Психологические особенности общения медицинского работника с пациентами

При общении с пациентом медицинский работник должен уметь:

1. Установить правильный психологический контакт. С первой встречи надо создать впечатление приветливости, участие, готовности помочь. Доброжелательная, ровным, уверенным голосом проведенная с пациентом беседа, приносит успокоение, снимает напряженность.

2. Рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но учитывая при этом содержание медицинской тайны.

3. Успокоить и одобрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии.

4. Оградить ранимую психику пациента от воздействий отрицательных факторов, в том числе относящихся к лечебно-диагностическому процессу.

5. Хранить медицинскую и личные тайны пациента.

6. Использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

7. Уметь определить в беседе индивидуальные личностно-характерологические особенности пациента (характер, темперамент, способности, потребности)

8. Профессионально и грамотно строить взаимоотношения с родственниками пациента, с другими сотрудниками и коллегами медицинского коллектива, не допускать критики их в присутствии пациента.

При общении с пациентом средний медицинский работник должен соблюдать этику - деонтологические нормы и принципы поведения, создавать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и медицинского учреждения. Забота, внимание являются основой контакта между медсестрой и пациентом. Успех понимающего общения зависит от способности медсестры к эмпатии.

Эмпатия (от англ. чувствование) - это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Быть в состоянии эмпатии - значит на какое - то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир. Если такая способность теряется и у медсестры возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой требуется психологическая помощь. Чтобы пациент был искренним, открытым с медсестрой, он должен чувствовать искренность и с ее стороны. Искренность или конгруэнтность - совпадение трех пластов: коммуникации вербального, невербального и чувственного. Только при полном сочувствии пациенту, при понимании его положения возможен настоящий контакт между ним и медицинским персоналом, что так необходимо для успешного лечения. Медсестра обязана быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Общение между медсестрой и пациентом, а так же всех, кто участвует в сестринском процессе, должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.

Ятрогении - психогенное расстройство, возникающее как следствие деонтологических ошибок медработника, неправильных, неосторожных высказываний и действий. Существенную роль в возникновении ятрогенных заболеваний играет личность пациента. Способствуют ятрогении повышенная тревожность, мнительность, внушаемость, чрезмерная сосредоточенность на своем здоровье, астенические черты личности. Чаще такие состояния возникают у женщин, особенно в периоды биологических кризисов, к которым относятся беременность, роды, климактерический период. Ятрогениям почти в равной степени подвержены люди с разным уровнем образования, хотя у лиц с высшим образованием они отличаются большей сложностью логических построений. Клинически ятрогении проявляются различного рода невротические психическими расстройствами (в первую очередь депрессией), которые обычно сочетаются с вегетативно-соматическими дисфункциями (колебания АД, диспептические расстройства, нарушение сна и аппетита).  

Типичные причины, вызывающие ятрогении:

- неосторожное словесное воздействие или воздействие путем неречевых средств (мимика, жесты);

- поспешная или необоснованная информация о диагнозе или прогнозе заболевания;

- неверное толкование лечебных и диагностических процедур;

- «немая» ятрогения от бездействия и невнимания медперсонала;

- неправильное хранение медицинской документации.

В последнее время появились понятия:

- «сестрогении» - психические нарушения, возникающие у пациента вследствие неосторожных слов или действий медицинского работника;

- «эгогении» - влияние пациента самого себя в связи с болезнью или определенным состояние здоровья; это результат положительного или отрицательного самовнушения пациента;

- «эгротогении» - взаимное влияние пациента друг на друга.

Открытые взаимоотношения предполагают приятие, сопереживание, участие в процессе общения. Медсестра взвешивает поведение пациента, принимает во внимание положительные и отрицательные факторы этого поведения, сознательно не придает значение отрицательным фактором, а на положительные факторы поведения, способствующие развитию стремления к здоровью, заостряет внимание.

Сосредоточение внимания необходимо при общении с пациентом. Медсестра, умеющая слушать, легче распознает потребности пациента, не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся "темы" в высказываниях пациента. Сестре для большей отдачи при взаимодействии с пациентами следует использовать приемы "отзеркаливания", повторять позы, мимику, жесты пациента, синхронизировать дыхание. Для установления правильного психологического контакта необходимо учитывать индивидуальные особенности личности пациента (характера, темперамента и др.) их изменений во время болезней.

 


Специфика общения медицинского работника с коллегами. Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны, для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи находящимся в нем на лечении. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации. Для взаимопонимания в коллективе каждому его члену важно знать личностные особенности коллег и свои собственные. Сделать это можно методом наблюдения за окружающими, самонаблюдения. В ряде случаев следует прибегнуть к экспериментально - психологическому тестированию - индивидуальному и анонимному. То, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности. Главный смысл универсальных правил общения в том, чтобы создать здоровую психологическую среду, обеспечить каждому человеку комфорт в общении, тем самым создать условия для его развития и совершенствования.

Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт других медсестер. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами. Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого - с вышестоящим руководством.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: