Психология профессиональной деятельности

Психология профессиональной деятельности изучает трудовые и профессиональные особенности взаимоотношения людей. Эта наука была создана для изучения условий труда и создания способов решения задач, связанных с трудовой деятельностью и анализом этой деятельности.

Каждый человек сталкивается с вопросами профессионального развития. Психология профессиональной деятельности отвечает на такие вопросы как:
что делать со стрессами, возникающими на работе или из-за трудовой деятельности;
как избежать манипуляций, возможных со стороны вышепоставленных сотрудников;
как правильно вести себя при общении с конфликтным сотрудником и другие.Стоит отметить, что при поиске или смене трудовой деятельности появляется ряд новых проблем, связанных со знакомством нового коллектива или прохождением собеседования.
     Изучение трудовых и профессиональных взаимоотношений

Знания по психологии профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что проблем в работе, которые невозможно было бы решить, не существует. Самое важное в том, что нужно найти верный подход к их решению. Психологию профессиональной деятельности обычно относят к научно-практическому направлению. Основной целью этой науки является исследование профессиональных и трудовых взаимоотношений, а также изучение индивидуальных особенностей работника.

     Психология труда. С психологией профессиональной деятельности взаимодействует психология труда, которая представляет собой область науки, направленную на создание путей решения определенных задач, появляющихся в процессе трудовой деятельности человека. В современном изучении психологии профессиональной деятельности применяют экспериментальные, наблюдательные и опросные методы в соответствии с такими задачами профессиональной диагностики:
определение уровня профессионализма;выявление потенциальных возможностей человека;установление соответствия профессии запросам и ожиданиям человека;
установление соответствия человека необходимым требованиям профессии и другие.

      Изучать конкретного работника необходимо с помощью системного подхода, учитывая все его особенности. Задачи профессиональной диагностики применяются вместе с задачами, которые помогают выделить профессиональный потенциал возможностей человека, выявление уровня профессионализма. При возможности оказывается помощь конкретному работнику в получении наилучшего результата с использованием его профессиональных навыков.

 


Синдром эмоционального выгорания, способы профилактики. Часто в компанию принимается человек и он быстро включается в суть дела, работает с хорошими результатами.Работа «горит» в руках нового сотрудника, а потом у него портятся отношения с коллегами, он перестает работать в полную силу. В            таких случаях говорят, что человек «сгорел». В медицине это состояние человека называется синдромом эмоционального выгорания.

Под длительным воздействием стрессов, которые так характерны для современных профессий, психические, физические и эмоциональные ресурсы человека заканчиваются. Он автоматически начинает защищаться от состояния переутомления, от опустошения своих энергетических запасов. При этом человек этого не осознает, он уверен, что с ним ничего не происходит, просто его не понимают окружающие люди. Но со стороны «выгорание» заметно хорошо, так как его признаки заметны и в речи человека и в поведении.

Признаки «сгорания» человека:

- быстрое утомление, усталость от активной профессиональной деятельности, отдых, которого было всегда достаточно, не приводит человека в норму;

- частые колебания давления, головные боли;

- бессонница или полное нарушение сна, когда человек только заснет и снова просыпается, а потом не может уснуть;

- негативное отношение к клиентам вместо обычного нейтрального или положительного;

- повышенная раздражительность, ухудшение отношений с людьми на работе и дома;

- злоупотребление кофеином, алкоголем, никотином;

- постоянная рассеянность;

- отрицательный настрой на работу, отсутствие мотивации, инициативы;

- снижение эффективности труда;

- личная отчужденность, когда значимые для человека события не вызывают должного эмоционального отклика у него или совсем его не волнуют;

- негативное отношение к себе, отсутствие чувства юмора;

- постоянное чувство бессмысленности происходящего, вины, неудачи.

Если у человека наблюдаются такие признаки, даже частично, то значит начался процесс «выгорания».

«Выгорание» может происходить не только с одним человеком, но и с коллективом.

Признаки «выгорающего» коллектива:

- большая текучесть кадров;

- низкая вовлеченность в работу персонала;

- сотрудники постоянно ищут «козла отпущения»;

- разделение коллектива на группировки;

- режим зависимости, т. е. гнев на руководителей, проявление безнадежности и беспомощности;

- отсутствие среди коллег сотрудничества;

- снижение инициативы;

- возрастание неудовлетворенности работой;

- выражение негативного отношения к роли и функции подразделения.

Чем ярче выражены признаки и чем их больше, тем хуже положение.

Эмоциональное выгорание для человека опасно тем, что он теряет интерес к жизни, перестает общаться с людьми, тормозится в профессиональном и личном развитии. Он становится одиноким потому что сам создает вокруг себя вакуум. Он воспринимает себя жертвой жестокого мира, считает жизнь несправедливой.

Для коллектива и руководителя эмоциональное выгорание сотрудника отражается на снижении производительности его труда. Человек работает спустя рукава, не стремится к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей. Окружающим приходится переделывать или доделывать работу за своего «выгоревшего» коллегу, а иногда вообще брать его работу на себя. Еще большую опасность представляет собой высокая скорость распространения «выгорания». Подверженные «выгоранию» становятся циничными, пессимистичными людьми. Взаимодействуя с другими людьми на работе они воздействуют своим стрессом на них и могут целый коллектив превратить в собрание «выгорающих» жертв «неинтересной» работы, «скверной» компании, «плохого» начальства и т. д. «Выгоранию» больше всего подвержены самые лучшие сотрудники, которые относятся к работе наиболее ответственно, вкладывают в свое дело душу. Также ярче и быстрее «горят» сотрудники, которые работают с клиентами, а вслед за ними в «дым» превращается часть прибыли.

Последствия «выгорания» и для отдельного человека и для группы образуют замкнутый круг: новый человек, заменивший «сгоревшего», оказывается в «зараженной» среде и тоже «заболевает», пополняя «клуб угольков». Поэтому простая замена человека в коллективе неэффективна и все затраты связанные с ней сводит на нет. Помочь в решении проблемы может другое решение.

Как всегда, спасение утопающих — дело рук этих же утопающих. Чтобы суметь противостоять эмоциональному выгоранию человек должен изменить позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина жизни», который ответственен за все, что происходит с ним и вокруг него, а значит, он сам позволил довести себя до такого состояния.

Для профилактики синдрома эмоционального выгорания нужно научиться сохранять позитивное отношение к происходящему в жизни. Для этого нужно смотреть на результат, сосредотачиваться на том, какие выгоды можно извлечь и чему научиться из сложившейся ситуации, а не думать о том, что ничего не получается и искать, кто виноват в проблемах.

Другой способ самозащиты - искреннее, эмоциональное общение: когда есть поддержка людей, чувство «локтя» в коллективе, то будет мало вероятности «сгореть». Умение ставить перед собой реальные цели также снижает риск «выгорания». Реальные цели и верно расставленные приоритеты дают человеку возможность ощутить свою успешность и повышают самооценку. Если человек ставит себе слишком великие цели, а ресурсов у него для этого недостаточно, то результата он не добьется. В результате у него снизится самооценка, он будет считать себя неудачником.

Еще один способ профилактики эмоционального выгорания — поддержание себя в хорошей спортивной форме. Руководитель может только поддержать подчиненного в этой нелегкой борьбе. Например, похвалить за успехи, даже, если он делает не совсем то, что положено; дать сотруднику понять, что он важен для компании.

Отличной профилактикой служит демонстрация подчиненному перспективы карьерного роста с четким распределением критериев продвижения. Так будет предотвращено одно из основных проявлений синдрома эмоционально выгорания — чувство бессмысленности работы.Также причиной «сгорания» людей является монотонность работы. Если есть возможность внести в деятельность подчиненных разнообразие, то лучше руководителю это сделать, что непременно положительно отразится на эффективности работы. Для «тушения пожара» годятся любые перемены: место работы, график работы, функции и обучение. Эти простые приемы эффективны в борьбе со «сгоранием».

Чтобы предупредить эмоциональное выгорание сотрудников нужно украшать и обогащать жизнь интересным веселым общением, искусством, музыкой, походами на природу, литературой.

Тактика среднего медицинского работника. Современный лечебный процесс во всех областях медицины является сложным делом и для своего осуществления требует большой слаженности и четкости действий всех звеньев медицинских работников. Средний медицинский работник в современной клинике, поликлинике, диспансере, санатории должен хорошо понимать психологическое состояние больного, его отношение к процессу лечения, должен уметь проводить простые экспериментально-психологические исследования (анкеты, опросы, беседы), а также владеть приемами психического воздействия на больных и применять их.

Большое значение имеет обстановка лечебного учреждения, начиная с приемного отделения, для создания у больного спокойного положительного отношения к лечению, уверенности в благоприятном исходе заболевания, надежды на избавление от страдания. Уже само расположение лечебного учреждения, окружающие здания, красивый сад, удобные подходы и проезды к больничным зданиям, привлекательный вид этих зданий, их окраска — все это должно быть учтено при строительстве и переоборудовании лечебных учреждений.

Особое значение указанные моменты имеют для детских медицинских учреждений. В приемном отделении крайне важен продуманный и организованный порядок приема и регистрации больных. Одним из основных факторов должна быть быстрота обслуживания больного на этом этапе. Недопустимо, чтобы больной длительное время ожидал врача или медсестру в приемной, а также являлся свидетелем приема других больных, особенно находящихся в тяжелом состоянии, в бессознательном состоянии, с тяжелыми травмами. Излишний формализм, заполнение громоздкой документации, различные канцелярские манипуляции также отрицательно действуют на больных. Отношение к больному должно быть участливым, теплым, но без излишней слащавости или фамильярности. Многие больные тягостно переживают необходимость расстаться с личными вещами, которые они сдают на хранение, а также переодевание в больничную одежду, не всегда отличающееся привлекательным цветом и покроем.

Обстановка лечебного учреждения и многие звенья лечебного процесса в настоящее время значительно

Медицинские психологи сейчас тщательно изучают вопрос о взаимоотношениях медицинского персонала и больных и находят, что эти два контингента еще отделены друг от друга исторически сложившимся укладом больничной жизни. Это приводит в некоторых случаях к авторитарности (командованию) по отношению к больным, иногда к формализму, а чаще всего к равнодушию и отдаленности медицинской сестры от больного.

Современные отношения больного и медицинского работника должны строиться как равноправные, как отношения единомышленников, заинтересованных в общем деле, которое они вместе выполняют. Если работа организуется именно так, то тогда не может быть случая, чтобы процедурная сестра оборвала больного, сказала, что не его дело, какое лекарство ему вводится, хмуро молчала во время неприятной или болезненной инъекции. Медицинская сестра не должна забывать здороваться с больным, улыбаться ему, в рамках своей компетенции объяснять смысл процедуры или иного мероприятия, которое она осуществляет. Следует подчеркивать хорошие результаты, которые наступят у больного в процессе лечения, приводить примеры отличных результатов у других больных (точно назвав их, чтобы больной мог узнать у самих больных). Даже мимика медицинской сестры должна отражать участие, сочувствие и внимание в то время, как больной будет рассказывать ей о своем состоянии.

Указанные отношения и сближения больных и персонала не должны переходить в отношения фамильярные, вульгарные, не должны выходить за пределы медицинской компетенции сестры, должны строиться на взаимном уважении. Так, например, при самых хороших отношениях не следует больных называть на «ты». Рекомендуется избегать ненужных проявлений физической близости — похлопывать по плечу, поглаживать по спине и голове, прикасаться при разговоре, брать за руку и пр.

Роль медицинского персонала в смысле психологического воздействия на больных велика при различных дополнительных исследованиях (рентгеновское исследование, томография и др.).

Медицинский работник не должен быть немым и безучастным исполнителем технической процедуры. Бесспорно, что если во время исследования в кабинете находится врач, то основная психотерапевтическая работа выполняется им. Однако и в этом случае роль персонала весьма значительна. Следует позаботиться о том, чтобы больной не явился свидетелем исследования других больных, а также разговоров врача и его помощников между собой о результатах исследования предыдущего больного. Кратко, но в доступной и ясной форме больного следует познакомить с сущностью проводимого исследования, а лицо, непосредственно обслуживающее его (чаще всего фельдшер, техник, методист), инструктирует больного, как он должен себя держать во время исследования, и предупреждает о всех ощущениях, которые больной почувствует в ходе исследования (например, раздражение светом и звуком при снятии электроэнцефалограммы, покалывания в коже лба и затылка при процедуре электросна, ощущениях, связанных с зондированием желудка или двенадцатиперстной кишки). Следует там, где это возможно, подчеркнуть безболезненность манипуляции, применение обезболивания (хлорэтил, новокаин и пр.), а в том случае, если ожидаются неприятные или болевые ощущения, — подчеркнуть их кратковременность и полную обратимость.

Отрицательные эмоции, такие, как тревога, страх, напряженное ожидание, вызывают значительные изменения во многих системах организма (повышение артериального давления, усиление аритмии сердечной деятельности, увеличение содержания сахара и адреналина в крови, изменение продукции многих гормонов и т. д.). Различные медицинские вмешательства (например, хирургические операции и др.) протекают более тяжело, имеют больше осложнений в том случае, если на эмоциональное состояние больного не обращается достаточного внимания.

Из сказанного ясно, что врач и медицинская сестра должны уметь говорить и обращаться с больным. Больному, в меру его культурного развития, в соответствии с особенностями его личности и характера, нужно разъяснить смысл и значение проводимых диагностических мероприятий, а в дальнейшем — смысл и значение лечения. Конечно, здесь не может быть стандарта и шаблона. Один больной нуждается в обстоятельном и убедительном разъяснении, другой — в коротком объяснении, без излишних деталей и подробностей. Однако общей чертой всех разъяснений этого рода должны быть — оптимистический характер, конкретность, живой, яркий пример положительного значения указанных мероприятий. Медицинский работник не может отделываться общими фразами, уклоняться от ответа на вопросы больного, отвечать формально.

Ложь в отношении больных даже «с добрыми намерениями» недопустима. Помимо этической стороны дела, ложь может быть быстро разоблачена больным; это резко подорвет его доверие к лечащему врачу и проводимому лечению. Сведения, которые могут травмировать больного, лишить его необходимой активности в борьбе с болезнью, не должны сообщаться больному. Нужно сказать больному все обнадеживающее, что может быть извлечено из особенностей его болезни и личности.

Отношение врача к больному, внимательное и теплое, не должно, однако, быть неразумно уступчивым, потакающим ему. Это же относится и к среднему медицинскому персоналу. Медицинской сестре часто приходится отказывать больному, домогающемуся, например, снотворных или наркотических средств, злоупотребляющему болеутоляющими или возбуждающими лекарствами. То же относится и к соблюдению режима, иногда весьма тягостно переносимого некоторыми больными. Отказ медицинского работника должен быть, конечно, обоснованным, мотивированным, дружелюбным. Не должны применяться такие ответы, как «не положено», «не назначено», «не выдумывайте сами себе назначения».

Необходимо полное единство тактики врача и среднего медицинского персонала. Бывает так, что врач скрывает от больного какой-нибудь диагноз, например инфаркт миокарда, а приходящие для проведения тех или иных процедур сестра, лаборант, рентгенотехник и др., не предупрежденные лечащим врачом, прямо или косвенно сообщают больному об этом диагнозе.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: