включал три помещения, связанные между собой арочными проемами. Боковые нефы были перекрыты цилиндрическими сводами высотой 24,5м и украшены кессонами.

Базилика Максенция послужила образцом для христианских базилик средневековья.

Римская архитектура достигла в эпоху империи своего высочайшего расцвета. Ее технические и композиционно-художественные открытия сыграли огромную роль в истории мирового зодчества. Опыт строителей Рима использовали архитекторы Европы вплоть до 19в.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: