Волевая сфера личности. Структура волевого действия

Общее понятие о воле. Существенной особенностью всех психических процессов и личности в целом является ак­тивность - непроизвольная и произвольная. Непроизволь­ная активность возникает без предварительного намере­ния человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью.

Произвольная активность возникает по нашему наме­рению, с заранее поставленной целью, она связана с на­шим «Я» и протекает с сознательным усилием. Произволь­ная активность лежит в основе волевых действий, которые в отличие от непроизвольных, всегда совершаются по оп­ределенным мотивам.В обыденной жизни мы называем волевыми действия, связанные с преодолением встретившихся на жизненном пути трудностей.

Волевое действие осуществляется по собственному ре­шению человека, оно является осознанным и намерен­ным. Человек его принимает на ос­нове внешней или внутренней необходимости. Всякому волевому поступку предшествует определенная мысль, успех нашего поведения зависит от ясного представления цели и от степени ее желательности для нас. С волей мы имеем дело всегда, когда ставим перед собой цели и при­лагаем усилия для их достижения, преодолевая проблемы и трудности, которые встречаются на этом пути.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мо­тивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивацией поведения и поступков человека. Произволь­ное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не нуждается в волевой регуляции.

Если мотив не очень сильный, то преодоление препят­ствий и трудностей при достижении цели требует так на­зываемого волевого усилия - особого состояния нервно-пси­хического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие осуществляется через дополнительно созданное побуждение к действию или деятельности. Важную роль в появлении, создании новых мотивов играет воображение человека, предвидение тех или иных возможных послед­ствий своей деятельности. Например, 28-летний французский врач Ален Бомбар отправился в одиночку через оке­ан, чтобы изучить приспособляемость организма в не­привычных для человека условиях в целях уменьшения смертельных случаев во время морских катастроф. По его мнению, смерть наступает чаще всего по причинам пси­хологического, а не физиологического порядка: люди уми­рают не от голода или жажды, а от страха. И вот, на пять­десят третий день своего плавания он один, без пищи, в крохотной резиновой надувной лодке, не веря глазам сво­им увидел корабль. Первым порывом было намерение от­казаться от продолжения эксперимента, тем более что ка­питан корабля предложил забрать его вместе с лодкой. Но приходят мысли: прекращение рейса снизит ценность ре­зультатов. И. Бомбар принимает трудное решение плыть дальше

Структура (ступени) волевого действия Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие является волевым.

Импульсивное (непроизвольное) действие ведет к удов­летворению непосредственной потребности без сознательной цели и усилия воли, а также без учета возможных по­следствий. Импульсивными являются протягивание руки ребенка к игрушке или удар, нанесенный в порыве гнева.

Привычные действия совершаются также без особого усилия воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычными действиями являются привет­ствие, умывание по утрам, выполнение обычных производ­ственных заданий и пр.

Волевое действие имеет следующие ступени (или струк­туру).

Первая ступень - постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответство­вать или не соответствовать цели. Происходит так называ­емая «борьба» мотивов.Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожное усилие воли. Для того чтобы в жаркую погоду пойти ку­паться или начать читать давно разыскиваемую книгу, не требуется серьезного усилия воли. Определение цели за­канчивается принятием решения - действовать так, а не иначе и действие реализуется. Второй ступенью волевого действия является мыс­ленное планирование - как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Для того чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсника. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в об­ществе нормами поведения. Недопустимо исходить из прин­ципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши. Третьей ступенью в волевом действии является ис­полнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешни­ми трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь.Иногда достижение цели не пред­ставляет трудности и не требует усилий, но чаще всего это все-таки связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - вне­шние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, пассив­ность человека, плохое настроение, привычка действо­вать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложно­го самолюбия и т.д.

Люди со слабо развитой волей не проявляют настойчи­вости, решительности, не умеют сдерживать себя, подав­лять сиюминутные побуждения во имя более общественно значимых, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Они нередко отступают даже перед незна­чительными трудностями и проблемами.

               


Расстройства эмоционально-волевой сферы, их виды. Эмоции - реакция в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственных действий.Среди эмоциональных проявлений выделяют эмоциональные: состояния, реакции, отношения.Нарушения могут касаться любой из названных групп явлений.

Эмоциональные состояния - определенный нервно-психический тонус, устойчиво сохраняющийся на протяжении длительного времени. К ним, прежде всего, относится настроение. В норме настроение характеризуется колебаниями в связи с многочисленными впечатлениями и переживаниями человека. В случае патологии настроение может быть резко изменено в сторону его повышения или понижения; оно может претерпевать резкие изменения или быть однообразным на протяжении длительного времени, а также Повышение настроения как основной симптом отмечается при маниакальном состоянии. Больные чувствуют себя счастливыми, полными сил и энергии, физические нарушения и заболевания игнорируются, окружающее кажется интересным; они в курсе всего происходящего, оживлены, деятельны.Один из вариантов повышенного настроения - эйфория. Благодушие и беззаботность не соответствуют бедственному положению беспомощных больных с расстройствами памяти и слабоумием, страдающих органическими ослабоумливающимизаболеваниями (прогрессивный паралич, сосудистое поражение ЦНС).

Пониженное настроение характерно для депрессивных состояний. Главным признаком является ощущение тоски, настолько иногда тягостное и невыносимое, что больные кончают жизнь самоубийством.

Апатия — пустое эмоциональное состояние, полное равнодушие ко всему, эмоциональная тупость считается дефицитарным симптомом.

Состояния дисфории — периоды измененного настроения с раздражительностью, злобностью, недовольством собой и окружающими, взрывчатостью, склонностью к агрессивным и разрушительным действиям.

Слабодушие — состояние эмоциональной слабости, лабильность в сфере чувств. Состояние характеризуется постоянными колебаниями настроения, возникающими по ничтожному поводу; отмечается повышенная слезливость, а при подъеме настроения — сентиментальность.

Растерянность — состояние недоумения, сопровождающее развитие острого расстройства психической деятельности с нарушением самосознания и предметного сознания.

Эмоциональные реакции — эмоциональные ответы на биологически или социально значимые раздражители. Эмоциональная реакция всегда конкретна.

Аффект — кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

          Воля и ее нарушения

В человеческой деятельности основными являются волевые действия. Волевыми мы называем такие действия, которые направлены на достижение сознательно поставленных целей.

В патологии наблюдаются состояния выраженного в различной степени ослабления воли. Особенно большое значение имеет абулия, т. е. безволие. При абулии больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он подолгу лежит или сидит в постели, часто в стереотипной позе. В конце концов больной перестает производить даже те действия, которые направлены на удовлетворение наиболее примитивных физиологических потребностей (перестает есть, становится неряшливым, неопрятным). Под гипобулией понимают менее выраженные ослабления волевых действий. Гипербулия - характеризуется кажущимся повышением деятельности. Хотя трудно себе представить, что воля в истинном ее понимании может укрепляться под влиянием болезни, однако этим определением нередко пользуются в клинике. Гипербулия встречается у больных, находящихся в состоянии чрезмерно повышенного, маниакального настроения.Наиболее резкое нарушение действий выражается в различных формах ступора, состояниях полной обездвиженности. При этом может наблюдаться автоматическая подчиняемость, или каталепсия, когда больной застывает в приданном ему положении. Наиболее выраженная форма автоматической подчиняемости - состояние восковидной гибкости. Больной сохраняет при этом любую, приданную его телу, позу.У психически больных нередко встречаются нарушения мотивации деятельности, в качестве симптомов болезни выступают различные «мимовольные» поступки. К ним относятся прежде всего импульсивные действия и импульсивные влечения.Больной вдруг начинает громко кричать, ломает мебель, выбрасывается из окна, разбив стекла, бежит по улице, ударяет первого же попавшегося человека, садится в поезд, уезжает и т. п.Импульсивные, часто плохо мотивированные или совершенно немотивированные влечения, овладевающие рассудком больного, подчиняющие себе все его поведение, встречаются в нескольких видах. Клептомания — навязчивое стремление к воровству. Клептомания характеризуется прежде всего тем, что больной крадет вещи, не нужные ему, не представляющие для него никакой ценности.Известны и другие импульсивные влечения: пиромания — стремление к поджогу, дромомания - непреодолимое стремление к бродяжничеству, дипсомания - влечение к пьянству, копромания — стремление ругаться нецензурными словами и др.У больных, страдающих психическими заболеваниями, бывают извращения основных инстинктивных влечений, проявляющиеся в стремлении покончить жизнь самоубийством, к самоистязанию, в отдельных случаях больные отказываются от приема пищи.Для людей со слабой волей характерен низкий уровень развития указанных волевых свойств, обычно их называют слабовольными. Для них в особенности характерны внушаемость — легкая подверженность чужим влияниям, и внешне противоположное внушаемости качество — упрямство, негативизм. При абулии нередко отмечается мутизм — молчание, больной не говорит, не отвечает на вопросы.Однако необходимо помнить, что и противодействие, и молчание могут иметь психологический смысл и обусловливаться не наличием истинных проявлений негативизма и мутизма, а другими причинами — больной слышит голоса, запрещающие ему принимать пищу и отвечать на вопросы; считает, что пища его отравлена и т.д.К нарушениям относят и эхолалии (повторение больным слов, которые он слышит) и эхопраксии (повторение движений, которые совершают окружающие).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: