«Перелетные птицы»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).
2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.
3. «Счет птиц». Согласование ИС с числительными.
Один грач – два грача – пять грачей и т.д.
4. «Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
Скворец – скворчонок – скворчата.
Стриж – стриженок – стрижата.
Лебедь – лебеденок – лебедята.
Аист – аистенок – аистята.
Журавль – журавленок – журавлята.
Утка – утенок – утята.
5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.
Клин лебедей – лебедин ый.
Караван журавлей – журавлин ый.
Стая уток – утин ая (стая грачей, соловьев, гусей).
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь.
|
|
7. «Улетели птицы». Употребление родительного падежа ИС в ед. и мн. числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д.
Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д.
8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.
Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.
9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.
Ласточка – щебечет.
Грач – кричит «гра».
Соловей – заливается, свистит, щелкает.
Кукушка – кукует.
Журавль – курлычет.
Жаворонок – звенит.
10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану:
Кто это?
Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом?
Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).
Как поет? Чем питается?
Как называют ее детенышей?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Насекомые»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пчела – пчелка и т.д.
3. «Счет». Согласование ИС с числительными.
Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.
4. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.
5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.
|
|
Муравей сидел около ….
Божья коровка ползла по ….
Жук спрятался под ….
Муха села на ….
Гусеница сидела на ….
Муха ползла по ….
6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.
Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.
Майский жук
Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.
Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей?
б) А для растений?
в) Как появляется на свет майский жук?
8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану:
Кто это?
Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)?
Где живет?
Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Дикие животные наших лесов»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).
2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Медведь – медведушка и т.д.
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.
Один олень – два оленя – пять оленей
Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д.
4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.
У белки – бельчонок (бельчата) и т.д.
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д.
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Волк, лиса, собака, еж; корова, заяц, кролик, лошадь.
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.
Лиса живет (где?) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке.
8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У волка хвост – волч ий, лапа – волч ья, ухо - волч ье, глаза – волч ьи и т.д. с остальными животными.
9. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д.
Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ежи (какие?) - ….
10. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.
Кто? – рыжие белки; белые зайцы; колючие ежи.
Нет кого? – рыжих белок; белых зайцев и т.д.
Даю кому? – рыжим белкам и т.д.
Вижу кого? – рыжих белок и т.д.
Доволен кем? – рыжими белками и т.д.
Говорю о ком? – о рыжих белках и т.д.
11. Составить описательный рассказ про дикое животное (по выбору), по плану:
Кто это?
Домашнее или дикое животное?
Жилище.
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Враги.
Как защищается?
Как называют детенышей?