Правовое регулирование монополистической деятельности

Правовое регулирование монополистической д-ти осущ. Закон РБ "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

Монополистическая деятельность - ЭТО про­тиворечащие антимонопольному зак-тву действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, гос. органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей. Признаки монополистической деятельности: 1) Противоправность; 2) Мон. д-ть яв-ся деянием; 3) специфический субъектный состав. Мон.д-ть может осуществляться только субъектами хоз-ой д-ти; 4) заключает в себе антиконкурентный характер; 5) наносит вред.

Виды монополий: Правомерная( государственная, естественная и чрезвычайная монополии) и Неправомерная. Правомерная монополия- ЭТО государственная, естественная или чрезвычайная монополии;

 Государственная монополия- ЭТО система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных гос. органов или иных специально уполномоченных субъектов права; Естественная монополия -ЭТО система общественных отношений, санкционированная гос-вом, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары. Чрезвычайная монополия- ЭТО – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

Неправомерная монополия- это монополия которая не входит в правомерную монополию. Ее проявление- недобросовестная реклама, использование чужих знаков.

Доминирующее положение субъекта хозяйствования на рынке товаров, работ, услуг- ЭТО исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Способами государственного контроля за действиями субъектов хозяйствования, занимающими доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг) является- разукрупнение, контроль за созданием и прекращением хозяйствующих субъектов, контроль за приобретением доли участия в уставном фонде хозяйствующих субъектов.

Разукрупнение- ЭТО реорганизация путем разделения, выделения структурных подразделений, единиц (разукрупнение) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее по­ложение на товарных рынках, может осуществляться в двух Формах: инициативное разукрупнение и принудительное разукрупнение.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в РБ антимонопольным органом и другими гос. органами в пределах их компетенции осуществляется гос. контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием гос. органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках. Антимонопольный орган осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке. За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйство­вания несут юридическую ответственность, а также применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия. Гражданско-правовая ответственность наступает в форме возмещения убытков. Возме­щению подлежат убытки (вред), причиненные хозяйствующе­му субъекту, потребителям или гражданам в результате зло­употребления хозяйствующим субъектом доминирующим по­ложением. Меры административной ответственности применяются в виде штрафа и взыскания прибыли, полученной с нарушения­ми норм антимонопольного законодательства, в бюджет, а также лишения права заниматься определен­ной деятельностью. Уголовная ответственность наступает: за нарушение норм антимонопольного законодательства; установле­ние или поддержание монопольных цен; ограни­чение конкуренции; незаконное использование деловой репутации конкурента; дискредитацию деловой репутации конкурента; распространение ложной информации о товарах и услугах и т.п. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: