Выделяют следующие способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций

Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). Действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.

Принуждение (противоборство) - высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия  направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Происходит восприятие ситуации как победы или поражения.

Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокойкооперативностью. Субъект готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

Компромисс, сотрудничество - высокая напористость сочетается с высокойкооперативностью. В этом случае действия  направлены на поиск решения, полностью устраивающего обе стороны.

Встразрешенияи другие способы разрешения межличностных конфликтов: координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование между организационными единицами может производиться на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями. конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта, вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение — одно из средств управления конфликтом.


           Психология агрессии. Агрессия (от лат.нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Понятие «агрессия» используется в различных значениях. В соответствии с теорией инстинктов (В. Мак-Дугалл, 3. Фрейд, К. Лоренц) агрессия - естественное внутреннее свойство человека; форма поведения, которая определяется врожденными инстинктами.

Наказание и агрессия - взаимосвязанные элементы: наказание в одних случаях может усилить, а в других ослабить или вообще не повлиять на проявление агрессии.

Психологи считают, что мы учимся агрессии не только потому, что это может быть полезным, но и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми.

Человек усваивает агрессивную манеру поведения так же, как и большинство социальных навыков, наблюдая за действиями окружения, имитируя эти действия, замечая последствия этих действий, под воздействием вознаграждений и наказаний. Агрессивному поведению можно научиться путем инструментального обоснования и моделирования, находясь под влиянием случайного окружения.

Известен эксперимент по моделированию, во время которого дети, просматривая фильм, наблюдали поведение взрослого относительно определенных игрушек: агрессивное и неагрессивное. При этом каждая модель поведения имела два разных варианта последствий: наказания и вознаграждения.

Следовательно, различные группы детей наблюдали одну из четырех моделей поведения взрослого:

- агрессию, которая вознаграждалась;

- агрессию, которую наказывали;

- неагрессивное поведение, которое вознаграждалось;

- неагрессивное поведение, которое наказывалось.

Были получены следующие результаты:

- дети, которые наблюдали за агрессивной моделью, были в своих поступках агрессивнее, чем их сверстники, которые посмотрели фильм с противоположной моделью поведения взрослого;

- дети, которые наблюдали за агрессией, которая вознаграждалась, проявляли ее чаще, чем те дети, которые наблюдали за - наказанной агрессией;

- наказанная агрессия взрослого воспроизводилась детьми в играх с подобными игрушками.

- Важным в этих наблюдениях является то, что они имеют научную, социальную и психологическую ценность, поскольку дают возможность увидеть фундамент социальной агрессии; наметить как пути ее профилактики, так и формирование неагрессивной модели поведения.

В контексте рассмотрения трех подходов (теорий) к проблеме агрессии в межличностном взаимодействии важной является проблема факторов, которые провоцируют проявление социальной агрессии.

Прежде всего интересен вопрос, отношения демонстрации насилия на телеэкране до агрессивного поведения. Так, психологические исследования показали, что в большинстве случаев наблюдается кратковременное влияние насилия в средствах массовой информации на склонность к агрессии.

В ходе других исследований ученые пришли к выводу о наличии взаимосвязи между просмотром телепередач, которые демонстрируют агрессивное действие и сцены насилия с агрессивным поведением. В частности, тестирование индивидов в возрасте 8, а затем 18 лет показало, что относительно высокая агрессивность в восемнадцатилетнем возрасте сопоставлялась с частыми просмотрами фильмов со сценами насилия в возрасте 8 лет.

Эти данные наводят на размышления об авторитетной для детей и взрослых социальной модели поведения, которую несет телевидение. Сцены насилия, за которыми мы наблюдаем с телевизионных экранов, могут служить моделью собственного поведения даже тогда, когда за агрессивное поведение наказывают. Однако самым опасным приемом, с точки зрения воспитания, является агрессия, которая вознаграждается.

Среди других факторов, провоцирующих проявление агрессивного поведения, называют следующие:

- норма возмездия (вендетта, кровные войны и др., т.е. в соответствующей культуре агрессия, враждебность по отношению к другой может быть нормой);

- эффект оружия (если человек имеет оружие, то он ищет возможность ее применить, ведь наличие оружия увеличивает предрасположенность индивида к агрессивному действию);

- страх наказания (опасность быть пойманным и наказанным в целом снижает агрессивность, взамен на рецидивистов

угроза наказания должным образом не влияет);                                                                              

- самоутверждение (посредством агрессивных поступков, унижения другого человека).

Как можно свести агрессию к минимуму? Считается, что молча сдерживать свою агрессию так же неэффективно, как и срывать свой гнев на окружении.

Известные неагрессивные способы выявить собственные чувства и сообщить другим, как их поведение повлияло на вас: перестройка «ты-высказывания» на «я-высказывания», то есть подается чувства таким образом, что другому человеку становится легче отреагировать на него положительно, положительно или, по крайней мере нейтрально.

А. Маслоу предлагал такие источники борьбы со злом: движение к зрелости (самоактуализации) и правильная организация социальных институтов.

С позиций теории социального научения, необходимо поощрять в подрастающем поколении кооперативность и неагрессивное поведение, укреплять его, ведь в экспериментах было показано, что дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировали, а неагрессивные действия поддерживали.

 

 


Альтруизм как психологический феномен. Альтруизм в социальной психологии толкуется, во-первых, как мотив предоставления кому то помощи, который не связывается сознательно с собственными эгоистичными интересами, во-вторых, как поступки, направленные на благо другого человека, притом, что есть выбор, осуществлять их или нет; в-третьих, как помощь другому, что не требует вознаграждения, без свидетелей, ценой возможных собственных потерь.

Есть так называемый чистый (настоящий, аутентичный) альтруизм, который не рассчитывает на благодарность. В великих гуманистических учениях, в классической мировой литературе, именно такой альтруизм описывался и прославлялся как наивысшая ценность человечества, как лучший образец для подражания.

Вместе с тем известно немало примеров, когда альтруистическое поведение проявляется на публике и когда альтруистический поступок не обязательно лишен личной выгоды. В частности, многие поп-звезды имеют определенные преимущества, когда жертвуют временем и деньгами ради тех, кто нуждается, ведь своими альтруистические действиями способствуют популярности собственных записей.

То же самое можно сказать и о бескорыстности альтруистического поведения: в некоторых случаях она явно или скрыто, но вознаграждается. В этом контексте возникает и такой вопрос: «А есть ли альтруистический поступок человека, который помогает злостному преступнику?»

Альтруизм, с одной стороны, характеризуется как действие, которое ничего не предусматривает взамен, а с другой - поступок, который может осуществляться на людях и по какому альтруист может получить вознаграждение.

Однако и в первом, и во втором случае - это помощь другому. Кроме того, такая сфера проявлений человеческой личности приобретает смысл только в системе определенной социальной деятельности, то есть только широкий социальный контекст позволяет правильно интерпретировать альтруизм.

но положительную связь между хорошим настроением и оказанием помощи:

готовность помочь возрастает при условии хорошего настроения (отсутствие опасности), вызванного успехами и приятными воспоминаниями; плохое настроение (наличие опасности), когда человек сосредоточен на себе, подавляет альтруизм.

Зачастую оказывают помощь другим люди эмоциональные и те, которые являются самостоятельными в своем жизненном выборе.

Известно немало фактов, которые свидетельствуют прежде всего о том, что можно создать такую ситуацию, где человек автоматически или по принуждению проявит себя альтруистом. Также считается, что альтруизм возникает как одно из последствий «грехопадения», то есть чувство вины усиливает склонность к оказанию помощи.

Вместо этого, по результатам исследований, одни действия по оказанию помощи являются явно эгоистичными (чтобы заслужить одобрение, избежать наказания, стать частью определенной группы и т.п.), вторые - почти эгоистичными (облегчить внутренний дистресс), третьи - собственно альтруистические, направленные на увеличение чьего то блага (забота о благополучии других, а не о своей личной).

Результаты исследований показали, что готовность оказывать помощь близкому человеку возрастает, если тот, кто и получает, находится в состоянии горя, печали, т.е. речь идет о альтруизме, основанном на соболезновании. Была также проведена серия опытов, в которых зафиксировано, что атрибутивное перевоспитание повышает желание участвовать в социально значимых действиях, т.е. оно направляется на формирование альтруистического поведения и способствует его закреплению.

Альтруистические действия связанны с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства.

В связи с этим были выделены нормы, которые мотивируют альтруизм:

взаимность;

справедливость;

социальная ответственность.

Относительно нормы социальной ответственности, то она предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые зависят от вашей помощи.

Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условиях готовность прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа.

Причины, которые тормозят процесс предоставления помощи:

- размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех);

- общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивного поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасное событие);

- боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи).

Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: