Цены (тарифы) могут быть классифицированы по различным основаниям

В зависимости от участия государства в процессе ценообразования выделяют свободные и регулируемые цены. Под свободной ценой Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10.05. 1999 г. (далее – Закон «О ценообразовании») рассматривает цену (тариф), складывающуюся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции; под регулируемой – цену (тариф), устанавливаемую соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемую субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

В зависимости от наличия контроля за ценообразованием цены делятся на контролируемые и неконтролируемые.

В зависимости от рынка выделяют оптовые и розничные цены

Субъекты ценообразования. Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:

- юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- республиканские органы государственного управления;

- областные и Минский городской исполнительные и

распорядительные органы.

В соответствии со ст. 12 Закона «О ценообразовании» юридические лица и предприниматели в области ценообразования имеют права:

– самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;

– обжаловать в установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении них республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их выполнения.

При установлении и применении цен юридическое лицо, предприниматель согласно ст. 13 Закона «О ценообразовании» обязаны:

– выполнять решения государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

– соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

– представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Способы государственного регулирования ценообразования. Прямое государственное регулирование ценообразования. Косвенное (экономическое) государственное регулирование ценообразования.

Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Регулирование ценообразования реализуется в формах:

- прямого (административного) воздействия

- косвенного воздействия, т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования.

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства о ценообразовании

Закон «О ценообразовании» в ст. 14 устанавливает ответственность юридических и должностных лиц, а также предпринимателей за:

– нарушение установленных соответствующими государственными органами уровней регулируемых цен (тарифов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения.

– применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование. Перечень товаров (работ, услуг) цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления иными государственными организациями подчиненными правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285;

– нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

– нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов).

К юридическим лицам, предпринимателям, допустившим указанные нарушения, применяются санкции в виде взыскания в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложения штрафа в таком же размере.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием, и наложение штрафа в двукратном размере такой выручки (суммы средств).

Указанные штрафы не подлежат уменьшению на сумму налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Указ от 19.05.1999 г. № 285 устанавливает ответственность за следующие нарушения:

1. Превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке – влечет взыскание с юридического лица и индивидуального предпринимателя, за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, в соответствующий бюджет дохода, полученного в результате превышения цен (тарифов), и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода.

2. Реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) – влечет наложение на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, штрафа в размере до 30 процентов стоимости реализованных товаров (работ, услуг).

Совершение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, указанных нарушений, повторно в течение года после привлечения к экономической ответственности, является основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) регистрирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) – влечет наложение штрафа на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей в размере до 40 базовых величин.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей в размере до 80 базовых величин.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: